ГБДОУ детский сад № 22 Общеразвивающего вида

Кировского района г. Санкт – Петербурга.

Конспект занятия по экологии

Для детей старшей группы

Тема: « Все в лесу нужны друг другу»

Составила и провела

педагог дополнительного образовании

по экологии

Васильева Елена Владимировна

Тема: «Все в лесу нужны друг другу»

Задачи:

Формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано.

Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.

Закреплять представления о группах растений и значении растений в жизни живых.

Развивать мыслительные процессы, речь.

Оборудование:

Загадки, картинки с изображением животных и растений, модели: правила поведения в лесу, кроссворд «лес», игра «Все нужны друг другу», мяч.

Ход занятия:

Эмоциональный настрой.

Воспитатель:

– Ребята, вы любите ходить в гости?

- Сегодня мы с вами пойдем в гости, а куда, вы должны догадаться сами. А поможет кроссворд

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Что же за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ель)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка, хвост пушистый – краса,

А зовут ее – … (лиса)

- Какое слово получилось в выделенных клетках? Мы с вами совершим прогулку в лес.

Воспитатель:

- В гостях, вы знаете, нужно знать правила. И мы должны правильно вести себя в лесу. А зачем?

- На столе лежат модели правил поведения в лесу, возьмите и расскажите, как нужно вести себя в лесу.

- А, что такое лес?

- У меня на столе лежат картинки, выберите только те картинки, которые должны быть в лесу.

- У нас получился настоящий лес. В лесу много растений, какие группы растений существуют? Кому нужны растения? Зачем?

- Для вас лес приготовил загадки.

«Лесные загадки»

Сосны, елки, березы, клены…

Это лес – он наш друг зеленый.

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас?

«Чей это дом?»

К загадке первой мы идем…

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон

Народом дружным заселен.

Народ веселый трудовой

Охотно дом построил свой…

Все что-то тащат, все снуют,

Стараются, не уступают…

Ты видел этих силачей?

Тогда скажи, дом этот чей?

«Хвастун – обманщик»

Нам издалека кранная шляпка видна

Лесного обманщика- хвастуна.

Ему к нам в корзину

Попасть не придется, пусть мухам на гибель

В лесу остается.

«Санитар»

А кого в лесу недаром называют санитаром?

О себе загадку нам загадать он хочет сам:-

По деревьям я скачу,

Проверяю их лечу.

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

От меня спастись не пробуй,

У меня язык особый.

Все личинки, все жуки попадут мне на

Обед, никому пощады нет.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же…

Воспитатель:

- Посмотрите маленький зайка сидит под кустиком. Вы помните, что когда у зайчихе рождаются зайчата, она их покормит и оставляет.

- и вот страшно зайчику ведь он беззащитный и в этот период у него много врагов. Кто может съесть зайчика?

- Давайте поможем зайчику поесть, уберем из леса хищников. Жалко его.

- и вот поскакал зайка по лесу, смело кушает никто ему не мешает. А вот у зайчихе рождаются зайчата 3-4 раза в год: весной, летом, осенью. И представляете, у каждой зайчихе родились зайчата и ни кто их не съел, все они выжили, выросли и у них 3 раза в год рождаются зайчата, и ни кто их не ест. У каждого дерева и кустика сидят зайцы и едят листочки и объедают кору. Наступит зима и большому количеству зайцев еды не хватит. Они будут умирать от голода, у больных и слабых зайчих какие будут рождаться детеныши?

- Как исправить ошибку?

- Зачем нужны хищники?

Все в природе взаимосвязано, должно быть равновесие. Если не будет хищников, то травоядные погубят лес и себя.

- Давайте поиграем в игру:

«кто, чем питается»

- На столе разложены карточки, вы должны прочитать, что написано и в соответствии выложить, кто его ест или кого он ест.

- Из оставшихся картинок выложите на столе цепь питания.

Все – все

На свете нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете.

Нужны все подряд

Кто делает мед,

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки

У мышки без кошки,

не лучше делишки,

да, если мы с кем-то не очень дружны

мы все –таки очень друг другу нужны.

5.Воспитатель:

- И, на последок, на прощанье с лесом, давайте поиграем в игру: «верите ли вы»

- посмотрю, какие вы внимательные.

«Верите ли вы, что в лесу нельзя мусорить?»

«Верите ли вы, что заяц хищник?»

«Верите ли вы, что хищники не нужны в лесу?»

«Верите ли вы, что в лесу можно ловить птиц?»

«Верите ли вы, что растения дают кислород?»

«Верите ли вы, что можно сбивать в лесу мухоморы?»

«Верите ли вы, что растения дают питание живым?»

6.Воспитатель.

- наше занятие подошло к концу. Вы сегодня узнали новое и вспомнили уже знакомое для вас. Молодцы.