Сопровождение детей с РАС в коррекционно – логопедической работе.

Коротко о нашем учреждении… Детский сад – массовый, работает в режиме инклюзии третий год. В состав групп общеразвивающей направленности включены дети с особыми образовательными потребностями (по 3 – 4 ребенка в группу). Диагнозы различные : Синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, окклюзионная гидроцефалия, задержка психического развития органического генеза. Для плавного и безболезненного включения детей в инклюзивные группы функционирует структурное подразделение «Лекотека». В этой статье мне хотелось бы остановиться на особенностях коррекционно – логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Работа с аутичным ребенком – дело тонкое, требующее ощутимых временных затрат, поэтому каких-либо видимых результатов мы достигли пока только в работе с Лизой П., которая посещает наш детский сад третий год.

Хотелось бы коротко остановиться на некоторых моментах. Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, ни в коем случае не форсируя события, и помнить: главная задача педагога вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

На всех этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала.

Лиза поступила к нам в детский сад с заключением ПМПК – неравномерное развитие эмоционально – личностной сферы, задержка психоречевого развития с элементами аутоподобного поведения.

Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, некоторые из них присущи и Лизе. Это:

- Эхолалии, часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

- Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, («попугайность») речи, что при её хорошей памяти на первых порах создавало иллюзию развитой речи;

- Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге;

- Отсутствие в речи личных местоимений и неправильное их употребление (о себе – Лиза);

- нарушения грамматического строя речи;

- Нарушения звукопроизношения.

В коррекционной работе торопиться с исправлением дефектов звукопроизношения мы не стали, так как сосредоточение не на смысловой, а на технической стороне речи может затормозить развитие и коммуникативной функции.

В начале работы с Лизой невозможны были такие традиционные формы отработки текста, как рассказ по картинке, по серии картинок. Это объясняется тем, что основные проблемы такого ребенка – отсутствие длительного произвольного сосредоточения, игнорирование и негативизм по отношению к тому, что не имеет отношения к его интересам и пристрастиям.

Учитывая советы специалистов – прорисовывать с ребенком его рассказы, нами была применена техника лепки из соленого теста. Лизе предлагалось слепить, «нарисовать тестом» то, о чем она ведет речь. Любимая игрушка девочки – Чебурашка, с ней она первый год посещения детского сада не расставалась. И в рисунке, и в лепке изображала Чебурашку в различных вариациях. Постепенно во время игр с высушенными фигурками, Лизе предлагались фигурки, вылепленные другими детьми и изображающие других персонажей. На первых порах, она их просто отодвигала, занимаясь со своей игрушкой и рассказывая о ней.

Используя интерес и замысел ребенка, была пересмотрена форма организации индивидуальных коррекционных занятий. Структура занятия на сегодняшнем этапе коррекционной работы близка к общепринятой, Лиза с интересом выполняет предложенные ей задания.

Примерная структура занятия.

Артикуляционная гимнастика.

В данном случае, учитывая интерес ребенка к компьютеру и навыки пользования им, используются компьютерные игры и презентации.

Дыхательные упражнения.

Простейший массаж и самомассаж язычка

(Удается выполнять только в текущем учебном году – спустя полтора года после начала занятий).

Пальчиковая гимнастика.

Ритмические движения пальцев рук являются средством повышения функционального состояния коры больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Мы проводим ряд подвижных игр с пальцами, сопровождаемых речью педагога и ребенка.

Работа с разрезными картинками по лексической теме.

Задача этой части занятия – развивать зрительное восприятие, умение видеть целое из частей. Изначально работа с мозаикой, разрезными картинками пользовалась успехом у девочки, однако речью эта работа не сопровождалась. Сейчас Лиза охотно придумывает имена, клички, составляет предложения по картинке.

Работа над лексической темой.

Эта часть занятия подразумевает знакомство с определенным лексическим материалом, овладение навыками словообразования. Помимо картинного материала, используются фигурки, вылепленные ребенком из теста. Ребенок охотнее рассказывает о том, что он сделал сам, подбирает имена, определения. С готовыми фигурками очень интересно проходят занятия по обучению пересказу.

В текущем учебном году мы уже более активно используем картинный материал, что не вызывает у Лизы никакого протеста (наблюдался на первых порах)

Также на занятиях активно используются игры на развитие высших психических функций, с обязательным речевым сопровождением.

Большим для нас результатом является уже то, что ребенок занимается 20 – 25 минут. Без протестов, активно взаимодействуя со взрослыми.

Здесь , главную роль, мне кажется, сыграло то, что ребенок нашел в коллективе взрослых человека, с которым ему комфортно и удобно. Именно доверие к этому человеку постепенно помогло нам всем (специалистам детского сада) найти пути взаимодействия с девочкой. Постепенно, маленькими шажками, она начинает обращать внимание на людей рядом.

В текущем учебном году совместно с детьми инклюзивных групп нашего детского сада был создан мультфильм по сказке В.Г.Сутеева «Мешок яблок » (размещен в сети Интернет http://www.youtube.com/watch?v=9rSJTToKaGM

http://www.youtube.com/watch?v=bFQ5M-fwLlk)

Это яркий пример сопровождения интересов детей. Роль вороны в мультфильме озвучивала именно Лиза. Это самый большой результат, которого нам удалось достичь. Но это был очень длительный процесс.

Кроме Лизы, дети с расстройствами аутистического спектра, посещают структурное подразделение детского сада Лекотека. Почти все из них практически неговорящие, избегающие контакта. Только у одного мальчика преобладание положительных эмоций. Он с удовольствием отзывается на игровые действия взрослого, пытается взаимодействовать с другими детьми. Нами было отмечено, что постепенно дети переходят к этапу отдаленного наблюдения за ним, а иногда на короткий промежуток времени не отказываются находиться рядом и подражают ему. Мы пытаемся использовать в Лекотке тот небольшой опыт, который у нас имеется. Однако, учитывая несколько другой тип нарушения и уровень развития детей, большая роль отводится взаимодействию с родителями.