Сценарный план

непосредственно образовательной деятельности

Направление деятельности: «Социально-личностное»

Доминирующая образовательная область «Социализация».

Тема: «Королевство столовых приборов»

Возрастная группа: дети 4-5лет.

Подготовила: Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна, воспитатель I квалификационной категории МДОАУ д/сад «Солнышко»

п.Светлый, Оренбургской области

пветлый – 2013

Тема: «Королевство столовых приборов»

Цель: Расширять знания о сервировке стола и столовых приборах. Формировать эстетическое отношение к сервировке стола, упражнять в умении украшать стол. Продолжать закреплять умение сохранять правильную позу во время еды.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать элементарные правила этикета за столом;

- воспитывать аккуратное отношение к продуктам питания;

Развивающие:

-совершенствовать навыки поведения за столом и владения различными предметами (столовыми, чайными);

Образовательные:

-сформировать представления и понятия о сервировке стола.

Работа над словарем: стеклянный, металлический, глубокая, мелкая, большой, маленький, высокий, низкий.

Создание среды для организации и проведения НОД: Создать условия для систематизации знаний о понятии этикет.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Труд», «Безопасность», «Познание».

Оборудование: Тарелки (глубокие и мелкие), вилки, ложки (чайные и столовые), стаканы (высокий и низкий, стеклянный), чашки с блюдцами, бокалы, сахарницы, конфетницы, пирожковые тарелки, кусочки хлеба, масленка с маслом, поднос под ножи, точилка для ножа, скатерти, салфетки бумажные, фартуки, сушки, Петрушка. Атрибуты: тарелка, вилка, ложка, нож. Силуэт «ножа – мужчины», ширма, набор столовых ножей (по количеству детей).

Ход непосредственно образовательной деятельности.

В начале занятия воспитатель создает ситуацию, в которой дети сами находят красивую коробочку. Обыгрывает ее: «Интересно, что в этой коробочке? Как вы думаете? (Высказывания детей.) Давайте посмотрим!». Воспитатель берет металлические ложки – чайную и столовую. Спрашивает: «Чем похожи эти два предмета? Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические.

Теперь подумайте и скажите, чем они отличаются? (Одна ложка – большая, другая – маленькая). Да они отличаются размером. Для чего нужна чайная ложка, а для чего столовая? Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы). Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны?»

Воспитатель поочередно поднимает два однородных предмета и говорит: «Эта тарелка глубокая, а эта…? (мелкая).

Эта ложка столовая, а эта…(чайная).

Один стакан высокий, а другой… (низкий).

Мы с вами знакомы со многими столовыми приборами, а сегодня познакомимся еще с одним. Появляется из-за ширмы и «оживает» у них на глазах.

Нож: Здравствуйте! Я так хотел в гости!

Воспитатель: Вы знаете кто это? Хотите познакомиться? Давайте послушаем этого господина. Узнаем, кто он и зачем пришел.

Нож: Я столовый нож. Вы уже знакомы с моими сестрами – Вилкой и Ложкой? (Да). А для чего они вам нужны? (Ответы). Правильно. Вилка и ложка помогают вам есть. Я тоже вам буду помогать. Посмотрите похож я на сестренок? (Ответы детей). Взрослый обращает внимание на наличие ручки – она необходима, чтобы было удобнее держать нож в руке. А еще у меня есть лезвие. С одной стороны оно острое. Лезвием можно резать мясо, отрезать хлеб, масло. Но, чтобы лезвие было острым его точат.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем, как точат нож.

Физкультминутка: «Точим нож!»

Точим,

Точим,

Точим нож!

Будет очень

Он хорош.

Будет резать он

Припасы:

Масло,

Сало,

Хлеб,

Колбасы,

Помидоры,

Огурцы…

Угощайтесь,

Молодцы!

Нож: Я помогаю людям с давних пор, хочу и с вами подружиться.

Воспитатель: И ребята хотят с тобой подружиться, даже сценку подготовили для тебя? Посмотри, пожалуйста.

«Королевство столовых приборов»

…Было это или не было, а если было, то очень давно. В королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А королевством тем правил король Беспорядок и королева Ленивица. В таком королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка. Поэтому вилки, ножи, ложки располагались на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепугались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке.

Дети с атрибутами (вилка, нож, ложка): Подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе?» И, конечно же умная тарелка дала им совет:

Ребенок с атрибутом тарелки:

Для вас центром буду я.

Место справа дам ножу?

Рядом ложку положу,

Вилку положу я слева,

Чтоб зубцами вверх смотрела.

Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица. Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилки зубцами вверх слева.

Нож: Спасибо ребята. А я привел к вам своих младших братишек – ножей. Они будут вам помогать, постарайтесь с ними подружиться (отдает воспитателю набор ножей – для рассматривания и работы).

Воспитатель: ( раздав их детям). Потрогайте ножи, каждый свой. Какой он? Легкий или тяжелый? Теплый или холодный? Из чего сделан? Посмотрите у ножа есть ручка (дети показывают) и острое лезвие. С ножом надо обращаться осторожно. (Ребенок собирает ножи на поднос). Теперь мы знаем для чего нужно использовать столовый нож. А кто из вас хочет показать, где располагается нож на столе и накроет стол к обеду. (Несколько детей накрывают стол к обеду и комментируют, остальные дети и нож проверяют его. Предложить другому ребенку убрать со стола приборы). Ну вот мы и познакомились с нашим гостем. До свиданья нож! (Нож уходит).

Появляется озорной Петрушка и приглашает детей полакомиться угощеньем.

Петрушка: Эй, ребята, налетайте,

Сушки. Пряники хватайте!

Чтоб досталось повкусней,

Друга оттолкни скорей!

Не давай ему конфеты.

И печенья не давай,

Лучше это угощенье,

По карманам распихай!

Воспитатель: Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь детей? Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя.

Петрушка: Не поверю никогда, чтобы вежливой была такая «мелкота».

Воспитатель: Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но еще они много знают и умеют. Например, могут накрыть стол по всем правилам чайного этикета.

Петрушка: Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто быстро и правильно накроет на стол». (Выходят два ребенка, и проводится игра. Петрушка проверяет правильно ли выполнено задание, все ли чайные приборы стоят на месте и почему они должны быть расположены именно так).

Петрушка: Все сумели, все успели аккуратно сделать.

Прежде чем на стол поставить.

Чашки и тарелки,

Не забыли постелить чистые салфетки.

Чашки, ложки лежат в ряд,

Стол накрыт для всех ребят.

Воспитатель: А сейчас давайте ребята покажем Петрушке, как вы умеете сами делать бутерброды к чаю. Проходите за стол… (После того как дети рассядутся, взрослый дает каждому ребенку чистый нож. Показывается, что кусочек хлеба нужно взять в левую руку, одним краем положить на пирожковую тарелку; правой рукой взять нож и размазать масло по хлебу, (кусочек масла на хлеб взрослый кладет сам) дети делают бутерброд. Воспитатель оказывает помощь и поддержку всем, кто в этом нуждается. Петрушка поощряет детей.

Петрушка: Ой ведь, я же вам принес угощенье (сушки). Угощайтесь, угощайтесь, милые ребята! А мне пора! Всем спасибо за внимание, за задор и звонкий смех, за огонь соревнованья, обеспечивший успех! Вот настал момент прощанья, будет краткой моя речь. Говорю всем до свиданья! До счастливых новых встреч!

Воспитатель: Приятного аппетита!

(Дети пьют чай с бутербродами, сушками).