Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды.

Лурия Александр Романович дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов. Теплов Борис Михайлович писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения. Жукова Надежда Сергеевна дает периодизацию формирования слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.

Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков занимались изучением звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Н.Н. Китаева в своей диссертации затронула проблему нарушения звуко-слоговой структуры слов у дошкольников с задержкой психического развития. З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С. Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.

Итак, слоговая структура слова это взаиморасположение и связь слогов в слове (Четверушкина Надежда Сергеевна)

При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучании и могут проявляться следующим образом:

Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – «моток»- «молоток»

Опускание слогообразующей гласной – «пинино»- «пианино»

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных –«команата»-«комната».

Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – «деворе»-«дерево»

Перестановка звуков соседних слогов – «гебемот»- «бегемот»

Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечение согласных – «тул»-«стул»

Вставки согласных в слог – «лимонт» – «лимон»

Уподобление слогов – «кококосы»-«абрикосы»

Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение)

«били…били…билитекарь»-«библиотекарь»

Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)

«нананасы»-«ананасы»

Контаминации (смешение слов)

« в холодильнице»- «в хлебнице и холодильнике»

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).

Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и, рассчитанный на учебно-игровую форму работы, материал. Сделана попытка систематизировать весь практический материал. В основу положена классификация Марковой А.К., которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

Двухсложные слова из открытых слогов: вода, дыня, сова и т.д.

Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, утята и т.д.

Односложные слова: мак, лук, мед и т.д.

Двухсложные слова с закрытым слогом: банан, совок, каток и т.д.

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, ванна, тапки и т.д.

Двухсложные слова из закрытых слогов: кактус, фонтан, бублик и т.д.

Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор и т.д.

Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, конфеты и т.д.

Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, шиповник, художник и т.д.

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: матрешка, избушка, клубника и т.д.

Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: лист, куст, клей и т.д.

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, травка и т.д.

Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

Многосложные слова из открытых слогов.

Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительная группа). Вся коррекционная работа представлена в форме разнообразных игр и игровых упражнений. Лексический материал подбирается с учетом правильного звукопроизношения. По этой причине в речевом материале с 1 по 5 тип слоговых структур не используются слова, содержащие свистящие, шипящие, фрикативные и сонорные звуки, кроме звука «Й» и мягкого «Л».

Методические рекомендации к проведению занятий по устранению нарушений слоговой структуры слова (Четверушкина Надежда Сергеевна)

Первый год обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно делятся на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.

Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Так как в 1-ом периоде уже изучены практически все гласные звуки первого ряда. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного Л и работа по дифференциации этих звуков.

Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

Дифференцированный подход к детям, который учитывает психические особенности ребенка, его работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова.

Из лексического материала исключаются слова, с дефектно произносимыми звуками.

Тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов.

Многократная повторяемость на каждом речевом материале.

В коррекционной работе можно выделить два этапа.

1. Подготовительный этап — работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цели: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.

2.  Собственно коррекционный этап — работа ведется на вербальном материале.

Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова у конкретного ребенка.

На подготовительном этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку.  Сколько раз ударили в барабан?).

Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике.

Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.

Упражнения на развитие координации рук: упражнения на выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.).

Графические упражнения на переключение (продолжи строчку)

Все виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.

Работа на вербальном  материале.

Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

 Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3.

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

Взрослый может предложить такие вопросы. На каком плече моя рука? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? и т.д.

Упражнение 2.

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.

Упражнения 3.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.

Упражнения 3.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.

Упражнения 4

Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Упражнение 1.

Поставь вверху листа точку, внизу палочку,  нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

Упражнение 2.

От  поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

Упражнение 3

Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\;  … < … <…<

Упражнение 4.

Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.

Упражнение5.

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение1.

Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)

Упражнение 2.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

Упражнение 3.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7

Упражнение 4.

Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».

Упражнение 5.

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение 6.

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.

Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.

Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после  предъявления инструкции взрослым.

Артикуляционные упражнения.

-открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

-язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

два раза щелкнуть языком, один раз подуть;

-втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;

-беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);

Упражнения для рук.

–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

-класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

-показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;

-из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;

3.Упражнения для тела:

-наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

-помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

-топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

Упражнение 7.

Повторение ритмических рисунков за взрослым отстукивание, отхлопывание, притоптывание.

Коррекционный этап

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

              А – И                                    А – И – О                                У – А – И – О

              А – У                                    У – А – И                                Э –У – А – И  

              И – О                                    И – О – Ы                                А – И – О – Ы

              Ы – А                                   Э – У – А                                  И – Э – У – А

              У – Э                                    А – Ы – О                                 У – А –Ы –О

              А – О                                    И – Ы – Э                                 О – И – Ы – Э

              О – У                                    О –У – А                                   Э – О – У –А

Упражнение 2.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

на одном выдохе, при этом плавно;

громко (тише, совсем тихо);

чередуя громкость в пределах одного ряда;

со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);

быстро (медленно).

Упражнение 3.

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:

сосчитать количество звуков;

показать то же количество пальцев, сколько звуков;

отстучать звуки молча;

встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;

назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;

узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

повторить звуки в обратном порядке.

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:

с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП      ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК       БОК – ВОК;

прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ       АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ     УФ – УФЬ

МО – МЁ     ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

сосчитать количество слогов;

выложить палочки по количеству слогов;

сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;

определить одинаковый звук в ряду;

придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);

придумать и  («загадать») слоги с данным согласным;

повторить ряд слогов в обратном порядке;

повторить только первый и последний слог ряда;

произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);

выделить ударный слог (отражённо);

назвать первый (второй, третий) звук слога;

составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;

сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.

наращивание слогов;

уменьшение количества слогов;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст