Специфические особенности обучения детей математике, вытекающие из коррекционно-логопедических задач.

На первом этапе выводы в основном оречевляет сам воспитатель, так как дети имеют дефектное произношение звуков. Воспитатель дает лаконичные образцы грамматически правильных, фонетически чистых и отчетливых ответов. Вопросы к детям должны быть тщательно сформулированы, а также должны исключать возможность ответов детей на дефектном речевом материале. Воспитатель внимательно следит за фонетической и грамматической правильностью речи детей. Для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с количественными числительными необходимо именовать каждое число при:

пересчете предметов (один конь, два коня, …пять коней);

изучении состава числа;

ознакомлении со смежными числами;

простейших счетных операций и т.д.

На начальном этапе обучения необходимо отчетливое, даже утрированнное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных. Обучение детей математике в старшей -подготовительной к школе логопедической группе имеет некоторые отличительные черты.

Выполнение программных собственно математических задач обязательно сочетается с решением задач коррекционно – логопедических:

1. Автоматизация звуков речи

2. формирования лексико-грамматического строя.

Для формирования элементарных математических представлений пособия, игрушки, лексический материал отбираются воспитателем совместно с учителем-логопедом с учетом результатов мониторинга. Учитывается коррекция дефектов звукопроизношения и план проведения совместной деятельности и индивидуально-совместной деятельности.

Последовательность в усвоении падежных форм количественных числительных и особого согласования числительных и существительных.

Количественные числительные ОДИН, ОДНА, ОДНО согласуются с существительными в роде, числе, падеже

Упражнение в употреблении этих числительных с существительными в именительном падеже;

Изменение вместе с существительными в косвенных падежах: ОДНОГО КОНЯ, С ОДНИМ КОНЕМ, ОДНУ КНИГУ…

Количественные числительные ДВА, Две согласуются с существительными в роде:

Им. Падеж числительных употребляется с существительными в родительном падеже единственного числа:

две книги, два кубика;

Числительные в косвенных падежах (кроме винительного ) согласуются с существительными в падеже:

двух книг, двум домам.

Количественные числительные от ПЯТИ до ДЕСЯТИ употребляются с существительными в родительном падеже множественного числа:

Пять домов, девять коней, семь ульев;

Пять конфет, девять лошадей;

Пять окон, девять полей, шесть перьев.

При изменении по падежам числительных от ПЯТИ до ДЕСЯТИ существительные согласуются с ним в падеже.

С количественными числительными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, в винительном падеже

Одушевленные существительные употребляются в родительном падеже множественного числа:

Вижу двух медведей…

Вижу трех кошек…

Нет четырех коней…

Неодушевленные существительные употребляются в родительном падеже единственного числа

Принес две книги…

Взял два утюга…

Творительный и предложные падежи числительных от ДВУХ до ДЕСЯТИ трудно усваиваются детьми – логопатами и требуют длительных упражнений!

Система коррекционной работы: дидактические, речевые игры и упражнения для закрепления звукопроизношения и лексико-грамматических категорий в процессе совместной деятельности по формированию коммуникативных способностей блок «Познание».

Сентябрь

Количественные числительные

ОДИН, ОДНА, ОДНО, ДВА, ДВЕ

в именительном падеже

«Что изменилось?»

«Что добавилось?»

«Чего не стало?»

«1-2-5» (утка, утенок, кубик, ванна)

«Закончи предложение»:

В реке плавает….(одна утка)

На листике сидят…(две улитки)

По двору ходят…(один утенок, два петуха) и т.д.»

«Путаница» (исправь ошибку):

Кухня два на умывальника-…

Катя одно вымыть окно

Лексический материал, демонстрационный материал подбирается в рамках лексической темы.

Октябрь

Количественные числительные

ОДИН, ДВА, ПЯТЬ, ДЕВЯТЬ

в именительном и творительном падежах

« 1-2-5-9»

«Закончи предложение»

У Тани (Марины…) 2…, 5… (утка, конфета, яблоко…)

У Вовы (Пети…)2…,5…(веник, бант, батон, тыква…)

У Марины (Никиты…) 2…, 5…( танк, петух, майка…)

Таня идет с 1…,2…, 3…,4…,5…9…(утка, конфета, машина..)

У Кати 2…(тапка ,туфля ..)

« Путаница» (для подготовительной группы)

Саша девять у веник-

Петя танк пять у

Катя одна у шапка-

Вова две у машина-

Лексический и демонстрационный материал подбирать в рамках лексической темы.

Ноябрь

Количественные числительные

ОДИН, ДВА, ПЯТЬ, ДЕВЯТЬ

В дательном и винительном падежах

Дидактические, речевые игры и упражнения

« Что добавилось?»

«К чему добавилось?» Составление предложения по демонстрации действий:

К одной собаке прибавили двух собак.

К двум гусям прибавили одного гуся.

« Закончи предложение»:

На остановке к двум автобусам приехали еще… (два автобуса)

Две синички прилетели…( к двум воробьям).

«Путаница» (подготовительная групп)

2 гуся добавили один гусь к

Лексический и демонстрационный материал подбирать в соответствии с лексической темы.

Декабрь

Количественные числительные

ОДИН – ДЕСЯТЬ (кроме трех, четырех)

в родительном падеже

Дидактические и речевые игры и упражнения

« 1-2-5-6-7-8-9-10» с различными предметами

« Чего не стало?»

2 ванн, 5 ваз, 7 сов, 6 диванов

Составление предложений по демонстрации действий: числительные в родительном падеже с существительными.

«Закончи предложение»

«Путаница»

«Лиса и гуси» – сюжетно-ролевая игра

Лексический материал подбирается в соответствии с лексической темы

Январь

Количественные числительные

ОДИН ДЕСЯТЬ ( кроме трех, четырех )

во всех падежах

Дидактические и речевые игры и упражнения

«1-2-35-6-7-8-9-10»

«Что с чем?»

«Кто с кем?»

«Закончи предложение»

«Путаница»

«Головоломка» составление и преобразование фигур из палочек

«Зрительные диктанты» рисование по клеточкам

Лексический и предметный материал подбирается в соответствии с лексической темой.

Февраль

Количественные числительные

ОДИН ДЕСЯТЬ

во всех падежах

Дидактические и речевые игры и упражнения

«Сложи сам» из геометрических фигур, мозаики

«Чего не хватает?»

«Сколько предметов не хватает?»

«До – между – за»

«Ниже – выше»

«Путаница»

«Зрительные диктанты»

Прямой и обратный счет с существительными и прилагательными.

Особенности согласования прилагательных с числительными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ:

Мужской род: 2, 3, 4 колючих ежа,

2, 3, 4 неуклюжих медведя

Средний род: 2, 3, 4 больших одеяла одеяла

Женский род: 2, 3, 4 колючие ветки

2, 3, 4 полосатые кошки

Лексический материал подбирается в соответствии с лексической темы

Март

Количественные числительные

ОДИННАДЦАТЬ ДВАДЦАТЬ

Дидактические и речевые игры и упражнения

Прямой и обратный счет с существительными и прилагательными

« Кто с кем?»

«У кого кто?» лото

«Запомни, что с чем?»

Ваза с пятью яблоками…

« Сложи фигуру» из геометрических форм, мозаики, с оричевлением действий

« Чего не хватает?» сколько предметов

«До – между – за»

«Путаница»

«Больше – меньше»

Зрительные диктанты

Сюжетно – ролевые игры

Сказки драматизации о зверях и их детенышах

Потешки и загадки с математическим содержанием

Лексический материал подбирается в соответствии с лексической темой

Апрель

Количественные числительные

ОДИННАДЦАТЬ ДВАДЦАТЬ

во всех падежах

Дидактические и речевые игры и упражнения

Прямой и обратный счет с существительными и прилагательными

«Путаница»

«Закончи предложение»

«Больше – меньше»

«Ниже – выше»

«Магазин» сюжетно – ролевая игра

Игры и сказки – драматизации с математическим содержанием

Головоломки

Зрительные диктанты

Скороговорки с математическим содержанием

Лексический материал подбирается в соответствии с лексической темой

Май

Количественные числительные

ОДИН ДЕСЯТЬ

во всех падежах (повторение)

Повторение всего материала за учебный год

Потешки, шутки, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки с математическим содержанием

Зрительные диктанты

Головоломки

Сюжетно – ролевые игры

Лексический и предметный материал подбирается в соответствии с лексической темой.