Представление собственного педагогического опыта

Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению».

Актуальность

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое.

Использование упражнений на развитие пальцевой моторики имеет практическую значимость и играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием.

Регулярное опосредованное стимулирование речевых зон коры головного мозга положительно сказывается на исправлении речи детей.

Совершенствуются внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью. Прослеживается положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

Формируются контрольно – оценочные навыки деятельности.

Концептуальность

Цель: создание системы работы по коррекции мелкой моторики рук, которая позволит за время пребывания ребенка в детском саду частично или полностью восстановить двигательные навыки пальцев кистей рук.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Формирование познавательной активности и творческого воображения

Проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно – развивающие:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики

Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

Развитие тактильной чувствительности рук.

Развитие речемыслительной деятельности.

Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Воспитание внимания к обращенной речи.

Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.

4. Формирование коммуникативных навыков.

Своеобразие и новизна опыта заключается в развитии координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Наличие теоретической базы

Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. Предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М.Я. Аксенова, О.С. Бот, Л.С. Рузина, В. Кудрявцева, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, А.К. Толбанова и др.). Т.А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. В.В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

Работая над данной темой, я изучила и использовала следующую методическую литературу.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». Санкт-Петербург, Лань, 1996. Настоящее пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, логопедов учителей подготовительных и начальных классов. Занятия, содержащиеся в данном пособии, способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность); оно знакомить детей с геометрическими фигурами, со счетом. Эти все функции тесно связаны с развитием речи, способствуя ее развитию.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Ярославль: «Академия развития», 1997г. В книге представлена программа развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Родители и педагоги найдут здесь игры и упражнения по развитию движений рук, смогут освоить с ребенком пальчиковую гимнастику, выполнить различные графические упражнения. В книге также описаны диагностические задания, которые помогут определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.

Е.И. Синицына. «Умные пальчики», серия «Через игру – к совершенству». Москва лист «1999». Пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, гувернеров, педагогов дошкольных гимназий и начальных классов. В книге собранно: пальчиковые игры – для развития мышления, речи, мелкой моторики; пальчиковые упражнения – для подготовки руки к письму, развития чувства ритма и воображения; игры для театра пальцев. Методика, положенная в основу этой книги, прошла многолетнюю апробацию в студиях творческого развития, детских садах, школах.

Тюменцева С. Н. «Готовим пальчики к письму». Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2006.

В книгу включены 34 занятия по развитию пальцев рук и подготовке детей дошкольного возраста к письму. Пособие рассчитано на учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Максимова Е.А., Рахматуллина О.Н., Травкина О.П., Черных А.Н. «Готовим пальчики к письму». Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, обруч, 2011.

Программа основана на апробированных эффективных методиках и оригинальных авторских разработках. В книге описаны особенности развития мелкой моторики рук у детей от рождения до школы, представлен годовой план занятии для всех возрастных групп детского сада, даны описания упражнении и игр, включенных в план. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки ребенка, родителям.

Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.

B книге представлены игры с нестандартным оборудованием, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою, координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Издание предназначено педагогам ДОУ, а также может быть полезно родителям и гувернерам в домашних занятиях с детьми.

Ведущая педагогическая идея

Изучив теоретическую базу по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, определила основные этапы работы в этом направлении: сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;

повысить у детей интерес к упражнениям, превратив их в занимательную игру;

начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом – обе);

все упражнения выполнять сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом.

Оптимальность и эффективность средств

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики взаимосвязана со всеми видами детской деятельности и ведется в двух направлениях:

Специальные (индивидуальные и подгрупповые ) занятия.

Коррекционные упражнения в различных видах предметно – практической деятельности.

Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры.

Их использую как самостоятельное упражнение, включаю в занятия или использую после напряженной мышечной нагрузки в качестве активного отдыха.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. Я разделила их на группы и определила назначение.

Игры – манипуляции.

Сюжетные пальчиковые игры.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Пальчиковые кинезиологические упражнения ( гимнастика мозга).

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей рук.

Пальчиковый театр.

Игры с завязанными глазами.

Тонкие движения рук формируются и совершенствуются и в других формах работы.

Игры с палочками

Игры с бумагой

Ниткопись

Различные виды штампов

Шнуровка

Тестопластика

Одной из форм коррекции мелкой моторики руки является работа в тетрадях в клетку.

Результативность опыта

В конце учебного года я провожу контрольную диагностику моторики кистей и пальцев рук. Результаты отражают положительное влияние комплексной работы по развитию мелкой моторики детей и способствуют

- получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;

- развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;

- способствуют развитию коммуникативных навыков

У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, активными, уверенными в своих силах.

Возможность тиражирования

Накопленный мною опыт работы по развитию мелкой моторики детей был обобщен на педсовете № 3 от 28.022012 по теме: « Речевое развитие детей: проблемы, пути его решения в условиях детского сада и семьи» и может быть использован педагогами ДОУ.

Приложение

Пальчиковые упражнения и игры

ЗАВОДНЫЕ МАШИНКИ

Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. Ведущий “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох — и машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж!”

Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.

ПРОПЕЛЛЕР

Вложите шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами.

По сигналу закрутите карандаш, передавая его с пальца на палец. Старайтесь не придерживать его большим пальцем

Маленький секрет: всегда старайтесь подхватывать карандаш ближе к его середине, тогда он не будет вываливаться из пальцев.

Чей пропеллер крутится быстрее?

“ЛАДОННЫЕ ИГРЫ”

Игры не являются пальцевыми в строгом смысле этого понимания. Они “ладонные”. Они являются живым примером того, что и в обстановке веселого абсурда сами помогают себе, развивая внимание, чувство ритма, существуя в постоянном телесном и словесном контакте друг с другом — и между собой. включая счет (в первом случае) и звуко-буквенный анализ во втором случае).

ЛЕТЕЛИ ДРАКОНЧИКИ

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стихотворения, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

На кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: Один!” (хлопок) — “Два!” (ответный хлопок) — “Три!” При произнесении последнего числа тот, чья рука на данный момент очутилась “под ударом”, должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

ЛЕТЕЛА КОРОВА

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например “трава”. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — “т”, следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего “а”. Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

В КОПНУ

Дети ставят на стол стопу кулаков, каждый по очереди ставит свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: “Чья копна на моей копне?” Обладатель верхнего кулака отвечает: “Моя!”, и тотчас слышит: “Ветром сдует, огнем сожжет!” — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: “Чья копна в поле одна?” —”Моя!” —”Убирай , поезжай домой!” — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак— проигрывает.

ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй — указательным, либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — “выпустить воробья из гнезда. Можно щекотать ладонь, делать обманные движения, но нельзя применять силу всей руки: воробей должен быть выпущен только при помощи действий одного пальца.

КОЛОДЕЦ

Играют двое. Первый берет две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу на расстоянии, чуть меньшей длины спички. Второй берет еще две спички и осторожно укладывает их к первым перпендикулярно им так, чтобы получился квадрат.

Первый вновь укладывает свои спички поверх спичек второго. Колодец постепенно растет.

Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец.

ШАЛАШ

Спичечный коробок ставится между двумя играющими на ребро. Первый играющий осторожно ставит спичку под углом со своей стороны коробка, затем второй ставит со своей.

Играющие продолжают ставить спички, выстраивая шалаши. Разрушивший строение или уронивший хотя бы одну спичку проигрывает.

ГРЕБЕШОК

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки надеты на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки так, что пальцы левой руки встают, как петушиный хвост.

Потом на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой руки и в петушиный гребешок превращаются пальца правой руки.

КОШКА ВЫПУСКАЕТ КОГОТКИ

Раз! — поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка.

Два! — быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: “Мяу”!

Приложение 2

Пальчиковые игры с пластилином и глиной.

Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно создать все, что захочется. Из глины и пластилина можно:

-скатать самый маленький шарик;

-скатать самый большой шарик;

-скатать короткую “колбаску”;

-скатать длинную “колбаску”;

-скатать высокий столбик;

-скатать низкий столбик;

-разделить столбик на две (три, четыре) равные части;

-раскатать лепешку, “попрыгать” по ней пальцами (кулачками)-на что это стало похоже?

-скатать длинные “веревочки”, а из них сплести косички;

-накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек).

Приложение 3

Игры с бумагой, карандашом, крупой, бусами, орехами

Цель: Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

При выполнении этих упражнений ребенок проговаривает стихотворения:

1.  “Карандаш”.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

2.  “Орехи”.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

3.  “Бусинки-горошинки”.

Покатаю я в руках

Бусинки, горошинки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.