ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПРИ ИГРЕ НА ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ».

«Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь музыку,- что может быть увлекательнее и прекраснее!».

В настоящее время к начальному музыкальному обучению детей дошкольного возраста предъявляются большие требования. Наиболее значимые: создание условий для поиска и выявления индивидуальных способов общения с музыкой, творческое развитие музыкальности, оказание помощи в формировании внутреннего мира и самопознании.

Современная музыкальная практика, стремясь отвечать актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям детей, всё чаще обращается к формам творческого музыкального общения, представляющим сегодня ценность и интерес.

Игра на инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся формой приобщения к совместному коллективному музицированию. Её назначение – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребёнка, обогащать художественный опыт, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувства ритма, эмоциональное отношение к музицированию. Важно подчеркнуть, что в современном музицировании реализуется коммуникативная природа музыки и потребность в музыкальном общении.

Одним из разработчиков синтетической формы музицирования был Карл Орф, который создал систему и назвал «Элементарное музицирование». Свою музыкально-педагогическую концепцию он адресовал педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания. Его система приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребёнка. Соединение музыки, слова и движения составляет основу занятий по принципам Орфа. Опираясь на его систему, была создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой, предназначенная для занятий музицированием с детьми дошкольного возраста в детском саду. Задача программы: помочь детям войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Программа Т.Э.Тютюнниковой идеально подходит к обучению детей дошкольного возраста игре на инструментах. Она позволяет творчески подходить не только к занятиям, но мыслить так же. Педагог превращается в «человека-оркестр», который соединяет всё неожиданное, причудливое, и он чувствует появление чего-то необычного и нового. Игра становится основой всего происходящего на занятии. Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей! На первоначальном этапе применяю «ритмические оркестры», в которых дети играют, хлопая в ладоши, притопывая ногами. Данные упражнения постепенно усложняю: меняю ритм, способы хлопков, притопов, шлепков. Звучащие жесты являются лучшим средством к импровизации, формированию чувства ритма. Также использую и речевые упражнения, основой для которых служит детский фольклор: считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, заклички, песенки. Ритм, заключённый в словах и фразах ощущается детьми естественно и «извлекается без труда»: прохлопывается, протопывается, прошлёпывается и переносится на инструменты. Интересную мысль о естественной природе такой игры высказал музыковед М.Харлап: «Между речью и музыкой есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые игры начинаю использовать с детьми младшего возраста, обыгрывая их как сценки. Детям старшего возраста доступны цепные рифмы и песни, дающие возможность разворачивать длинные сюжеты. Речевые игры и упражнения являются лучшим средством развития у детей голоса, артикуляционного аппарата, чувства ритма, интонационного слуха. Именно из речи ребёнок черпает более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуком. Общность выразительных средств речи, движения, музыки, доступность и лёгкость речевого импровизирования являются основой для творческих действий детей.

Игру на инструментах можно считать продолжением игры со звучащими жестами. Шумовые инструменты привлекают детей, поскольку именно эти инструменты просты и доступны для них. Они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки, не боясь, что сломают их. А если и сломают, то смогут сделать подобные из подсобных материалов.

Следующим этапом обучения детей игре на инструментах является игра в оркестре. Уже с детьми младшего возраста разучиваю небольшие пьесы. Но прежде, чем играть в оркестре, сначала использую звучащие жесты: хлопки в ладоши, по ногам, «фонарики». Данная работа занимает 2-3 занятия. Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог легко делать руками те движения, которые необходимы для игры на инструменте на протяжении всей пьесы.

В старшем возрасте использую шумовые оркестры под фонограмму. Это ,замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как звучит настоящий оркестр. Оркестр под фонограмму даёт мне возможность руководить детьми во время исполнения, что значительно упрощает подготовку к концертным выступлениям. В основном использую классическую музыку – это «Пиццикато» А.Делиба, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича, «Итальянская полька» С.Рахманинова, «Турецкий марш» В.Моцарта и другие. Шумовые оркестры включаю в праздники и развлечения.

Занятия в оркестре дают положительные результаты, независимо от того, на каком инструменте играет ребёнок. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков.

Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств: способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира.

Благодаря обучению детей игре на инструментах, для меня открылись горизонты собственного творчества. Мною был разработан перспективный план по обучению детей игре на инструментах, подобраны музыкальные произведения для игры в оркестре под фонограмму, изготовлены шумовые инструменты, игры, систематизирован материал по развитию чувства ритма и голоса.

Главный итог моей работы с детьми дошкольного возраста – сохранить любовь и интерес к музыке, воспитать знатока музыки и направить их на путь добра, красоты, человечности!