Спортивные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или обе ноги, непродолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т.д. Однако их применение должно быть строго регламентировано в связи с тем, что дети быстро утомляются.

В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма. Известно, что лучше всего организм восстанавливается, когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а активно действующие – переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения.

Медленный темп упражнений на расслабление, выполняемых без напряжения и с большой амплитудой, музыкальное сопровождение, спокойная обстановка способствует восстановлению организма в более короткий срок. Выполнение этих же упражнений с закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90 – 100 %, такая заключительная часть ведет к восстановлению организма уже к концу 1-2-ой минут после занятия.

При выборе формы и типа занятий должны учитываться различные способы организации детей: индивидуальный, поточный, сменный, фронтальный, групповой. Наиболее целесообразно комплексное использование различных способов. Так на одном и том же занятии при обучении прыжку в длину с места можно рекомендовать все способы. Однако в программе предусмотрены движения (лазания, удержание равновесия, прыжки в длину и высоту с разбега), выполнение которых следует организовать индивидуально с тем, чтобы воспитатель мог обеспечить страховку детей.

Зимой занятия на воздухе проводят в облегченной одежде, состоящей из 3-4 слоев. В жаркие, солнечные дни дети могут заниматься без майки, босиком, но в легком головном уборе.

Подготовленной к занятиям должна быть площадка или пересеченная местность.

“Спортивные занятия обычно организуются в первой половине дня. Если они проходят на воздухе, то их место в режиме дня в разные сезоны года различно. Летом – в начале первой прогулки, когда температура воздуха не достигла наивысшей величины”. [Е.М. Минских. 1984 г.]

В холодный период занятия целесообразны в конце первой прогулки, перед обедом, что позволяет детям переодеться в спортивный костюм один раз, перед занятием, и снижает возможность заболеваний, так как после физической нагрузки, вспотев, дети не остаются на воздухе.

В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное занятие, цель которого – выявить степень усвоения детьми программного материала.

В те дни, когда запланировано физкультурное занятие, проводятся физические упражнения и подвижные игры длительностью 10 – 15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно. Одежда детей в этом случае лишь облегчается, они не переодеваются в спортивную форму.

Во время занятий закрепляются двигательные умения и навыки, предусмотренные программой. Проводятся эстафеты, 1 – 2 подвижные игры, в сочетании с которыми используются любые движения: ходьба на лыжах, езда на велосипеде, метание, прыжки, элементы игр в футбол, баскетбол, бадминтон, городки.

“На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, а затем игра. Например, сначала прыжки в игровой форме “с кочки на кочку”, а затем игра “Найди свой домик”. При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным – вначале игра, чтобы разогреть детей (“Мы веселые ребята” и другие), а затем – ходьба на лыжах, катание на санках, езда на велосипеде” [Т.И. Осокина 1978 г.].

В содержание подвижной игры могут быть включены различные движения.

В игре “Поезд” дети “приезжают” в лес; а там бегают, прыгают и т.д.

Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку, общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают такого, интереса, как игры.