Лавриненко Татьяна Владимировна

учитель – логопед

МКДОУ Половинский детский сад №1

Краснозерского района

Коррекция речевых недостатков в условиях логопункта ДОУ

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы индивидуального подхода к процессу воспитания, обучения и развития ребенка. Так, в последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. И происходит это не только из-за увеличения нарушений пренатального и перинатального развития детей, их общей соматической ослабленности, но и за счет растущей педагогической некомпетентности родителей, эмоциональной депривации в семье. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития. С одной стороны, ребенок и его родители не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно, а с другой – ребенок не подлежит зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой ситуации – открытие и функционирование в детском саду логопункта. Система работы логопедического пункта строится на основе учета индивидуальных психологических особенностей ребенка, а коррекционное воздействие направлено, прежде всего, на источники и причины отклонения в развитии. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного. Правильно организованная логопедическая помощь дошкольникам позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы широкий круг детей, использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его целостным и комплексным. Изучение и наблюдение за динамикой речевого развития и недостатков неречевого характера осуществляется на всех этапах коррекционного процесса. Для этого используются методы наблюдения, опроса, тестирования и анализа, речевого обследования. На основе полученных результатов планируется дальнейшая работа с каждым ребенком и подгруппами детей. Для этого составляется рабочая программа коррекционной логопедической деятельности логопункта и календарно – тематическое планирование. В соответствии с изучаемой темой моделируется и образовательное пространство логопедического кабинета: для создания мотивации и заинтересованности детей в учебный процесс включаются игровые моменты, проблемные ситуации, использование ТСО – компьютерные презентации, слайды, аудиозаписи.

Вся коррекционная логопедическая работа строится на тесном педагогическом сотрудничестве с воспитателями групп и специалистами детского сада. Воспитатели, ориентируясь на консультации логопеда и «Экраны звукопроизношения», имеющиеся в каждой группе, осуществляют контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики. В тесном взаимодействии с музыкальным руководителем строится работа по логоритмическому сопровождению детей – регулярно проводятся логоритмические занятия в разные моменты, которых включены индивидуальные задания на формирование правильного речевого и фонационного дыхания, сочетания речи и движения, интонационной выразительности и т.д.

Невзирая на то, что большую часть времени ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к этому вопросу:

- пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую с игнорированием рекомендуемых в детском саду занятий;

- завышенные требования к качеству речи ребенка (разучивание скороговорок для исправления нарушенного звука, когда он еще не автоматизирован в словах).

И то и другое не способствует автоматизации правильного звукопроизношения, но закрепляет его искаженный вариант. Для решения этой проблемы предпринимаются следующие меры:

- проведение консультаций для родителей по вопросам коррекции недостатков речи, ознакомлением со специфическими приемами постановки звука;

- индивидуальные консультации;

- введение индивидуальных логопедических тетрадей;

- составление «Экранов произношения». Они предназначены как для воспитателя, так и для родителей и наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними.

По итогам коррекционной работы в конце каждого учебного года составляются таблицы и диаграммы, позволяющие наглядно проследить ее эффективность. Такая система работы по диагностике, коррекции речевых недостатков и оценке результатов позволяет учитывать не только компенсаторные возможности детей, но и особенности развития каждого ребенка на данном возрастном этапе. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам с нарушениями в развитии речи в детском саду. Только при комплексном решении всех поставленных задач можно достичь цели – достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям.