ШУМСКИЙ ДЕТСКИЙ САД -

структурное подразделение Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

«Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»

Социально-личностный проект

«Издание газеты детского сада, как один из способов повышения информированности родителей»

Творческая группа:

Руденко Ольга Васильевна, старший воспитатель

Шкилева Елена Валерьевна, воспитатель

Тарасенко Валентина Владимировна, воспитатель

Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Соловьева Наталья Петровна, воспитатель

Пояснительная записка.

Десятилетиями педагогическое сообщество стремилось изменить родительскую культуру, научить родителей премудростям воспитания, привить свое понимание развития детей, приобщить, а точнее – приспособить их к жизни детского сада. Но семьи так разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу, что стало очевидным – пытаться переделать всем единую, пусть даже очень хорошую, систему воспитательных задач и ценностей, найти единственно верный способ для того, чтобы стать союзником невозможно. Да и не нужно. Правильнее не изменять семью, не исправлять, а поддерживать то лучшее, что уже делает, или готова делать каждая семья для своего ребенка.

Педагогический коллектив Шумского детского сада давно ведет поиск новых, эффективных форм взаимодействия с родителями, накоплен интересный опыт, сложилась определенная система взаимодействия с семьей, основным условием которой является активное участие родителей в педагогическом процессе.

На современном этапе продолжается поиск действенных форм включения родителей (законных представителей) воспитанников в сотрудничество с ДОУ Шумским детским садом, в том числе и в сфере изменения информационной политики.

Повышению уровня информированности родителей о деятельности детского сада способствует использование в практике работы учреждения малотиражной газеты для родителей.

Родительская газета новая форма взаимодействия детского сада и семьи. Она появилась к концу XX века, когда стали доступными средства оргтехники. Своими истоками родительские газеты уходят в стенды для родителей, имеющиеся в каждой группе. Опыт практической работы показывает, что большая часть родителей , которые приводят ребенка в детский сад, хотели бы получить помощь от педагогов по вопросам воспитания своих детей, так как общественной системы «педагогического просвещения» родителей не существует, явно недостаточно компетентных теле- и радиопередач», которые бы ориентировались на воспитательные проблемы и педагогические потребности родителей.

Газета для родителей не главный, но один из самых важных компонентов при взаимодействии с родителями воспитанников. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и одно из средств развития педагогической компетентности, креативности и творческого мышления воспитателей.

Газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент «принуждения», о которой с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно она отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, можно просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.

В газету можно написать заметку о своем малыше, о «секретах» семейного воспитания, принять участие в разнообразных творческих конкурсах и все это на добровольной основе.

Цель нашей газеты: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы.

Выпуск газеты – дело не простое, оно требует определенных журналистских умений от педагогов. Важно отобрать такие факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в воспитании их детей; следует преподносить факты в такой форме, чтобы информация легко понималась любым человеком.

Для этого необходимо было выработать определенный алгоритм деятельности, распределить обязанности, привлечь участников к его выполнению. Для эффективного внедрения данного направления в работе как нельзя лучше подходит технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашенной дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально- политических. Участие в проектировании ставит взрослых в позицию, когда человек разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни группы.

Использование социально-личностного проекта «Издание газеты в детском саду…» способствует творческому саморазвитию всех его участников.

В ходе реализации проекта: сформирована нормативно – правовая база в работе над проектом (Положение о газете, в котором отражены общие положения, организационно – педагогические требования к газете, права и обязанности издателей, издан приказ по учреждению). Проведен ряд семинаров с педагогами с целью повышения уровня педагогической компетентности по данной проблеме. Определена структурная составляющая газеты. Разработан алгоритм по подготовке к каждому выпуску малотиражной газеты «Шумский дошколенок» он включает в себя:

- Воспитатели отбирают возможные для публикации материалы, описание, возникших в группе педагогических ситуаций, достижения детей, могут представить свой опыт работы по новым технологиям , значимые для обсуждения в номере темы.

- Специалисты творческой группы периодически готовят материалы, в соответствии с темой номера.

- Родители (законные представители) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания, приносят интересную информацию.

- Редакционная коллегия редактирует газету, осуществляет компьютерную верстку, форматирует, корректирует

Таким образом, можно констатировать, что в орбиту взаимодействия вовлечены все участники педагогического процесса: администрация, педагоги, специалисты, родители (законные представители), а это и есть одно из главных условий использования метода проекта.

На основе опроса родителей и разработки творческой группы для газеты были выбраны следующие рубрики: «Калейдоскоп нашей жизни», «Давайте познакомимся!», «Для Вас, родители!», «Важные события сезона», «Страничка Айболита», «Таланты! Таланты!», и «Занимательная страничка для детей».

Авторами материалов выступают родители, педагоги, специалисты. Материалы включают фотографии, педагогические примеры и ситуации, вопросы к родителям, советы и рекомендации, детские рассуждения и высказывания интервью, объявления, итоги конкурсов, благодарности и другое.

Каждый выпуск газеты (периодичностью 1 раз в квартал) посвящается одной теме в зависимости от прошедшего сезона. Традиционно первая страница посвящается содержанию номера. Рубрика «Для Вас, родители» включает вопросы теории и практики, отражающие разные стороны воспитания и развития детей. Страничка «Калейдоскоп нашей жизни» информирует о значимых или интересных событиях в жизни нашего учреждения: праздники, проекты, конкурсы и др.

«Педагогические переменки» посвящают родителей в деятельность педагогов в ДОУ, о проектах, о преемственности с социумом, о важнейших вопросах, решаемых педагогическим коллективом.

В каждом номере газеты публикуются рубрика «Большое спасибо!» – благодарности родителям, социальным партнерам. Суть рубрики: поблагодарить родителей, показать им свою признательность за доброе дело, убедить всех, что участие пап и мам в делах группы и детского сада в целом помогает в воспитании детей. Поблагодарить социальных партнеров, которым не безразлична жизнь деток в детском саду, за их старания помочь создать условия для развития детей в ДОУ.

Газета распространяется внутри учреждения, в каждую возрастную группу путем печати тиражей, что обеспечивает свободный доступ, возможность взять номер с собой домой, а так же по просьбам родителей для домашнего прочтения и архива.

На завершающем этапе реализации данного проекта творческая группа педагогов планирует собрать информацию об эффективности газеты для родителей (законных представителей) с целью прогнозирования возможных условий, средств и методов ее улучшения.

В качестве методов изучения мнения родителей (законных представителей) по поводу газеты, использовать анкеты, индивидуальные беседы с родителями.