Социо-игровой стиль и театральные методики, способствующие формированию гуманистической культуры межличностных отношений у дошкольников.

Технологии открытого образования.

Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с преподавателем. Открытое образование предполагает, что главное лицо в образовательной системе не учитель, а ученик. Он не объект обучения, а полноправный субъект образовательного пространства. Немаловажным фактором в открытом образовании является создание мотивации на обучение.

Одной из базовых характеристик открытого образования является предельная вариативность того учебного материала, на котором может строиться конкретная работа с ребенком в зависимости от его конкретных предпочтений, условий организации процесса работы и возможностей самого педагога (тьютора), осуществляющего образовательный процесс.

Педагогической целью работы в сфере открытого образования является, прежде всего, обучение использовать любые приобретенные знания и умения в максимально разнообразных реальных жизненных ситуациях и уметь в проблемных ситуациях принимать эффективные решения.

А) Международная программа «Дебаты». Автор технологии – Карл Поппер.

Эта образовательная технология учит толерантности и уважительному отношению к различным взглядам людей, умению работать в команде, способствует формированию навыков партнерского общения и способности концентрироваться на сути проблем, отстаивать важные для себя идеи, отыскивая для этого необходимую информацию и превращая ее в аргументы. Внешне эта технология представлена в виде дискуссии, организованной в игровой форме. Участвуют две команды из трех человек (спикеров), которые по определенным правилам обсуждают заданную тему. Основой дискуссии является столкновение позиций: одна команда отстаивает тезис, а другая – его опровергает. Наличие элементов состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала.

Б) «Чтение и письмо для развития критического мышления» (образовательная технология).

Также как и предыдущая, технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» является универсальной образовательной технологией и позволяет эффективно работать любому преподавателю с учениками разных возрастов. Эта технология работает с реальной педагогической практикой и опирается на чтение и письмо как базовые процессы любой образовательной деятельности. Основные этапы: дерево ожиданий, чтение с остановками, сюжетные таблицы (что? где? когда?), сводная таблица (линия сравнения, анализ и систематизация материала и личное присвоение).

Данная технология включает в себя три основных этапа: стадия вызова (обобщить имеющиеся знания по данной теме; пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ребенка к учебной деятельности); стадия осмысления (получение новой информации; ее осмысление; соотнесение с собственными знаниями); стадия рефлексии (осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, выявления тем для дальнейшей работы («новый вызов»), анализа всего процесса изучения материала).

В. «Французское ателье» (прародитель «Педагогической мастерской»).

Основные принципы: аффект; выстраивание личного знания; безоценочность; представление своей концепции остальным.

В эту технологию входят следующие упражнения: «Перекрестная волна», «Как передается информация».

Прием «Зигзаг»: работа в группе; деление текста на части; каждый читает свой текст и составляет схему; работа в экспертных группах (составление общей таблицы, схемы или ключевые слова); работа в своих группах (восстановление текста, создание единого продукта).

Г. Метод проектов

Способствует тому, чтобы учащиеся не просто формально усваивали знания и умения, а приобретали их в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий-проектов (обучение посредством делания). Метод проектов реализовывался в двух направлениях:

Метод проектов Дьюи

Педагоги отказывались от разделения учебной и внеучебной деятельности, стремясь строить педагогический процесс как организацию деятельности детей в социальной среде и выполнение ими групповых проектов.

Дальтон-план.

Эта технология фактически представляет собой метод индивидуализированных проектов. Детям предоставляется свобода как в выборе занятий, очередности изучения различных учебных предметов, так и в использовании своего рабочего времени. Годовой объем учебного материала разбивается на месячные разделы — «подряды», которые, в свою очередь, подразделяются на ежедневные задания.

Д) Технология «тьюторское сопровождение».

Определенные научные группы разрабатывают процесс обучения так, что он имеет большой образовательный эффект и позволяет детям в дальнейшем работать с собственной образовательной программой и тем самым преодолевать «школьные границы» и выходить в сферу открытого образования.

Методы и методики современной педагогики искусства.

Методика С. В. Клубкова основана на актерском психо-физическом тренинге. Девиз: творческий человек – внутренне свободный человек. Это программы, дающие конкретные хорошие результаты при минимальных временных затратах. Актёрский тренинг, разработанный на основе открытий К.С. Станиславского, построен по биологическому, эволюционному, принципу, по принципу развития живой жизни, живой материи: от клетки до сложного организма, от зёрнышка до взрослого растения. И это – самое главное. Тренинг построен таким образом, чтобы избегать оценочного уровня восприятия. Поэтому творческие задания предполагают путь создания образов от невозможного, от нереального – к знакомому и реальному. Этот путь начинается с создания нереальных существ, с «абракадабры», и заканчивается рождением человека. И это движение создаёт предпосылки для творческой свободы, потому что в начале нет готового образца. Пока ученик творит в зоне неограниченной фантазии, он избавляется от привычки к стереотипному мышлению, и, подходя к задаче творческого воссоздания реальности, привыкает мыслить творчески.

Психо-физический тренинг состоит не только из авторских упражнений, сочинённых С.В. Клубковым, его единомышленниками и учениками, но и из традиционных упражнений русской театральной школы. Важно, что все эти упражнения выстроены в строго определённой логике и последовательности. В тренинге есть три основные методические дороги. Две из них идут как бы параллельно, а третья знаменует собой завершающую фазу тренинга.

Первая дорога – работа с “глиной”. На этой дороге учащиеся лепят нафантазированные образы: сначала нереальные существа, потом предметы и механизмы, потом животный и природный мир, потом человека. Здесь “скульптор” – ученик, а “глина” – его товарищ. Вылепленные статичные фигуры оживают, и начинается их развитие.

Вторая дорога: выращивание живого. Из собственного тела, превратившегося в зерно, ученики выращивают микробы, планктон, земноводных, цветы. Тут ученик приходит к человеку по биологической линии развития. И эта часть тренинга носит условное название “эволюция”. Третья дорога – это уже иная ступень: работа по заданиям, которые нужно моментально осуществить. Например, “рецепты”, “сказки” и т. д. Но принцип тот же самый: от нереального – к реальности. Здесь путь – от необходимости сыграть самый фантастический, нереальный сюжет – к драме. Никто не знает, как сыграть телефонную или поваренную книгу. Поэтому сначала учащиеся играют именно это, и только обретя творческую свободу, обращаемся к настоящей пьесе. Весь тренинг построен на принципах: от фантастического – к реальному, и от простого – к сложному.

Социо-игровые технологии.

Одной из методик открытого образования является переработанная для использования в образовательных учреждениях театральная система П. М. Ершова. Она находит себя как в классно-урочной системе в виде изменения поведения учителя и его отношения к уроку, роли педагога в образовательном процессе, так и в изменении самой сути урока и выведении образовательного аспекта в надурочное пространство. Последователи П. Ершова – А. Ершова и М. Букатов, переняв у народной педагогики дух демократичности, возрастное сотрудничество и обогатив это базой практических упражнений из театральной педагогики К. С. Станиславского и “теории действий” П. М. Ершова, создали социо-игровой стиль.

Театральные методики.

Методика «Драма. Импровизация. Дилемма»

Сутью данной методики является актуализация и попытка решения проблем детей посредством разыгрывания конкретных жизненных ситуаций. Изначально происходит выявление таких ситуаций, которые непосредственно касаются и являются проблемой для участников театрального коллектива. Далее эти ситуации представляются в виде этюдов с незавершенным концом, после чего членам коллектива предлагается в импровизированной форме выйти из сложившейся ситуации. Ситуация проигрывается несколько раз, заканчиваясь по-разному в соответствии с видением развязки непосредственными участниками каждой конкретной импровизации.

Одним из ключевых моментов этой методики является постоянное изменение предлагаемых обстоятельств, что является одним из основополагающих моментов методики Станиславского. Прежде, чем приступить к использованию этой методики, следует сначала стимулировать возникновение доверительных отношений, предложить ребятам поделиться актуальными проблемами, способствовать снятию ряда комплексов. В этом хорошо помогут тренинги, используемые для подготовки актеров.

Таким образом, в процессе деятельности возникают основные характеристики коллектива: совместная деятельность, единство цели (в рамках каждой отдельно взятой дилеммы) и методов ее достижения, наличие общих интересов и относительная устойчивость и длительность функционирования, что является хорошей основой для театрального коллектива.

Арт-терапия

Основная масса тренингов арт-терапии служат для снятия комплексов, индивидуального творческого развития, для подготовки ребят к сценическому действию, и для формирования детского коллектива.

Суть методик арт-терапии сводится к индивидуальному или групповому созданию некого художественного образа. Это может быть рисунок, пантомима, музыкальное произведение и так далее. Часто используют такой прием, как запрет на использование того или иного средства коммуникации: в каком-то тренинге нельзя говорить, в каком-то у участников завязаны глаза, в каком-то ограничены движения, что позволяет достигнуть развития других, незапрещенных средств коммуникации и способствуют повышению внимания друг к другу. Другим приемом является коллективное творчество, когда группе людей предстоит создать нечто (картину, настроение, скульптуру, фотовыставку) совместными усилиями. В качестве тем могут быть выбраны: вода, техно, фрукты. В каждой теме должны были быть отражены следующие сюжеты: тишина, музыка, полет, движение, радость.

Подобного рода тренинги существенным образом способствуют развитию умений понимать и учитывать мнения друг друга, стремиться к общему результату.

Сказкотерапия

Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Ведущими идеями сказкотерапии являются:

      осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

      понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

      познание разных стилей мироощущения;

      осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

      внутреннее ощущение силы и гармонии.

Современная сказкотерапия имеет три основных направления: диагностический; воздействующий и профилактический (или развивающий).

Использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социального театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и развитию социальных навыков детей.