Коррекционная работа при СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ДИЗАРТРИИ

1) вдох и выдох носом

2) вдох и выдох ртом;

3) вдох ртом — выдох носом;

4) вдох носом — выдох ртом.

По ходу выполнения этих упражнений необходимо осуществлять постоянный контроль, так как ребенку на первых этапах коррекции речевого дыхания еще трудно ощутить утечку воздушной струи через носовые проходы. Так, если при выдохе через рот часть воздуха проникает в нос, то нужно зажимать нос пальцами, далее ребенок сам сможет улавливать разницу в направлении воздушной струи. Затем тренируется плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков [а], [о], [у] или с переднеязычных глухих согласных, например звука [т]. Контролю над правильным дыханием также способствуют такие приемы, как дутье на ватку, на полоски бумаги и т. д. Можно использовать следующие игровые упражнения. «Греем ручки». Ребенок вдыхает через нос и с удлиненным выдохом беззвучного [а] «греет» руки.

«Ветер в трубе». Предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук У. Вдох осуществляется через нос.

«Сдутый шарик». Ребенка просят надуть и спустить шарик, а затем повторить звуки, которые ребенок слышал во время выполнения задания. Сначала должны произноситься короткие сильные беззвучные [ф-ф-ф] (надувание шарика), затем медленно, протяжно шепотом — звуки [т-т-т] (шарик сдувается). В результате правильного произнесения к звуку т добавляется легкий свистящий оттенок [тс-с-с].

«Пауза». Логопед читает хорошо известное ребенку четверостишие. По его просьбе в местах паузы ребенок должен одновременно с раскрытием ладоней и напряжением пальцев кистей произнести короткие сильные шепотные звуки [па].

«Сом и соменок». Логопед использует два стакана с водой и две трубочки и вместе с ребенком обыгрывает сказку следующего содержания: «Жил-был в реке огро-о-мный сом, и он пускал огро-о-мные пузыри, вот такие (логопед через опущенную в стакан трубочку выпускает сильную струю воздуха). А у этого огромного сома был ма-а-ленький сыночек соменок, и он пускал малюю-ю-сенькие пузырьки, вот такие (логопед предлагает ребенку сделать маленькие пузырьки в стакане). Большой сом очень любил петь на рассвете, вот так (логопед выдувает большие пузыри), а маленький соменок любил ему подпевать, вот так (ребенок ровно и длительно выдыхает через трубочку). Птицы в лесу не слышали пения сомов, но они видели, как каждое утро на воде появляются красивые прозрачные пузыри. Одни большие, вот такие (выдыхает логопед), другие — маленькие ровненькие, вот такие (ребенок повторяет длинный ровный выдох). И так они нравились птицам, что они переставали щебетать, слетались поближе и любовались бурлящими блестящими пузырьками до тех пор, пока сом и соменок не закончат петь. Вот так».

«Ветер и занавеска». Ребенок выдыхает то слабую, то сильную струю воздуха через рот на тонкие полоски бумаги («занавеску») по сигналу логопеда.

«Грустный слоненок». Ребенку предлагается поднять голову вверх, вдохнуть ртом, опустить голову, выдохнуть через нос.

Развитие артикуляционной моторики. Произнесение звуков речи обеспечивается скоординированной работой губ, языка, нижней челюсти, глотки, гортани, легких. Все эти органы находятся под контролем моторных зон речи в коре головного мозга. Такие нарушения в строении артикуляционного аппарата, как повышение тонуса речевой мускулатуры, недостаточная или неправильная ее иннервация, являются причинами неправильного формирования звукопроизношения. При дизартрии особенно страдает звукопроизносительная сторона речи: звук, темп, выразительность, модуляция. Поэтому задачами логопеда являются:

1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад вглубь рта и т. д.);

2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, слухового внимания. В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух.

Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый) и тембру (отличают по голосу мать и других близких), а также правильно воспринимать ритмический рисунок слова, т. е. его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т. е. способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить в умеренном темпе, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т. д.). На первой стадии коррекции речевого слуха ребенок должен научиться различать далекие между собой по звучанию звуки, затем — близкие, узнавать звуки изолированно, затем в слогах и в словах.

Примерные игры и упражнения

«Далеко — близко». Ребенок отворачивается, а логопед на разном расстоянии производит звук, ребенок должен отгадать, далеко или близко находится источник звучания. На первых порах разница звука должна быть ощутимой.

«Оркестр». Вначале ребенок рассматривает и играет на разных музыкальных инструментах, предложенных логопедом. Затем ребенок отворачивается и узнает по звучанию название инструмента.

«Найди звук». Логопед объясняет ребенку, что один звук спрятался на чудо-дереве, на котором растет много всяких вещей. Нужно помочь его найти. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный звук в слове. На начальном этапе не используются слова, в которых есть близкий по звучанию звук.

«Овощи». Ребенку предлагаются картинки с изображением овощей: лук, тыква, огурец. Ребенку предлагается узнать по количеству хлопков, какое слово задумано. Со временем количество картинок добавляется, меняется тематика.

«Угадай рифму». Ребенку читается загадка или стихотворение, он должен подсказать слово в конце предложения, например:

Я взял муку и взял творог

Испек рассыпчатый … (пирог).

«Робот». Логопед дает указания, включающие в себя несколько действий, и якобы пытается запутать «робота». Например, ребенку предлагается положить книжку на коробку, а карандаш за коробку. При успешном выполнении задание усложняется, темп упражнения увеличивается.

Развитие зрительных функций. У детей, страдающих дизартрией, зачастую наблюдаются нарушения зрительных функций. Развивая эти функции в играх и упражнениях, ребенок учится удерживать в памяти последовательность звуковых и зрительных фрагментов, у него увеличивается объем памяти, улучшается внимание, стимулируются не только зрительные функции, но и пространственные, аналитико-синтетиче-ские, речевые. Для этого в качестве дидактического материала используются разрезные картинки, кубики Кооса, пазлы и т. д. Очень полезны занятия по изобразительной деятельности.

Примерные игры и задания

«Найди отличия». Ребенку показываются две картинки, на которых нужно найти несколько отличий, ребенок должен их обнаружить.

«Собери грибочки». На рисунке изображаются «спрятанные» в лесу грибы. Ребенок должен найти все изображения грибов. Также можно «собирать» шишки, различные овощи, фрукты, находить изображения животных и т. д.

«Угадай, что спрятано?». Ребенку показываются изображения предметов, заштрихованных различными линиями. Он должен узнать, что изображается на рисунке.

«Убери лишнее». Логопед раскладывает перед ребенком 5–7 предметов, просит его отвернуться и в этот момент добавляет еще 5 предметов. Ребенок должен убрать вновь появившиеся предметы.

«Цепочка». Логопед составляет «цепочку» из 7–8 предметов. Ребенок запоминает и отворачивается. Логопед меняет местами два предмета. Ребенок должен восстановить последовательность звеньев цепочки.

«Волшебные краски». Ребенок учится смешивать краски таким образом, чтобы получились новые цвета, например если смешать синий и желтый цвета, то получится зеленый.

Развитие крупной и мелкой моторики. Взаимосвязь кинестетических функций и функций речевого развития обусловливает включение упражнений на развитие крупной и мелкой моторики в программу речевого развития детей.

Так, традиционно используются танцы, ритмика, лечебная физкультура. Такие упражнения помогают ребенку научиться владеть мышцами своего тела. Дефект речевого развития оказывает влияние и на мышечные реакции ребенка, причиняя ребенку психологический дискомфорт. Устраняя патологические кинестетические реакции, можно облегчить дальнейшее формирование речи ребенка, улучшить его психологическое состояние, заложить хорошую основу для обучения письму и чтению. Для детей, страдающих спастической формой дизартрии, наиболее ценными являются упражнения на расслабление и снятие мышечных напряжений.

Такой ребенок должен обучиться самоконтролю над правильным кинестетическим укладом.

Для этого сначала он должен научиться распознавать свои мышечные зажимы и напряжения, а затем снимать их с помощью специальных упражнений.

Упражнения на распознавание мышечного напряжения делаются с целью научения ребенка определять патологически напряженные группы мышц в своем организме, так как повышенный тонус стал для него привычным. Приведенные ниже упражнения следует применять с осторожностью, так как неправильное их выполнение может привести к спастичности мышц, проявлениям синкинезий. Упражнения не должны повторяться многократно, нельзя добиваться значительных усилений мышечных напряжений.

«Хмурый человечек». У ребенка со спастической дизартрией часто повышен тонус круговой мышцы рта, из-за чего губы его сильно напряжены и сомкнуты. Логопед просит еще больше сомкнуть губы, показать, как человечек сердится, после чего просит развеселить человечка, вытянув губы в улыбке. Первое время можно пальцами раздвигать губы. Упражнение делается перед зеркалом.

«Незнайка». Если у ребенка напряжены плечи, логопед просит поднять их еще выше, как у Незнайки, и задержать такое положение на короткое время.

Ребенок должен почувствовать дискомфорт от неправильного положения плеч.

Затем ему предлагается уронить плечи — помочь Незнайке правильно держать осанку.

«Индюк». Такое упражнение делается, если у ребенка напряжены шейные мышцы. Нужно показать ему изображение индюка, попросить его так же втянуть голову в плечи, напрячь шею, затем откинуть голову и расслабить мышцы шеи.

Упражнения на расслабление мышц

«Колобок». Упражнение на сбрасывание мышечного напряжения шеи. Ребенок сидит, держит голову прямо. Логопед легким подталкиванием направляет голову в разные стороны, голова ребенка наклоняется под тяжестью собственного веса.

«Шлагбаум». Ребенок сидит, опершись локтями о стол. Поочередно опускает («бросает») от локтя правую и левую руки под тяжестью собственного веса.

«Рыба-кит». Логопед предлагает ребенку медленно, без напряжения открыть рот так, как это делает огромный кит, живущий глубоко под водой. При правильном выполнении задания нижняя челюсть будет опускаться медленно, под собственной тяжестью, без усилия.

«Шарик». Ребенок находится в положении сидя, плечи расправлены, голова выпрямлена — вдох (имитирует надутый шарик). Затем по команде логопеда «шарик сдувается»: ребенок «роняет» грудную клетку, плечи, мышцы спины расслабляются, голова наклоняется — выдох.

«Ленивые ручки». Логопед поднимает расслабленные руки ребенка, а ребенок «роняет» их. Руки должны падать под тяжестью собственного веса, без мышечных напряжений.

«Тряпичная кукла». Ребенку предлагается сыграть роль тряпичной куклы. Логопед выполняет различные движения руками, плечами и головой ребенка, который старается путем максимального расслабления мускулатуры не препятствовать действиям логопеда. Нужно избегать выполнения руками и ногами ребенка синхронных движений.

Необходимо начинать совершенствовать ручную моторику детей как можно раньше.

Для этого используют такие дидактические материалы, как пластилин, мозаика, конструктор. Применяют методы рисования, штрихования, обведение контуров предметных изображений, вырезание фигурок по контуру и т. д.

Дети с дизартрией могут испытывать на первых порах трудности при выполнении упражнений, тогда их можно заменять массажем пальцев, использовать для заданий более крупные предметы, применять пассивную пальчиковую гимнастику.

Примерные упражнения

«Солдатики». Ребенок кладет кисть руки на стол ладонью вниз и поочередно поднимает пальцы. При успешном выполнении можно усложнить задание и поднимать пальцы не по очереди, а по команде логопеда, также можно увеличить темп выполнения упражнения.

«Кто сильнее?». Ребенок поочередно сцепляет парные пальцы рук и тянет их в разные стороны.

«Лошадки». Ребенок кладет кисть руки на стол и, опираясь большим пальцем, пытается изобразить топот копыт, поочередно стуча подушечками о поверхность стола.

«Очки». По просьбе логопеда ребенок образует первым и вторым пальцами два кружка, а затем соединяет их.

«Ученики». Руки сцеплены в «замок». По команде логопеда: «Встали!» дети поднимают пальцы вверх; по команде «Сели!» пальцы опускаются.

«Две вороны». Второй, третий, четвертый и пятый пальцы обеих рук прижаты друг к другу. Не разъединяясь, они кончиками дотрагиваются до первого пальца. Ребенок пытается изобразить каркающих ворон.

Развитие речевой моторики. На данном этапе развития речевой моторики проводятся упражнения на развитие мимической мускулатуры, развитие движений нижней челюсти, губ, языка. Для успешного развития артикуляционной моторики необходимо определить положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука. Такое положение определяется под руководством речевой инструкции логопеда. Это помогает уточнению кинестетических ощущений. Необходимость развития движений мышц лица обусловлена тем, что при дизартриях у детей наблюдается слабый тонус лицевых мышц, нижняя челюсть приоткрыта, лицо амимично. Все это приводит к нечеткой и смазанной речи. Особенно это заметно в слитном речевом потоке. У детей со спастической формой дизартрии преобладают тонические спазмы речевой мускулатуры, особенно круговой мышцы рта. Это приводит к спастическому напряжению губ, в результате чего страдают звукопроизношение в целом и губные звуки в частности. Сокращение гортани препятствует вибрации голосовых связок, в результате чего затрудняется образование звонких гласных. Таким образом, детям, страдающим спастической формой дизартрии, рекомендуется развивать сначала те мышцы лица, тренировка которых не вызывает тонического спазма, и лишь затем переходить к проблемным органам артикуляции. Упражнения на развитие мимических движений «Изобрази эмоцию». Ребенку предлагается изобразить разные эмоции человека: грусть, веселье и т. д. Логопед показывает картинку с изображением определенной ситуации и комментирует ее, сопровождая описание мимическими движениями.

«Мигалки». Логопед предлагает ребенку закрыть оба глаза, зажмурить оба глаза, поочередно зажмуривать левый и правый глаз.

«Тигр». Ребенку предлагается оскалить зубы, как это сделал бы тигр.

«Обезьянка». Ребенок чистыми указательными пальцами растягивает рот, изображая дразнящуюся обезьянку.

Упражнения на развитие артикуляционных движений

Гимнастика для губ и щек. Надувание обеих щек одновременно. Надувание щек попеременно. Втягивание щек в ротовую полость. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов. Чередование: «оскал»— «хоботок» («улыбка»—«трубочка»). Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

Гимнастика для челюстей. Опускание и поднимание нижней челюсти. Движение нижней челюсти вправо. Движение нижней челюсти влево. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

Гимнастика для языка. Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спинке языка шпателем, «пожевать» язык (можно произносить при этом «пя-пя-пя», «мя-мя-мя»), сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук и улыбнуться.

Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, предлагают просунуть кончик языка между сжатыми и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвигаемым пальцем или карандашом, двигать кончик языка вправо и влево.

Поочередное высовывание языка то «лопатой», то «жалом».

Высунуть язык, сделать язык сначала «лопатой», а затем «жалом».

Сильное высовывание языка изо рта, а затем наиболее возможное глубокое втягивание его вглубь ротовой полости так, чтобы кончик языка стал незаметным.

Движения высунутого языка вправо и влево (маятник).

Круговое облизывание губ кончиком языка (слизать варенье с губ).

Облизывание зубов под верхней и нижней губой (почистить зубки).

Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю, на нижнюю губу.

Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку, надавить на бугорок (пощелкать орешки).

Посчитать зубки с внутренней стороны.

Вторая стадия

Основным содержанием этой стадии является закрепление положительной динамики развития речедвигательного аппарата, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.

Следует делать положительный акцент на правильном произнесении ребенком звуков, при образовании которых органы наименее спастичны. В дальнейшем именно от них станет возможным постановка и автоматизация проблемных звуков. Ведется активная работа над выработкой слухового, зрительного и кинестетического контроля, развитием фонематического слуха.

Данный этап включает в себя работу по следующим направлениям:

1) продолжение работы над речевым дыханием;

2) развитие артикуляционной моторики;

3) уточнение артикуляционного и слухового образа правильно произносимых звуков;

4) устранение недостатков просодической стороны речи.

Продолжение работы над речевым дыханием. На данном этапе коррекции дыхания можно использовать голосовые упражнения, вводить речевые высказывания на длинном выдохе. Рассмотрим каждую характеристику голоса отдельно. Высота голоса — повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот. Сила голоса — произнесение звуков в определенной громкости (громко — нормально — тихо), а также умение произносить звук полнозвучно. Тембр голоса — качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т. д.).

Примерные упражнения

«Бык и теленок». Логопед предлагает ребенку изобразить, как мычит бык, а как теленок.

«Музыкальная лесенка». Логопед берет изображение лесенки с пятью ступеньками и вырезанную из картона куклу.

Кукла передвигается по лесенке и поет песенку: «Вот, иду я вверх» (с каждой ступенькой звук повышается).

Теперь кукла спускается: «Вот, иду я вниз» (звук понижается). Попробуй и ты так спеть.

«Длинное слово». Логопед объясняет ребенку, что одно и тоже слово можно сказать коротко, а можно длинно. Ребенок должен придумывать слова и произносить их с разной протяженностью.

«Повтори стихотворение». Логопед сначала читает четверостишье полностью, а затем по одной строчке. Ребенок должен повторять каждую строку на одном выдохе.

Развитие артикуляционной моторики. На второй стадии продолжается работа над формированием артикуляционного уклада, развивается кинестетический и слуховой контроль, вводятся более сложные, по сравнению с первым этапом, упражнения, закрепляются навыки, достигнутые на предыдущем этапе.

В дальнейшем участие голосовых складок определяется детьми и без использования тактильных ощущений руки.

Таким образом, если на начальных стадиях выполнения артикуляторных упражнений использовалась полимодальная афферентация (опора на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), то на последующих стадиях правильность выполнения упражнений основывается преимущественно на кинестетических ощущениях.

Развитие артикуляторной моторики проводится в процессе артикуляторной гимнастики. При проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приемы. Сначала логопед, используя игровой прием, показывает упражнение и описывает его. Затем упражнение выполняется ребенком под контролем логопеда.

Дополнительные артикуляторные упражнения для губ

Поднимание только верхней губы — обнажаются только верхние зубы.

Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются нижние зубы.

Показать зубки (одновременно поднимается вверх верхняя губа и опускается вниз нижняя губа). Имитация полоскания зубов. Закусить нижнюю губу верхними зубами. Закусить верхнюю губу нижними зубами. Чередование двух предыдущих движений. Вибрация губ (фырканье лошади).

При выдохе удерживать губами карандаш или стеклянную (пластмассовую) трубочку.

Дополнительные артикуляционные упражнения для языка

Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.

Присасывание к нёбу спинки языка.

Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.

Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее на верхнюю и нижнюю губу, затем на верхние и нижние зубы.

Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости к альвеолам верхних и нижних зубов.

Желобок внутри ротовой полости.

Уточнение артикуляционного и слухового образа правильно произносимых звуков

Комплексные упражнения на уточнение артикуляционного образа правильно произносимых звуков (на примере звука [у]):

1) знакомство с картинкой «Метель» и беседа по ее содержанию:

— Что изображено на картинке?

— Зима, метель, ветер.

— Как ветер воет?

– [у-у-у].

— Правильно. [у-у-у]. Какой звук мы слышим?

– [у-у-у];

2) уточнение артикуляции звука [у]. Логопед предлагает ребенку посмотреть в зеркало и произнести звук [у].

— Что делают губы, когда мы произносим звук [у]?

— Губы вытянуты трубочкой.

— Язык дотрагивается до зубов или нет?

— Нет, он отодвинут назад.

— Приложи руку к горлу и повтори звук [у]. Дрожит твое горлышко?

— Да, дрожит.

— Правильно, значит, звук [у] произносится голосом;

3) затем рассматривается еще несколько тематических картинок для закрепления четкого произношения звука [у];

4) повторение звука [у] в слогах. Можно использовать слоговые таблицы.

«Бу-бу-бу» — сидит ворон на дубу. «Су-су-су» — я овечек пасу. «Ду-ду-ду» — я по улице иду. «Гу-гу-гу» — влез на радугу-дугу;

5) ребенку предлагаются картинки, он должен выбрать лишь те, которые начинаются на букву «у»;

6) ребенку предлагается самому придумать слова, в которых есть звук [у].

Устранение недостатков просодической стороны речи Просодия — это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

1) мелодику — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

2) темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

3) ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

4) фразовое и логическое ударения — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

5) тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) — звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный», «веселый», «мрачный» тембр и т. п.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений.

Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Логопед при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка.

Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Третья стадия

На данном этапе ставятся задачи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. Логопедическая работа включает в себя:

1) формирование фонематического анализа и синтеза;

2) развитие артикуляционной моторики;

3) коррекцию звукопроизношения, постановку звуков и их автоматизацию.

Формирование фонематического анализа и синтеза Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза в следующей последовательности.

1. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова. Выделение гласных из ряда звуков. Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов. Узнавание гласных на фоне многосложных слов. Выделение согласных из ряда других звуков. Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

2. Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец).

Выделение первого ударного гласного из двусложных слов.

Выделение последнего ударного гласного из слова.

Определение места ударного гласного в слове (начало, середина, конец).

Выделение первого согласного звука из слога и односложных слов.

Выделение первого согласного звука из многосложных слов.

Выделение последнего согласного звука из односложных и многосложных слов.

Определение места согласного звука (начало, середина, конец).

3. Определение последовательности звуков. В ряду гласных: ау, уа.

В обратном слоге: ам, ар, аж.

В прямом открытом слоге: пе, ле, те.

В закрытом слоге типа: рак.

Работа над фонематическим анализом слов способствует большей эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для детей с дизартриями.

В процессе автоматизации звуков проводится и развитие просодической стороны речи: работа над ударением при автоматизации звука в слогах, словах; работа над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях; работа над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи осуществляется и обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Развитие артикуляционной моторики. На заключительном этапе коррекции произносительной стороны речи к артикуляционным упражнениям предъявляются те же требования, что и на предыдущей стадии.

Обращается внимание на быструю переключаемость артикуляционного уклада, умение фиксировать на достаточное время нужную артикуляционную позу.

Коррекция звукопроизношения: постановка звуков и их автоматизация. Система работы по формированию звукопроизносительной стороны речи включает в себя несколько этапов:

1) подготовительный;

2) этап постановки отсутствующих звуков;

3) этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;

4) этап дифференциации звуков. Каждый из перечисленных этапов отличается по содержанию и приемам логопедической работы.

Подготовительный этап предусматривает комплекс специальных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата. Сюда входят: массаж артикуляционного аппарата (применяется с целью улучшения проведения нервных импульсов, увеличения способности переключения с одного артикуляционного уклада на другой), артикуляционная гимнастика и т. д.

Этап постановки отсутствующих звуков включает использование основных способов постановки звука.

1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Логопед обращает внимание на движения речевых органов, вибрации голосовых связок, характер выдыхаемой струи воздуха.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. При межзубном произношении звука [с] кончик языка опускается вниз за нижние резцы с помощью шпателя. При этом возникают определенные кинестетические раздражения, которые помогают создать предпосылки для самостоятельного выполнения нужной артикуляции.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук [ш] можно поставить от звука [с]. Предлагается произнести звук [с] и поднять кончик языка вверх.

4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Например, звук Ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, затем убрать ее внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки, когда используются различные способы.

У детей со спастической формой дизартрии при постановке звука чаще всего используются смешанные способы. Порядок постановки звуков, их автоматизации определяется локализацией спастичности. Поэтому в первую очередь ставятся те звуки, при образовании которых речевые органы наименее спастичны.

Этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь характеризуется применением речевых упражнений, целью которых является выработка у ребенка умения употреблять в самостоятельной речи поставленные звуки. С физиологической точки зрения автоматизация звука представляет собой выработку нового условного рефлекса на уровне речедвигательной мускулатуры. У детей, страдающих спастической формой дизартрии, этот процесс значительно затруднен. Это связано с тем, что патологическая иннервация, высокая подверженность органов артикуляции нарастанию мышечного тонуса затормаживают процесс избавления от стереотипного неправильного произношения звуков, навязывают искажение артикуляционного уклада. Поэтому процесс автоматизации звуков у таких детей занимает в два раза больше времени, чем у других.

Сначала автоматизируется звук в слогах, так как слоги являются морфологически более простыми, чем слова, и не несут смысловой нагрузки, в связи с этим у ребенка не возникает стереотипного артикуляционного уклада. Удобно пользоваться различными слоговыми таблицами.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала звук автоматизируется в обратных слогах, а затем — в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звуков в слогах со стечением согласных.

На этом этапе большое место занимает работа по имитации слогов с отрабатываемым звуком: сначала — слогов без стечений, затем — слогов со стечением согласных.

В работе по автоматизации слогов учитывается последующая гласная. Вначале для автоматизации предлагаются слоги с гласным а, а затем — с гласными, артикуляция которых близка к звуку, который автоматизируется.

Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (со, сом). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова; затем — слов, в которых звук находится в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных.

На следующем этапе проводится автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

Дифференциация звуков — этап по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования. Процесс происходит в той же последовательности, что и автоматизация. Сначала изолированно, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Особенное внимание обращается на дифференциацию фонетически близких звуков.