Создание мини-музея в детском саду

Я хочу поделиться опытом организации в детском саду музея народного быта, и, главное, опытом создания естественного и органичного включения музейной среды в процесс развития маленького человека.

Наш детский сад русскоязычный, но в нем воспитываются дети разных национальностей: башкиры, русские, татары, марийцы, удмурты. Когда перед коллективом встала задача реализации национально-регионального компонента, мы предложили такой вариант: знакомство с национальными традициями, культурой, бытом, воспитание патриотизма осуществлять путем приобщения детей к краеведческим материалам.

И вот в 2001 году воспитанники нашего детского сада стали посещать музей. Нет, им не приходится преодолевать долгий путь до городского музея. Дело в том, что музей, пусть не совсем большой, а мини-музей, находится рядом. Для него выделена маленькая комната на втором этаже здания.

Началось все с народных детских песен, сказок, потешек, игр, которые с детства знают взрослые, и любят дети. В повседневной жизни – в семье, в гостях, на улице – малыши окружены современной музыкой, вещами, которые не всегда отличаются хорошим вкусом. Знакомство с народными песнями, изобразительным искусством, обрядами, традициями разных народов воспитывает у детей эстетические чувства, патриотизм. Думаю, что все жанры народного творчества должны включаться в быт и в повседневную деятельность детей.

Из опыта работы знаю, что при ознакомлении детей с народными сказками, песнями, потешками, загадками, а также в играх, танцах, хороводах возникает трудность с восприятием содержания. В их тексте содержится много непонятных детям слов и выражений (чугунок – казан, коромысло – коянтэ, ухват, кочерга, тушильник, прялка и т.д.). Приходится разъяснять их значения, искать картинки с изображением предметов или пояснять «на пальцах». Поэтому с радостью принимаем предметы быта: утварь, костюмы, которые стали приносить родители, сотрудники. Все экспонаты необходимо было разместить. Каждой вещи нашлось место. Печку, нары, полки смастерил мензелинский левша Назмеев Р.Х. Он же в макетах русской и татарской избы воспроизвел их убранство. Дети с интересом разглядывают миниатюрную люльку, деревянную посуду и т.д. Старые вышитые полотенца своих бабушек и мамы принесла Имамутдинова Х.Ш.; Нуриева Р.А. подарила прекрасный тканый половик, шаль; Мильчакова Н.В. – утварь, которая обнаружилась, когда ломали старый дом. Воспитатели «испекли» их специального теста национальные угощения и накрыли стол. Постепенно комната заполнилась предметами старого быта и превратилась в настоящую татарскую избу.

На печке стоит чугунный утюг, который раньше заполнялся горячими углями. Интересно было наблюдать за реакцией детей, когда я показала утюг с открывающимся верхом. Он напомнил детям страшное чудовище с острыми зубами и раскрытой пастью.

Однажды, взглянув на висящее коромысло, Кирилл воскликнул: «Ой, какая палка красивая висит!». Саша ему возразил: «Эх ты, не знаешь, что на этой «палке» и сейчас носят ведра с водой в деревне у бабушки. Я видел». Детей рассмешила обувь из мочала – лапти. Рассказ воспитателя, рассматривание картин, чтение художественных произведений помогли малышам представить жизнь бедных крестьян и вызвали сочувствие.

Все чаще музейную комнату посещают дети, их родители, гости. Каждый из них вспоминает, что дома или в деревне, или на даче у кого-то есть чугунок, у кого-то – ухват, а кто-то обещал привести самовар. Разъезжаясь летом на отдых, рылись на чердаках, в чуланах, в подвалах, в углах сараев, отыскивали старинные предметы. Совместные поиски приносили пользу: дети узнавали интересные истории из детства их родителей, семей.

Наш музей постоянно пополняется. Недавно нашли керосиновую лампу, из деревни привезли большой медный самовар и старую прялку, веретено, которые уже не нужны. Жители предлагали большую крупорушку, маслобойку, ткацкий станок. Пришлось отказаться, так как в маленькую комнату они не поместятся.

В музее организуются экспозиции к знаменательным датам. К юбилею детского сада оформили стенд, где были помещены детские фотографии выпускников детского сада – 28 пап и мам нынешних воспитанников рядом с фотографиями их малышей: «Яблоко от яблони…». Всем стало понятно, почему воспитатели ошибочно называют детей именами их родителей: так они похожи в детстве. Продолжая тему семейных традиций, в группах сделаны альбомы «Дневник моей жизни», где собраны материалы о предках детей, о досуге семей. Прошел конкурс альбомов «Мой город». Эти материалы используются на занятиях, в повседневной жизни, воспитывая любовь к малой Родине.

Приходится изучать и музейное дело. Советами помогают работники городского краеведческого музея. Нарисовали план музея, где условными обозначениями показали место расположения экспонатов, составили каталог. В нем указали, когда появился, и кто подарил тот или иной предмет. К ним подобрали малые фольклорные произведения: загадки, песенки, потешки, сделали подборку игр народов Поволжья.

Теперь-то наши дети знают, для чего люди изобрели коромысло, как носили лапти, как может светить лампа без проводов, и каким образом гладит чугунный утюг. Все предметы опробовали: потрогали, поиграли, одежду и обувь примерили на себя.

Когда переступаешь порог «музея-избы», кажется, пахнет деревом, теплом и уютом. При свете керосинной лампы, лежа на топчанке, так приятно помечтать, послушать волшебные сказки или спеть песню.

Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству, народной культуре, педагоги детского сада в нашем мини-музее в обстановке национального быта проводят тематические занятия. Использование компонентов музейной педагогики способствует тому, что дети становятся добрыми, отзывчивыми, уважают традиции своего народа.

Музей в помещении детского сада, созданный для детей, – особое место. Все предметы доступны ребенку. Само посещение музея превращается в интереснейшее занятие: можно узнать о старинных предметах много нового, придумать о них сказку, использовать в спектаклях.

Создание музея в стенах детского сада – дело увлекательное и интересное, доступное каждому. Мы следуем совету В.Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».