Собрание для родителей

«Профилактика эмоциональных нарушений у детей»

Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития детей и профилактике эмоциональных нарушений.

Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным.

Но в наше время все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.

Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка.

Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Причем, например, такое состояние, как агрессия, может быть результатом копирования поведения окружающих или защитной реакцией. «Защищаясь», ребенок может совершать, казалось бы, необъяснимые поступки: убежать из дома, чтобы взрослые искали его, думали о нем, и т. п.

Существует множество примеров, когда невротическое состояние становится неврозом, с которым обращаются к врачу. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком.

Влияние наказаний.

Предварительно записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы:

Наказывают ли родители детей? За что?

Как ты думаешь, это бывает обычно справедливо или нет?

Что чувствует человек, ребенок по отношению к тому человеку, который его наказывает?

Если бы ты был (а) мамой(папой), наказывал(а) бы ты своего ребенка?

За что хвалят детей родители? Часто ли это бывает?

Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой. Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему.

Ситуации для анализа.

Как, по вашему мнению, нужно реагировать в следующих ситуациях…

Вы находитесь дома. Вдруг из другой комнаты раздаетсязвон бьющегося стекла. Вы вбегаете в комнату и видите своегоребенка, стоящего у осколков вашей любимой вазы. Он испуган…

Вы ссоритесь с близким человеком. Ребенок все слышит.Как вы думаете, что он может испытывать при этом? И как отреагировать,если малыш заплачет?

Вы вместе с ребенком идете на прогулку. Он несет новуюигрушку. В конце прогулки вы вдруг замечаете, что игрушки нет,где-то она потерялась и найти ее, увы, уже невозможно.

Как бы вы поступили, если бы ваш ребенок вас обманул?

Ваш ребенок вернулся с прогулки грязным.

С чего вы начнете разговор, разбирая плохой поступок ребенка?

Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем? В чем вредфизических наказаний?

Надо ли объяснять ребенку, почему вы ему что-то запрещаете?

Таким образом, проблема наказаний может встать, если ребенок сделал что-то не так.

Правила поддержания дисциплины:

при наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чемделать ему плохое;

требования родителей не должны противоречить важнейшимпотребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть);

должна быть согласованность правил между родителями;

тон предъявления требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным;

объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные черты характера являются для ребенка предметом подражания. Многочисленные факты говорят о том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями.

Многие дети готовы получить любую порцию наказания, чтобы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь временные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего неповиновения.

А главное, знать, что всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением малыш говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Таким образом, причины стойкого непослушания ребенка надо искать в глубине его психики.

Существуют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:

Борьба за внимание.

Борьба за самоутверждение (борьба против чрезмернойродительской власти и опеки).

Желание отомстить (за развод родителей, за разлуку с семьей – он у бабушки или в больнице, за оказание большего внимания младшему и другое. В глубине души ребенок переживает, страдает, а на поверхности – протесты, непослушание).

Потеря веры в собственный успех («Мне все равно…» «Пусть буду плохим…»).

Влияние телевидения.

На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение.

Вопросы для обсуждения:

Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев)любит ваш ребенок.

Не замечали ли вы, что после просмотра какой-либо передачи как-то изменяется поведение ребенка?

Бывает ли, что, когда нет времени заниматься с ребенком,вы оставляете его у телевизора, не зная, какие передачи сейчасидут?

Стараетесь ли вы как-то ограничивать время просмотрателевизора вашим ребенком?

Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить.

Есть две точки зрения ученых о влиянии телевидения на зрителей. Одни считают, что оно позволяет зрителям мысленно пережить происходящее на экране, дать выход агрессивным эмоциям и избавиться от них. Другие, наоборот, считают, что демонстрация насилия способствует принятию агрессивных стереотипов поведения.

Исследование, проведенное в России, показало, что российский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каждые 12 минут, а в вечерние часы – каждые 4 минуты. А если прибавить к этому обилие сообщений о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах, в результате которых гибнут люди, то можно представить, каким слабым и незащищенным должен чувствовать себя ребенок.

Все это рождает в нем чувство тревоги, страха, неуверенности или агрессивности. И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви. Эта информация позволяет вам задуматься над тем, что смотрят ваши дети по телевизору, приносит ли им это пользу, развивает ли их хорошие качества.

А сейчас каждый из вас самостоятельно выполнит короткое упражнение.

Родители получают карточки с заданием.

К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец-вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой.

Вы понимаете, что детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения.

Если ребенка часто критикуют… …он учится верить

Если ребенка часто высмеивают… …он учится осуждать

Если ребенок живет с чувством …он учится уверенности в себе

безопасности…

Если ребенка часто подбадривают… …он учится справедливости

Если с ребенком обычно …он учится хорошо к себе относиться

честны…

Если ребенка часто одобряют… …он учится быть терпеливым

Если к ребенку часто бывают …он учится быть робким

снисходительны…

А теперь давайте проверим себя

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?