«Сказки в экокультурном воспитании дошкольников»

Малыш приходит в детский сад, с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения. Развить фантазию ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки.

Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают также новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес детей к теме рассказа или занятия делает обучение более эффективным. С этой точки зрения уместность использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к ним появляется у человека в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования.

Дети очень хорошо усваивают характеристики животных — героев сказок: волк злой. Лиса — хитрая, заяц — трусливый. И часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с птицами и зверями и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову. Многими педагогами сказки рассматриваются как природоохранные, хотя на самом деле также отражают потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнают, как много благ дает нам природа (например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место для охоты), а затем делается вывод: именно поэтому природу надо беречь.

Выбирая сказки для занятий с детьми, тщательно продумывать их содержание. Если для общего развития ребенка подходят любые сказки, то для целей экологического образования следует отбирать те, которые наиболее точны в определении ценностей. С другой стороны, экологически «неправильные» произведения могут послужить отправной точкой для обсуждения (но не критики), особенно при работе со старшими детьми. Важно верно направить ход беседы, дать ее участникам возможность высказать и обосновать свои взгляды.

Существуют разнообразные классификации сказок. Так, различают бытовые и волшебные сказки, авторские, народные и т. д. Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников, на занятиях по экологии. Нестандартный подход к сказкам помогает сделать интересным совместную деятельность детей младшего возраста и их родителей.

Особенно серьезно относятся к сказкам дошкольники. Поэтому при работе с младшими ребятами очень важно бережно относиться сказочному сюжету: просто читать и обсуждать текст, использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам.