Воспитательная система сельского ДОУ «Маленький селянин».

К числу наиболее актуальных проблем, требующих современного научного осмысления, относится создание воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения. Понятие «воспитательная система» в настоящее время становится все более распространенным, выступает в качестве одного из ключевых в педагогике. Причин этому несколько:

сегодня уже не подвергается сомнению положение о том, что целостная личность должна формироваться целостно, во взаимосвязи и взаимообусловленности всех процессов и явлений, возникающих и протекающих как в воспитании, так и в обучении;

приходит осознание необходимости внесения системных изменений в организацию работы ДОУ на современном этапе, поскольку ставка на отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс;

изменение взгляда на детский сад не только как на учебно-воспитательное учреждение, но и как важное звено в системе, охватывающей ближайшее и отдаленное окружение (семью, учреждения культуры, местные органы управления, производственные предприятия), выполняющее социально-педагогическую функцию, координируя усилия на успешную адаптацию дошкольников;

наличие в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы позволяют создавать оригинальные (авторские) воспитательные системы.

В то же время, проведенный теоретический анализ показал, что вопрос создания воспитательной системы ДОУ не нашел достаточного освещения в научных исследованиях в отличие от воспитательной системы школы. Складывающиеся в образовательных учреждениях воспитательные системы не обеспечивают ожидаемой результативности. В частности, нерегулируемые, стихийно складывающиеся воспитательные процессы в дошкольных учреждениях не только приводят к снижению уровня воспитанности дошкольников, но и к росту бездуховности в среде.

Особую остроту эта проблема приобретает в сфере сельского дошкольного образования. Она обусловлена рядом противоречий между:

заинтересованностью сельской семьи в получении доступного и качественного образования детей и неуклонно сокращающимися реальными возможностями сельских детей в получении конкурентоспособного по качеству образования;

потребностью сельского социума в сохранении его самобытной социокультурной среды, общинной солидарности и культурно-духовного обмена, способствующих социальной адаптации и выживаемости сельских семей в сложных условиях переходного периода.

На практике получается, что тот большой потенциал, которым обладают сельские дошкольные образовательные учреждения, не находит своей реализации. Очевидной становится необходимость выявления особенностей организации воспитательной системы сельского ДОУ в современных условиях, максимально реализующей заложенные в ней возможности. Ясным для нас является понимание и того, что формальный перенос концепции воспитательной системы ДОУ в отношении к сельскому образовательному учреждению недопустим, поскольку у сельского дошкольного образовательного учреждения есть свое самобытное, уникально-неповторимое лицо.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме [1,4,6,7] показал, что на сегодняшний день накоплен достаточно интересный опыт создания и функционирования воспитательных систем (А.С. Макаренко, С. Френе, В.А. Караковский, В.А. Сухомлинский, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург и др.). Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.3. Вульфова, А В. Гавилина, О С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н.Степанова, Ю.П. Сокольникова, Н.М.Таланчука и др. разработаны теоретические и методические основы воспитательной системы школы. Однако изучение теоретических исследований показало, что сущность воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения не раскрыта. Уточнение данного понятия нами проводилось с опорой на определение воспитательной системы, данное Л.И. Новиковой и В.А. Караковским, с учетом специфики дошкольного образовательного учреждения.

Воспитательную систему ДОУ мы рассматриваем как:

систему, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

целостный социальный организм ДОУ, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов: целевого, отраженного в концепции развития личности ребенка, субъектов (педагоги, дошкольники, родители), деятельностного (включение субъектов в различные виды совместной деятельности), среды (природной и социальной), и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Как уже было отмечено, формальный перенос данного определения к воспитательной системе сельского ДОУ не допустим. Прежде всего, необходимо исходить из специфических особенностей данного образовательного учреждения. Основными, на наш взгляд, являются:

малочисленность детского коллектива сельского ДОУ;

формирование групп ДОУ, как правило, по принципу разновозрастных объединений;

ограниченность сферы социальных связей (удаленность ДОУ от культурных центров);

низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса;

увеличение числа детей из неблагополучных семей.

В тоже время:

особый стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса, который можно охарактеризовать как «семейственность»;

на селе в более значительной степени, чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение к Родине и природе.

Выделение указанных особенностей приводят к пониманию необходимости создания воспитательной системы сельского ДОУ, обладающей своим уникальным лицом. Воспитательную систему сельского ДОУ рассматриваем, как селообразующий, культурный и образовательный центр, как фактор развития целостной, гармонически развитой личности ребенка, способствующий интеграции дошкольника в общественную жизнь. Воспитательная система сельского ДОУ является целостным социальным организмом, построенным на взаимодействии субъектов (педагогов, детей, родителей), интегративных связях с природой и социальной средой, позволяющим максимально полно реализовать их воспитательный потенциал. Создание воспитательной системы является необходимым условием оптимизации воспитательного процесса в сельском ДОУ, сохранение его самобытной социокультурной среды.

Определенные в ходе теоретического анализа проблемы исследования положения о воспитательной системе сельского ДОУ легли в основу проведения экспериментального исследования. Эксперимент проводился на базе ДОУ «Журавлёвский детский сад» Промышленновского района Кемеровской области. В экспериментальной работе приняли участие педагоги ДОУ и дети двух разновозрастных групп в течение 2,5 лет в количестве 45 человек.

На первом (констатирующем) этапе эксперимента была изучена сложившаяся воспитательная система МДОУ, а также изучены ожидания («социальный заказ») на организацию преобразований воспитательной системы ДОУ. Изучение воспитательной системы ДОУ происходило с опорой на критерии факта и критерии качества, выделенные Гребенкиной Л.К. В соответствии с данными критериями были определены наиболее адекватные методы изучения воспитательной системы дошкольного учреждения.

Таблица 1

Изучение состояния воспитательной системы ДОУ

Критерии и показатели

Методы исследования

I. Критерии факта

Упорядоченность жизнедеятельности ДОУ, наличие педагогической концепции.

Наличие сложившегося коллектива единомышленников (сотрудничество специалистов, взаимодействие педагогов и детей).

Развивающая среда ДОУ.

Связь с другими педагогическими системами и общественными организациями.

- изучение документации;

- анкетирование, беседа с педагогами и детьми;

- тестирование «Изучение уровня удовлетворенности педагогического коллектива работой» (тест) [18, с.25];

- бланк оценки развивающей среды;

- беседа;

- анализ педагогической документации.

II. Критерии качества

Уровень выпускника ДОУ (воспитанности, развития, обученности).

Благоприятный психолого-педагогический климат ДОУ (отношения, стиль общения).

3. Профессионализм педагогов.

-Изучение педагогической документации: анализ результатов диагностики готовности детей к школе за последние три года;

-беседа с учителем начальных классов;

Исследование:

Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе [21, с.99];

- наблюдение за общением педагога с детьми (методика Т. Чиркова)

-наблюдение за детьми (И.В. Калистратова)

- беседа с детьми, с целью изучения эмоционального благополучия детей.

- самоанализ «Профессионально-значимые качества педагога», [18, с.111]

-тест – опрос «Каков ваш творческий потенциал?» [46, с.17]

В ходе мониторинга воспитательной системы дошкольного учреждения было выявлено, что комплекс цели и задач воспитательно-образовательной работы с детьми, в целом, отвечает современным требованиям, однако, не в полной мере отражает специфику данного образовательного учреждения, ибо они легко могут быть перенесены в систему любого другого детского сада, а специфические потенциальные возможности сельского ДОУ не нашли в них отражения. Содержание, объем и характер воспитательно-образовательной работы соответствует возможностям и условиям данного образовательного учреждения, но не реализует им в полной мере. Пожалуй, главным недостатком в организации жизнедеятельности образовательного учреждения является отсутствие четкой педагогической концепции, раскрывающей основные идеи и принципиальные позиции, на которых выстраивается вся работа в детском саду, а также дающей возможность увидеть перспективу развития ДОУ. Детский сад живет сегодняшним днем, решая насущные проблемы выживания в сложившихся социально-экономических обстоятельствах. Такая ситуация понятна, но не может рассматриваться как приемлемая для полноценного развития образовательного учреждения, не способствует его становлению как конкурентоспособного на рынке образовательных услуг, а главное готового отвечать актуальным запросам современных детей и родителей. Все это накладывает негативный отпечаток на напряженный характер отношений в коллективе, что влечет за собой отток квалифицированных кадров и не может не сказаться на качестве работы.

В целом анализ образовательной ситуации ДОУ «Журавлевский детский сад» показал:

педагогический коллектив готов к работе в режиме инновационной деятельности;

есть признание и востребованность в услугах ДОУ со стороны социума;

есть стремление к реализации индивидуальных возможностей детей, педагогов, родителей.

Следующим этапом нашей работы было проведение формирующего эксперимента, в ходе которого был разработан и частично апробирован проект развития воспитательной системы сельского ДОУ.

При создании воспитательной системы сельского ДОУ, прежде всего, сочли необходимым учесть те преимущества, которыми обладает сельский детский сад, в сравнении с городским. Выделим наиболее важные:

реальные возможности для создания и осуществления индивидуальных траекторий воспитанников;

более тесные связи ДОУ и социумом;

освоение детьми опыта практического сельскохозяйственного труда;

непосредственная близость детей к живой природе, возможность активного, тесного взаимодействия с окружающим миром, положительно влияющих на духовное, нравственное, эстетическое развитие детей;

большая значимость в воспитании детей общественного мнения селян.

В основу воспитательной системы «Маленький селянин» положены две основные идеи:

Обеспечение субъектной позиции детей, педагогов, родителей в решении общеобразовательных и воспитательных задач.

Развитие образовательного пространства и социальных связей ребенка.

Целью выступило создание комфортных условий для всех участников учебно-воспитательного процесса, чтобы обеспечить развитие психического и физического состояния здоровья ребенка, его психологической готовности к школе и формирования личности ребенка, обладающей ориентацией на преобразование села, своей малой родины.

Для успешной реализации задач по достижению цели учреждения, а именно: обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития каждого ребенка, с учетом имеющегося у него психического и физического состояния здоровья, формирования психологической готовности к школе, развитие художественно-творческой деятельности детей, в ДОУ осуществляются следующие направления деятельности:

образовательная деятельность (личностное развитие воспитанников на этнографическом материале);

формирование национального самосознания, возрождение народной культуры, родного языка, традиций;

краеведение, изучение истории родного края, основ и ценностей русской народной культуры;

возрождение народных промыслов (на примере народных игрушек, утвари, посуды; предметов пользования, элементов одежды);

укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни;

художественно-эстетическое воспитание;

работа с семьёй;

связь с различными социально-культурными центрами села, района.

Воспитание ребенка успешно, если оно системно, поэтому основной задачей своей педагогической деятельность и считаем приведение всех своих воспитательных действий, усилий в некую систему, которая представляла бы собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Созданная нами модель воспитательной системы сельского ДОУ «Маленький селянин» отражена на схеме 1.

Воспитательную систему дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем как динамическую, развивающуюся систему, которая в своем развитии проходит ряд этапов: от зарождения, обоснования до совершенствования. В связи с этим был выстроен перспективный план развития воспитательной системы «Маленький селянин». В русле данного проекта разработаны и стали внедряться программы и технологии: «Праздники в сельском ДОУ», «Экологическое воспитание дошкольников», «Ознакомления дошкольников с родным селом как средство патриотического воспитания». Организован родительский клуб «Содружество». Совместно с другими сельскими детскими садами Окуневского методического объединения, на базе ДОУ «Журавлевский детский сад», среди педагогов организована проблемная группа по экологическому воспитанию. Осуществляется сотрудничество ДОУ с основной школой в рамках реализации идеи преемственности дошкольного и начального образования.

Понимание того, что ребенок является целью, субъектом, результатом и критерием эффективности воспитательной системы, то мы пришли к необходимости разработки модели выпускника на основе компетентностного подхода (Схема 2).

Выпускник воспитательной системы «Маленький селянин» – это:

Здоровый ребенок:

физически развитый;

не имеющий вредных привычек;

владеющий приемами и способами оздоровления своего организма;

имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни

Гуманная личность, которую характеризуют:

уважение прав, свобод и достойнств других людей;

интерес к дюдям, общительность;

терпимость, умение ужиться с другими;

сфомированная потребность в охране и защите своего здоровья и всего живого;

владение коммуникативными способностями.

Творческая личность, которой присущи:

стремление к развитию индивидуальных способностей;

постоянному обогащению внутреннего мира;

Ответственный человек:

обладающая пониманием смысла жизни, идеала, счастья;

добросовестная, порядочная;

способная на бескорыстную заботу о других.

На данном этапе реализации проекта развития воспитательной системы сельского ДОУ мы можем констатировать определенные позитивные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ:

наиболее широко стали выстраиваться связи с социальной средой, наладилось более тесное сотрудничество сельскими жителями, особенно старейшими представителями (ветераны, труженики тыла), культурными центрами села;

зародились новые традиции, среди которых наиболее ярким и значимым выступает фестиваль «Мое родное село»;

произошли изменения в психологическом климате внутри педагогического коллектива.

В целом, воспитательная система как бы повернулась лицом к общественности, стала более открытой, в большей степени отвечающей запросом родителей, школы, но и, конечно же, ребенка.

Библиографический список

Аверьянова Г.Д. и др. Воспитательные системы школы: история и современность – М.: Владимир, 1990 – 89с.

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64с.

Возная В.И., Коновалова И.Т. и др. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / Колл. авт. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Карковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160с.

Морова Н.С. Модернизация дошкольного образовательного учреждения на селе. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 240с.

Новикова Л.И и др. Теория и практика школьных воспитательных систем / Ред.кол: Л.И. Новикова и др. М.: Новая школа, 1996. – 160с.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2. – 256с.

Селиванова Н.Л. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор составитель Соколова Е.И. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 336с.

Схема 1

Модель воспитательной системы сельского ДОУ

Цель: создание комфортных условий для всех участников учебно-воспитательного процесса, чтобы обеспечить развитие психического и физического состояния здоровья ребенка, его психологической готовности к школе и формирования личности ребенка, обладающей ориентацией на преобразование села, своей малой родины.

Педагог Ребенок Родители

Деятельность

Семья (родители, прародители, соседи, родственники)

Традиции

Формы

Содержание

Педагог (педагогический коллектив)

Ребенок (детский воспитательный коллектив)

Физически развитый, здоровый, гуманная личность, творческий, ответственный,

толерантный.

Маленький селянин

-Педсовет

Методические -объединения

-консультации

- игра

-прогулки

- экскурс-

сии;

- занятия;

-самост.д-ть;

-работа с родителями

- досуги;

-праздники;

-развлече-

ния;

День открытых дверей;

День защитников Отечества;

Народные праздники

- игровая;

-трудовая;

- продуктивная

- культурно-досуговая;

-отдых;

-кружок.

Родительский комитет;

Родительские собрания;

Среда

Дополнительное образование

Социальная:

- школа:

- дом культуры;

- ветераны

- библиотека;

- отделение связи;

- фельдшерский пункт;

- пекарня.

Природная:

- огород;

- луг;

- тайга;

-поля;

- озеро «Танай»;

- река;

- болото.

Сотрудничество:

- Родительский клуб «Содружество»;

- фестиваль «Мое родное село»;

- проект «Русская изба»;

- проект «Защитники отечества»;

- проект «Земля наш общий дом»;

- проект «Толерантность для всех».

Кружки:

- «Колосок»;

- «Мир русской деревни»;

- «Краеведение»;

- «Маленький помощник».

Результат:

(Модель



Страницы: 1 | 2 | Весь текст