«Коррекция дизартрии в условиях ДОУ №18»

Опыт работы: Филипповой Е.А.

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Наиболее часто встречающимся в нашей практике речевым нарушением является дизартрия.

В соответствии с определением Е.М. Мастюковой, Л.С. Волковой, К.А. Семёновой, Е.Ф. Архиповой, под дизартрией следует понимать нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного).

Для детей-дизартриков характерно:

отставание в развитии общей и мелкой моторики (моторной неловки, ограничен объём активных движений, трудности при овладении графическими навыками)

наличие патологических особенностей в артикуляционном аппарате (вялость или напряжённость мышц, гиперкинезы, апраксия, девиация),

нарушение звукопроизношения и просодики, что влияет на разборчивость речи, внятность и выразительность.

Таким образом, дети с дизартрией – это неоднородная группа и подход к ним также должен быть дифференцированным.

Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем в логопедии.

В нашем д/с количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, превышает количество мест в логопедической группе, поэтому в первую очередь зачисляются дети подготовительной группы. Только в этом учебном году из 24 детей логопатов, зачисленных ПМПК в логогруппу ,23 человека имеют логопедическое заключение – «дизартрия». Перед нами встает проблема, как за короткий период времени (1 год) вывести детей на речевую норму.

Как отмечают исследователи К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, Л.В. Мелехова, М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина, Е.Ф. Архипова, И.И. Панченко для устранения нарушений в структуре речевого дефекта при дизартрии необходимо комплексное воздействие, которое включает следующие направления работы:

медицинское,

логопедическое

психолого-педагогическое,

В нашей стране проблемой дизартрии занимались Е. Н. Винарская, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, О. В. Правдина, К. А. Семенова, а в Уральском регионе – Н. М. Трубникова, И. А. Филатова и др.

Опираясь на их учения в области дизартрии, в основу своей работы я беру комплексный логопедический подход, который включает в себя следующие этапы:

1 этап – подготовительный

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

– нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры с помощью массажа (языка, губ и лица);

– нормализация моторики артикуляционного аппарата (динамические и статические артикуляционные упражнения);

– нормализация речевого дыхания; выработка плавного, длительного выдоха;

– нормализация высоты и силы голоса;

– нормализация просодики (работа над ритмом, темпом, четкостью и выразительностью речи);

– нормализация общей и мелкой моторики, двигательной координации (пальчиковая гимнастика, пантомима, подвижные игры на координацию и согласование движений);

2 этап –Основной. Работа над звукопроизношением и фонематическим восприятием.

выработка основных артикуляционных укладов;

постановка звука;

автоматизация;

дифференциация (на слух; изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

развитие фонематического восприятия;

преодоление сенсорных нарушений

3 этап – выработка коммуникативных умений и навыков

– выработка самоконтроля, как необходимого условия для успешной коррекции дизартрии;

– тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях (участие в праздниках, театрализованных постановках, индивидуальные выступления и пр.).

4 этап – преодоление и предупреждение вторичных нарушений

В качестве основных из них, которые перерастают в разряд сложных медико-педагогических проблем, мы рассматриваем дисграфию и дислексию.

Развитие дифференцированного слухового восприятия.

Развитие фонематического анализа и синтеза слов.

Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Обогащение словарного запаса, формировании грамматического строя речи.

5 этап – подготовка к обучению в школе

– формирование графомоторных навыков

– развитие связной речи;

– развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка;

- развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

Занятия по коррекции дизартрии проводятся 3-4 раза в неделю на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Эффективность моей работы с детьми на всех этап, зависит от четкой, слаженной организации коррекционного процесса всех работников нашего детского сада: воспитателей, психолога, музыкального работника, инструктора по физической культуре. Для этого разработан план преемственности логопеда и специалистов д/с. Ежедневно составляются задания для воспитателей логогруппы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на каждого ребенка. Музыкальный руководитель использует элементы логоритмики, дыхательной гимнастики, общей моторики, ведет работу над просодической стороной речи. Инструктор по физическому воспитанию включает элементы лечебной физкультуры, развитие общей и мелкой моторики и т.д.

В ходе коррекционной работы налажена тесная взаимосвязь с родителями. На протяжении всего учебного года проводится пропаганда логопедических знаний на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах, открытых занятиях. Еженедельно оформляется наглядный материал по изучаемым темам в папках передвижках, который предусматривает обучение родителей общению с детьми в игровой форме. На каждую лексическую тему даются игры и упражнения по развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики и т.д..

В более тяжелых случаях даются рекомендации родителям по обследованию детей у врачей специалистов: невропатолога, психиатра, отоларинголога, ортодонта, которые назначают медикаментозное лечение, общий массаж, физиопроцедуры (магнитная терапия, теплолечении, водолечение и т.д.), ЛФК и т.д.

Таким образом, вся коррекционная работа строится на принципах комплексного подхода, системности, интеграции, индивидуализации и дифференциации и охватывает весь образовательный процесс.

Представленная технология работы позволяет добиваться высоких результатов при работе с детьми даже с очень сложными (тяжелыми) речевыми нарушениями (дефектами). По оценке ПМПК уровня речевого развития детей логопедической группы за последние 3 года рост количественных и качественных показателей составляет 100%, что документально подтверждено протоколами по выпуску детей.