Коррекционная работа по развитию творческого воображения

детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Гончарова Н.В. учитель дефектолог

МБДОУ комбинированного вида

детский сад №20

«Дельфин» г. Саяногорск

Возникающие в дошкольном возрасте творческое воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребенка в целом.

Начинать формировать воображение ребенка можно с самого раннего возраста, надо искать и находить все новые и новые пути для развития умения фантазировать. Создание нового путем аппликации и ручного труда составляет результат творческой деятельности дошкольников. В процессе изодеятельности ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Разумеется, в этом случае, чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь, совет помогают ребенку приобрести различные знания, новые изобразительные навыки и умения, уточнить и углубить его представления об окружающем, рассмотреть его творческие возможности и осознать их исполнение. Все это весьма значимо для психического развития. И созданный в результате разнообразных преднамеренных действий продукт является, как правило, новым.

Изучение воображения старших дошкольников с задержкой психического развития характеризуется особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что в отличие от воображения нормального развивающихся дошкольников воображение дошкольников с задержкой психического развития к старшему возрасту не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения.

Чтобы решить данную проблему, мы решили выработать коррекционную систему работы с детьми с ЗПР по развитию творческого воображения на занятиях по аппликации и ручному труду.

В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. Методы должны соответствовать:

- общей цели и задачам;

- специфике вида деятельности;

- возрастным и психическим особенностям детей.

Коррекция отклонений в развитии данной психологической функции у старших дошкольников с ЗПР дает положительные результаты в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер.

Для развития положительного мотивационно – потребностного компонента и интереса к творческой изодеятельности, важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей:

Материальные (оборудование, обстановка и т.д.);

Расширение круга его представлений, обогащение новыми впечатлениями, накопление опыта;

Создание эмоционально благополучной атмосферы на занятии;

Положительное отношение к творческой деятельности.

Основой развития творческого воображения ребенка является накопление и обобщение жизненных впечатлений, наличие достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта.

Коррекция развития творческого воображения основывается на принципе развивающего обучения, учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка, при котором оно должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты способностей, которые еще не сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения.

Цель: развитие творческого воображения и обучение использования в работе разнообразных средств выразительности у старших дошкольников с ЗПР на занятиях по аппликации и ручному труду.

Задачи: учить детей проявлять творчество при работе с новыми материалами (ватные подушечки, цветные салфетки, синтепон, опилки и т.д.); развивать воображение, мышление, мелкую моторику; воспитывать интерес к рукотворному миру.

Основные блоки коррекционной работы:

Диагностическийзаключается в первоначальной диагностике творческого воображения у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста перед проведением занятий, так и в последующей диагностике во время проведения занятий по аппликации и ручному труду.

Развивающийпланирование и проведения занятий.

Заключительный состоит в формировании и закреплении полученных знаний.

Этапы реализации работы:

Первый этап имел своей целью установления первоначального уровня развития творческого воображения детей средствами изодеятельности. По тестам «Доброе и злое», разработанный А.А. Мелик-Пашаевым и «Дорисуй картинку», разработанный Э. Торренсон и адаптированный О.М. Дьяченко. Было выявлено, что у детей преобладает низкий уровень развития творческого воображения, который наблюдается более, чем у половины детей.

На втором этапе своей работы был составлен перспективный план развития творческого воображения на занятиях по ручному труду и аппликации. Для развития творческого воображения использовала следующие методы:

«Фантастический образ». Используется для тренировки и развития творческого мышления и фантазии. Ребенку предлагаются элементы изображений. Его задача – построить из них фантастический образ (существо, предмет).

«Что бы это могло быть?» Детям предлагаются рисунки с фигурами, которые похожи одновременно на несколько предметов. Нужно назвать, что бы это могло быть.

На этом этапе больше уделяла внимания на использование приемов, которые способствовали бы развитию творческого воображения – беседа, рассказ, чтение произведений, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций. Например, я рассказала детям сказку В. Сутеева «Петух и краски». Затем выдала лист с рисунком петуха и предложила каждому выступить в роли краски. Также дается детям цветная бумага. Они наклеивают полоски (каждый свой цвет) и развивают сюжет.

В качестве развивающих упражнений можно использовать вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной вдвое, симметричных узоров из листа, сложенного в несколько раз (снежинки, листочки, кораблик, ракета), Вырезание силуэтных изображений по контору и на глаз.

На третьем этапе была проведена повторная диагностика – это позволило оценить динамику развития ребенка. Детские работы стали лучше, интереснее сюжет стал насыщенней, обогащенный образами.

Вариант коррекционной работы предполагает подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Периодичность занятий 1 раз в неделю, каждое занятие рассчитано на 25-30 мин.

Схема занятий:

Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя.

Основная часть, в которой могут быть комбинации из следующих вариантов: беседа, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность.

Рефлексия прошедшего занятия: оформление выставки работ, их коллективный анализ.

Таким образом, развитие творческого воображение у старших дошкольников с ЗПР на занятиях по аппликации и ручным трудом, в общей системе коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает возможность развития такой важной психической функции, как воображение. Кроме этого, целенаправленная своевременная работа по формированию творческого воображения у детей данной категории создает условия для их успешной полготовки к обучению в школе.

Литература.

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. Москва, «Гном-Пресс», 2002 год.

Вересов Н.Н. культура и творчество как психологические идеи./ «вопросы психологии» – №1,2 – 1992.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва, Просвещение, 1991.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. – Москва, «Академия», 1999.

Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду.- Москва, «Педагогика»,1984.

Марцинковская Т.Ф. Диагностика психологического развития детей. – Москва, «Линка-пресс», 1997.

Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников. / «Дошкольное воспитание», №7 – 1991.