СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ДЕТСТВА (3-5 лет).

Психолого-физиологическая характеристика детей 3-5 летнего возраста.

В первый период детства (3-5лет) наилучшим образом развиваются способности, при этом происходит созревание психики и становление социальных свойств человека, от которых зависит, куда будут направлены его способности. В детстве формируется характер, то есть выкристаллизовываются структуры личности. Все это обусловлено совокупностью психико-физиологических факторов.

В 3-5 летнем возрасте резко увеличивается скорость роста, к тести годам ребенок достигает обычно половины длины тела взрослого человека. Он становится способным совершать практически все физические действия.

Черепная коробка вместилище головного мозга достигает к этому возрасту 4/5 своего окончательного размера (335,с. 5). Ребенок становится способным к элементарной интеллектуальной деятельности. Психика 3-5 летнего ребенка отличается повышенной восприимчивостью к обучающему воздействию, происходит вулканообразный всплеск познавательной потребности. Возрастной период от 3 до б лет часто называют возрастом “почему?». Ребенок проявляет живой интерес к занимательным явлениям и событиям сгружающей его действительности, и вопрос “почему?” нуждается в ответе.

Разнообразна речевая деятельность детей этого возрастного периода, они не только слушают и пересказывают сказки, но и сами пытаются их сочинять, они рассказывают стихи, считалки, пословицы и поговорки. С помощью слова уже трехлетний ребенок способен обозначить предмет, его признак, состояние, действие. Он способен к разного рода обобщениям (треугольник, высокий, дерево и т.п.), понимает временные связи, способен понять поставленную перед ним задачу. Во время игры-театрализации дети, говоря за свои игрушки, ставят мини-спектакли, а к пяти годам ребенок довольно понятно может объяснять условия игры.

3-5 летний возраст – это период буйного расцвета воображения первоосновы творчества. Детей этого возраста буквально “сжигает» потребность создавать что-либо из песка и пластилина, в рисунке и музыке, в игре и конструировании. Воображение накладывает отпечаток на психическое и умственное развитие ребенка.

Развитие ребенка 3-5 лет теснейшим образом связано с актуализацией его способностей к рисованию, лепке, конструированию, пению, музицированию, танцу, занятиям аппликацией, вышивкой и т.п., то есть с актуализацией личностных особенностей, привлекающих внимание других, обеспечивающих высокие достижения в той или иной деятельности, успех. Таким образом, проявляется стремление ребенка к самоутверждению, потребность в признании его “Я” и поддержке.

Формирование и развитие ребенка происходит в процессе общения и, в первую очередь, общения с родителями. Родители являются для детей образцом моральных норм и правил, эталоном поведения. Их слово руководство к действию. Вместе с тем, уже к трем годам у ребенка появляется ярко выраженная потребность общения со сверстниками, что создает условия для их совместной целенаправленной деятельности.

У ребенка в этом возрасте начинает активно развиваться чувство симпатии (а ведь это зачатки понимания другого человека), чувствительность к отношению к нему сверстников.

Таким образом, первый период детства характеризуется возникновением качественно новой, по сравнению с предыдущим этапом развития, социальной ситуацией развития ребенка. Однако, следует иметь ввиду, что у детей 3-5 летнего возраста все еще не сформирована окончательно зрительная функция. Острота зрения у детей этого возраста хоть и становится высокой, но еще не достигает уровня взрослых. Острота зрения, определяющаяся способностью воспринимать мелкие предметы, у детей этой возрастной группы меньше, чем средние нормативы взрослого человека. В этой связи следует учитывать и быструю зрительную переутомляемость детей 3-5 лет и их неспособность воспринимать мелкий шрифт, монотонные, блеклые картинки и т.п.

Для организации ребенка 3-5 лет характерны генерализованные физиологические реакции, то есть в ответ на внешние воздействия организм реагирует активизацией самых разнообразных физиологических систем. Такой способ реагирования весьма неэкономичен, связан с быстрым исчерпанием резервов и поэтому не может обеспечивать нормальное функционирование в течении длительного времени. Иными словами, в организме нет функциональных возможностей для длительного поддержания разнообразных устойчивых состояний, возникающих при разного рода деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках.

В силу недостаточной зрелости коры больших полушарий головного мозга, которая “отвечает” за сознательное поведение человека, поступки 3-5 летних детей не всегда адекватны происходящему вокруг, недостаточно мотивированы, спонтанны и сильно окрашены эмоционально. Это объективный, физиологически обусловленный процесс.

Итак, за пять лет жизни ребенок приобретает определенный социальный опыт. У него сформировано свое представление об окружающем мире, выработан свой стиль общения. Каждый ребенок наделен определенными свойствами и качествами характера. Он, в известной степени, уже личность, ибо знает где живет, какое место занимает среди других, особенно в семье и в среде сверстников. Он строит планы и вполне способен отвечать за свои поступки. Мотив “я должен» начинает преобладать над мотивом “я хочу». Иными словами, к шести годам ребенок начинает нащупывать свою нишу в социальной пространственно-временной среде.

Сензитивные периоды актуализации сущностных сил детей 3-5 летнего возраста.

Результаты многочисленных наблюдений, особенно в психологии (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А. В. Запорожец и др.), показывают, что существуют сензитивные (чувствительный) периоды возрастного развития, когда обнаруживаются особо благоприятные временные зоны для развития ребенка, подростка, юноши (девушки) в тех или других направлениях, а затем действие таких внутренних условий постепенно или резко ослабевает.

Важное значение представлений о сензитивных периодах состоит в том, что они выявляют качественное своеобразие отдельных этапов развития и указывают на огромные потенции детства.

У каждого человека существует своеобразная возрастная чувствительность, то есть особая отзывчивость на окружающее, некая избирательная активность, которая по-своему характеризует каждый этап его развития. А. В. Запорожец называл эти периоды особой чувствительности, в которые наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества “сенсибильными” (118), обращая внимание на то, что именно в годы детства на каждой возрастной ступени возникают “временные состояния”, выражающие своеобразную готовность к развитию.

Сензитивные периоды обусловлены физиологическими, психологическими и социальными факторами, воздействующими на индивида не изолировано, а в связке, при непременном преобладании одного из них.

В связи с сензитивными периодами правомерно говорить о возрастных предпосылках способностей, имея в виду эти обусловленные возрастом повышенные возможности развития. Предпосылки развития способностей, специальные для отдельных детских возрастов, это та почва, на которой вырастают индивидуальные способности.

Формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой степени скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям.

Разумеется, эти возрастные особенности ни есть некий абсолют, и, тем более, они не передаются исключительно из поколения в поколение. Это лишь ориентиры, в существенной степени, зависящие от социальной среды.

В специальной литературе часто обращаются к феномену Маугли для выяснения самых разнообразных процессов жизнедеятельности человека. Интересен он и для выявления сензитивных периодов. В. Бахур описывает случай происшедший в 1920г. вблизи одной индийской деревни, (см. 26. с. 25). Местные жители заметили, что время от времени из джунглей выходят два загадочных существа, похожие на людей, но передвигавшиеся на четвереньках. Об этом стало известно психологу Риду Сингху , который с помощью охотников выследил необычных существ. Оказалось, что это были две девочки в возрасте примерно двух и восьми лет, живущие в волчьей семье вместе с волчьим выводком. Р.Сингх забрал их с собой, чтобы заняться их “очеловечиванием”. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая, которую назвали Камалой, дожила до 17 лет.

Вначале она вела себя как настоящий волчонок: бегала на четвереньках, пугалась людей, по ночам выла по-волчьи, а большую часть дня спала. Лишь через б лет она научилась ходить на двух конечностях, однако если надо было бежать, она по-прежнему становилась на четвереньки. Через 7 лет жизни среди людей она выучила лишь 45 слов. В последующем ее словарный запас несколько пополнился, но все же не превышал сотни слов. По состоянию психики 17 летняя Камала производила впечатление четырехлетнего ребенка.

Этот выразительный пример является ярким подтверждением того, что то, что не приобретено в сензитивном периоде развития человека почти безвозвратно утеряно. Так, сензитивный период для научения ходьбе 5 – 15 месяцев, а научению разговорной речи от внутриутробного развития до трех лет (здесь есть свои подэтапы: четвертый – девятый месяцы внутриутробного развития составляет период элементарного научения восприятию слов; в период от рождения до двух лет происходит понимание слов и простых фраз; а период 2-3х летнего возраста это пора сложного анализа слова и соотношения его с тем или иным предметом, явлением, ощущением). Потеря этих периодов ведет, как это показывает случай с Камалой, к невосполнимости тех или иных функций, как физиологических, так и психологических, а вслед за этим и сознательных.

Более того, психолог Р.Заззо анализируя феномен Маугли (а их описано в научной литературе более 30) пришел к заключению, что если к моменту возвращения “детей – зверенышей” в человеческое общество исполнялось 10-12 лет, то в направлении их “очеловеченивания” ничего сделать не удавалось, что указывает на то, что основные человеческие функции природа реализует до этого (подросткового) возраста. То есть, основные фазы социализации человека завершаются на предпубертатном периоде, когда закладываются физиологические и психологические предпосылки индивида.

Все последующие фазы (тяготеющие к мировоззренческой плоскости) выстраиваются исключительно на основе предыдущих, а то, что не приобретается в сензитивный период развития человека, безвозвратно теряется, во всяком случае в своем наивысшем качестве.

Вопрос о сензитивности находится в зародышевом состоянии, и мы ограничимся лишь общими положениями, основанными на анализе специальной литературы, и некоторыми наблюдениями, сделанными в процессе собственной педагогической деятельности.

Первый период детства (3-5 лет) характеризуется интенсивным развитием нервной системы . Такие исследователи этого возрастного периода как Выготский Л.С., Блонский П.П., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Р.Берне, К.Роджерс, Э.Эриксон и другие отмечают у них быстрое образование условных рефлексов, относительную четкость системы пространственно-временных связей, развитие торможения как физиологической основы сдержанности и самодисциплины. В этот период резко возрастает роль второй сигнальной системы, а отсюда безграничные возможности не только понимать окружающих, но и выражать свои чувства, отношения, желания.

В этот ответственный период детства происходят резкие качественные скачки. Восприятие, связанное ранее исключительно с практическим действием выделяется в самостоятельный процесс, перерастая в наблюдение, при этом выделяется большая точность различения цветов и звуков, а яркие впечатления способны оставить след на всю оставшуюся жизнь.

Мышление ребенка 3-4 лет конкретно, образно и эмоционально, а к 5-6 годам оно дискурсивно (собственно рассуждающее мышление) с зачатками логического рассуждения. И, наконец, именно в этом возрасте развивается воссоздающее и творческое воображение.

Обозначенные выше психофизиологические особенности делают детей 3-5 лет необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию. Иначе говоря, первый период детства сензитивен для творческого развития ребенка.

Трех – пятилетний возраст оптимален также для изучения иностранных языков. Нейрофизиолог и нейропсихолог У.Пенфилд экспериментально доказал, что лучшим возрастным периодом для начала обучения иностранным языкам является возраст от 4 до 10 лет. (26,с. 93). Наш многолетний опыт работы с детьми показывает, что при условии, если к обучению ребенка иностранному языку присоединяются родители, то этот процесс довольно успешно протекает уже в 3 года, то есть с того времени, когда ребенок овладевает родным языком.

Трех – пяти летний возраст сензитивен для формирования познавательных способностей. В психологии этот период детства часто называют возрастом “почему?” в связи с бесконечным потоком вопросов. Взрослые , удовлетворяющие эту потребность ребенка, формируют познавательные способности, не удовлетворяющие, напротив, притупляют, а те взрослые, которые создают условия для творческого поиска и самостоятельного ответа ребенка на им же заданный вопрос, делают нечто большее, они стимулируют познавательную активность детей.

Итак, природа наделила всех детей способностью к проявлены познавательной потребности в конкретный период детства. Удовлетворение этой потребности порождает творческую личность, неудовлетворение ограниченного, нетворческого человека, неспособного уже в детские годы увлечься романом, поиском рационального решения при конструировании модели и т.п.

Этот возраст, как никакой другой, благоприятен также для формирования основополагающих черт характера. К трем годам заметно проявляются интеллектуальные чувства, такие как любознательность, восхищение от прикосновения к необычному, радость открытия и разочарование при неуспехе. Появляются чувства симпатии к взрослым и сверстникам, перерастающее в эмпатию. К 4-5 годам чувство долга сопровождает каждое действие ребенка по поводу которого он взял перед кем-либо обязательства, а в отдельных случаях для достижения цели он способен проявить завидную настойчивость. К шести годам у ребенка четко очерчены чувства товарищества или эгоизма, аккуратности или безалаберности, выдержки или распущенности, сдержанности или резкости, замкнутости или открытости, смелости или трусости и т.п. Причем, заложенные генетически те или иные черты характера человека, в зависимости от социальной среды, расцветают или увядают именно в возрасте 3-5 лет, пожалуй самом ответственном возрастном периоде “очеловечивания” индивида.

Типы досугового общения детей 3-5 лет.

Как уже указывалось, социализация человека предполагает учет всей совокупности качеств и обстоятельств, благоприятствующих или противостоящих осуществлению этого процесса. В досуговой пространственно временной среде, пожалуй, решающим фактором, интегрирующим, как личные качества ребенка, так и внешние обстоятельства, является тип досугового общения без учета которого невозможно откорректировать поведение ребенка.

Исследование поведения детей, подростков и юношества показало некоторое отличие их поведения в сфере досуга от поведения в семье и школе. В досуговой сфере формируются микросоциальные группы, где устанавливаются “свои» правила поведения, “свой” образ жизни, подчас противостоящий, если не в целом, то в значительной части, существующим в обществе нормам и моральным ценностям. Наряду со стереотипным, нормативным поведением они составляют яркую палитру, из которой складываются типы досугового общения детей, подростков и юношества, не исследовав которые, невозможно решить проблему социализации подрастающих поколений в сфере досуга.

Исходя из задач исследования, были определены социально-психологические особенности досугового поведения детей, подростков и юношества и на этой основе выведены типы их досугового общения. В основу типологизации положена социальная направленность личности, выступающая как доминирующее отношение личности к предметам внешнего мира, к людям, к деятельности и к себе (Л.И.Божович). Направленность, в свою очередь, выражается в мотивах, интересах, потребностях, стремлениях, идеалах, убеждениях.

Отметим, что в каждой возрастной группе на каждой стадии социализации прослеживаются свои, свойственные исключительно ей особенности поведения. В этой связи типы досугового общения рассматриваются в данном исследовании на каждой из стадий социализации.

Стадия социализации

Тип досугового общения

корреляционная (3-5лет)

мажорный, звездочка, родительский, замкнутый, капризный

экспансивная (6-10 лет)

лидер, одаренный, конформный, тревожный, шаловливый

Первый период детства (3-6 лет)

МАЖОРНЫЙ ТИП.

Пожалуй самым распространенным типом досугового общения среди детей 3-5 лет следует считать стандартный, ничем не выделяющийся тип поведения, который, при верной и своевременной корректировке приносит родителям больше радостей, чем хлопот.

У детей такого типа сформировано чувство ответственности (правильнее сказать они знают “что такое хорошо и что такое плохо”), они координируют свое поведение и научены основным правилам и нормам общения. Их возрастное проявление любознательности несколько гипертрофированно в силу поощрения этого свойства взрослыми и на него “наращиваются” трудолюбие. аккуратность, стремление довести начатое дело до конца. В общении со сверстниками они, стремясь занять лидирующее положение, одновременно легко принимают лидерство других детей. Отзывчивы к самым разнообразным спортивным, художественным и техническим видам деятельности, где можно повеселиться, проявить себя. Они доверчивы к взрослым, чувствительны к ласке и длительное время могут обходиться без родительской опеки. Дети этого типа отличаются высокой степенью эмпатичности.

ЗВЕЗДОЧКИ.

Многие психологи, выделяя наиболее значимые черты детей 3-6 летнего возраста, пользующихся популярностью у сверстников, называют такие качества, как аккуратность, опрятность, яркую, привлекательную внешность. Ребенок может быть красивых или просто симпатичным и к нему начинают тянуться сверстники.

Другой, не менее важный, признак популярных детей этого возраста наличие у них необычных игрушек (сюда же можно отнести яркую, необычную одежду, для детей это один порядок).

И, наконец, третий признак – способности детей, отличающие их от основной массы. Это умение выразительно декламировать, петь, играть на инструменте и т.п. При этом не сами способности привлекают детей, а то, как на них реагируют взрослые, т.е. их похвала, одобрение. Так, когда в процессе эксперимента в группу детей вводился способный ребенок и на него “реагировали” как на всех. то после массированных похвал этого ребенка педагогом и родителями, отношение к нему резко менялось, все хотели стать его другом.

Звездочки это дети, выгодно отличающиеся от окружающих, причем чаще всего это заслуга не их, а их родителей. Такие дети, попадая в “тень”, либо замыкаются в себе, либо (что бывает чаще) капризничают, проявляют агрессивность.

“РОДИТЕЛЬСКИЕ» ДЕТИ.

Дети этого типа ориентированы исключительно на родителей, причем, как правило, либо на маму, либо на папу. Они тяжело переживают временную разлуку с родителями, что мешает им активно приобретать новые социальные связи и устанавливать новые отношения с другими детьми.

Нарушение привычного плотного контакта с родителями сопровождается растерянностью, плачем, раздражительностью.

При этом в игре, специальных видах спортивной, художественной и другой деятельности они могут быть весьма активными, но при условии, что кто-то из родителей рядом, оценивает его действия или участвуя в этих действиях.

Они пугливы и боязливы. Дети этого типа часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться1 другими (кроме родителей) взрослыми. Не любят шумных озорства, чуждаются бойких и шумных сверстников. Вместе они способны отойти от своих родителей, но исключительно к более младшим, в игре с ними они чувствуют себя уверенными и спокойными, а иногда, в этой ситуации, у них проявляются бойцовские качества.

Основная их черта привязанность к родным и близким, они слывут “домашними детьми”.

ЗАМКНУТЫЕ ДЕТИ.

Это дети не пользующиеся популярностью. У них чаще всего выделяются такие качества, как неаккуратность, неопрятность, непривлекательная внешность, и, в особенности, какой-нибудь природный недостаток (хромота, косоглазие и т.п.)

Это дети с устойчивым негативным отношением к общению. Они любят играть одни, не тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти (что вообще не свойственно детям этого возраста), но в проявлении негативных эмоций они сдержаны.

Может показаться, что они равнодушны к тому, что происходит вокруг них, на самом деле они пристально наблюдают за происходящим, но включаться не решаются, им мешает внутренняя зажатость, неуверенность в себе, в своем успехе в случае включения в деятельность. Попытки взрослых вовлечь их в какую-либо деятельность чаще всего вызывают внезапное отчуждение, испуг, неуверенность в себе. Их беспокоят многочисленные страхи, которые вначале не связаны с какими-либо предметами и проявляются неожиданно и весьма бурно. Если такие дети попадают в затруднительную ситуацию, они начинают вести себя непредсказуемым образом.

КАПРИЗНЫЕ ДЕТИ.

Среди детей 3-5 лет выделяется категория детей, главной чертой которых является капризность. Это свойство, часто переходящее в раздражительность, может проявляться совершенно внезапно по самым пустяковым поводам. Они отличаются повышенной утомляемостью и частыми жалобами на плохое самочувствие.

Это неуравновешенные, быстро возбудимые дети. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации не только их деятельности, но и целой группы детей. При возникновении конфликтов во взаимодействии со сверстниками, эмоции капризных детей получают разрядку в бурных аффективных проявлениях вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде и выходе из игры, совместных занятий, что приводит к разрушению игровой ситуации, занятий и, как результат, к конфликтам, дракам. В играх и занятиях со сверстниками такие дети, чаще всего, относятся негативно к чужому замыслу, мнению, решению. Вместе с тем они не злопамятны и довольно легко отходчивы.