СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 

Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. Каждого родителя перед школьным обучением ребёнка волнуют вопросы: в каком возрасте следует начинать готовить ребенка к школе, справится ли он со школьными нагрузками, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить его к школе и как помочь преодолеть школьные трудности? Как выбрать школу для ребенка?

Чтобы подготовить ребенка к школе, недостаточно научить его читать и писать. Нужен еще определенный уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы.

Физиологическая готовность ребенка 

Школьное обучение требует большой физической нагрузки, способности управлять своим телом. Нередко именно от недостаточного физического развития дети отстают в учении. К моменту поступления в школу должны быть развиты: ловкость, координация движений, гибкость, сила, выносливость.

1. Из-за недостаточного развития мышц руки у ребенка возникают графические трудности: описки, пропуски букв. Если ребенок пишет шариковой ручкой или фломастером, то их тяжесть и объем плохо ощущаются недостаточно развитой кистью малыша.

2. Перед школой ребенок должен научиться строго  соблюдать режим дня.

Ребенку следует объяснить, что если гулять, играть, заниматься, принимать пищу в одни и те же часы, то весь день будет проходить в определенном порядке и на все хватит времени. Очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать и вовремя вставал. Иначе он с трудом будет просыпаться в назначенное время, на уроках будет сонным и вялым.

Чтобы повысить активность и ответственность ребенка, составьте вместе с ним распорядок дня, предложите нарисовать основные режимные моменты. Это его заинтересует и вызовет желание следовать определенному порядку. Чаще спрашивайте: «Что нам делать дальше по режиму? Чем заниматься?». Малыш должен до школы научиться контролировать себя, определять, много или мало времени затрачено на игры, занятия, прием пищи. Режим поможет стать ребенку организованным, дисциплинированным, аккуратным.

 3. Больше двигаться.

Маленькие дети просто не выносят неподвижности. Подвижный ребенок – здоровый ребенок. Движения способствуют полноценному, глубокому дыханию, благоприятно влияют на обмен веществ, состояние сосудов, улучшают работу всех систем организма.До школы ребенок должен научиться прыгать, бегать, метко попадать в цель. Развивая точность движений, вы готовите будущего школьника к овладению навыками письма.

Приучайте ребенка делать утреннюю гимнастику. Она снимает сонливость, вселяет бодрость, уверенность и хорошее настроение. Делать ее надо при открытой форточке, в легкой одежде, выполняя пять-семь упражнений в течение десяти минут. Вначале занимайтесь с ребенком сами, показывая и разъясняя упражнения. Как только он выучит порядок упражнений, начнет выполнять их четко и с удовольствием, предложите делать зарядку самостоятельно. Все время изменяйте упражнения, придумывайте новые, давайте им образные названия: «Прыгаем, как зайчики, свертываемся в клубочек, как ежики и т. д.». Гимнастика должна выполняться весело, энергично.

Психологическая готовность к школе

Ребенок должен хотеть учиться именно ради приобретения знаний, стремиться к получению положительного результата, руководствуясь указаниями учителя. Он должен уметь управлять своим поведением, а также осознавать, к чему приведут те или иные действия.

Умственная деятельность ребенка перед школой становится управляемой. Новый виток развития получают познавательные процессы: внимание, память, мышление. Ребенок должен уметь волевыми усилиями сосредотачивать внимание на чем-либо и удерживать что-либо в памяти произвольно, целенаправленно. Именно эта способность сознательно выполнять те или иные умственные действия потребуется от ученика. Меняется и структура детской деятельности. Ребенок должен контролировать свои действия и оценивать их результат. Поэтому важно развивать познавательную сферу дошкольника: учить стихи и песни, читать и обсуждать с ним книги, вместе задавать вопросы и искать на них ответы. Учите его не просто видеть, но и наблюдать, не только слушать, но и слышать, учите запоминать, добиваться решения поставленной задачи.Итак, что же является психологической готовностью ребенка к школе?

Социальная или личностная готовность

Социальная готовность означает, что дошкольник начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция, а также стремление к новой роли – роли школьника. Он начинает осознавать свои переживания, у него формируется самооценка, устойчивая структура мотивов. В этом возрасте появляется потребность в уважении и признании со стороны взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, самому быть «большим». Это также потребность в признании сверстников, он предпочитает коллективные формы взаимодействия, но, в то же время, стремится быть первым в играх и других видах деятельности. У него формируется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами.

Нужно научить его соотносить свои желания и действия с требованиями реальной жизни.

На это обратите особое внимание. Не привыкнув соблюдать определенные правила, не научившись быть ответственным, выполнять установки внутри семьи, ребенок будет воспринимать с чувством внутреннего протеста те нормы и требования, с которыми ему придется столкнуться в школе. Нужно развивать у него умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками, подчиняться школьным правилам.

 

ВЫБИРАЕМ ШКОЛУ

При выборе школы ориентируйтесь, прежде всего, на способности и возможности ребенка. Так ребенку с общим недоразвитием речи (или его остаточными явлениями) не подойдет школа с углубленным изучением иностранных языков.

 

Рекомендации по выбору школы:

 

- выбирать школу следует за год или полгода до поступления; – узнайте, какой является эта школа – государственная или частная; если частная, то выясните, какая оплата и как она производится; – узнайте, по какой программе идет обучение в данной школе (не все авторские методики подходят детям), лучше выбирать школу с традиционной программой обучения; – какое максимально количество уроков бывает в день; – какие дополнительные предметы, кроме общеобразовательных предметов, секции, кружки и студии будут проводиться на территории школы; какие платные, какие бесплатные; – поинтересоваться какие преподаватели работают в начальной школе (если школа не будет устраивать своими требованиями, то учитель может компенсировать вам это), выбирайте учителя для ребенка; – желательно, чтобы в школе имелись специалисты, которые помогут ребенку, если у него возникнут трудности с адаптацией к школе или в усвоении учебного материала (психологи, логопеды, дефектологи); – выбирайте школу, которая находилась бы не очень далеко от дома. Дальние поездки будут утомлять детей до и после уроков.

– обратите внимание на то, сколько учебных дней в неделе вашей школы. Идеально, если в это «пятидневка». За два выходных ребенок сможет полноценно отдохнуть и восстановиться.- выясните, есть ли в выбранной вами школе группа продленного дня для учеников начальных классов. Идеально, если продленка часов до 16-ти. Это значит, что детей покормят, проводят на кружки, если ребенок посещает школьный кружок, помогут сделать и проверят уроки. Работающие родители могут быть спокойны, что до 16-00 ребенок под присмотром.