«Дорога в школу»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Разработал: Винникова Э.Л. –

заведующая ДОУ №51 УО «Голубок»

Цель данной программы – максимальное содействие индивидуальному развитию детей путем углубленного изучения и развития уровня психического развития, психологической готовности к обучению в школе.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

1. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников; 2. Развитие способностей у ребенка;

3. Развитие коммуникативности.

Программа призвана обеспечить: 1. Интеллектуальное развитие ребенка; 2. Создание условий для развития личности ребенка, его способностей; 3. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка; 4. Оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.

Принципы построения программы:

1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей

2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы 3. Личностно-ориентированный подход к детям.

Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности.

Диагностика детей проводится в два этапа: сентябрь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого воспитанника. Не зная особенностей развития детей дошкольного возраста, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения взрослого и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.

По результатам первичной диагностики комплектуются подгруппы:

с пограничным уровнем между средним и высоким уровнем;

со средним уровнем;

с низким уровнем.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе.

Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.

Под эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости

С целью формирования психологической готовности детей к школе нами разработана коррекционная программа, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, а также включает в себя все виды деятельности, которыми занимаются дети в дошкольном учреждении.

Школьная зрелость подразумевает интеллектуальную, социальную и эмоциональную готовность ребенка.

Интеллектуальная зрелость - дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, также развитие мелкой моторики руки, сенсомоторная координация.

Эмоциональная зрелость – уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

Социальная зрелость – потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

Виды деятельности ребенка

в детском саду

Игровая деятельность: дидактические и сюжетно-ролевые

игры, театрализованные представления;

Учебная деятельность: занятия по программе;

Познавательная деятельность: наблюдения,

эксперименты, опыты, беседы;

Коммуникативная деятельность: разыгрывание

ситуаций, психологические

тренинги, упражнения;

Двигательная деятельность: подвижные игры,

спортивные праздники, пешие переходы;

Индивидуальная работа с детьми.

Основные принципы коррекционной программы.

Каждый вид деятельности должен иметь учебно-воспитательный и развивающий характер.

Ребенок учится преимущественно в игре.

В обучении равноправно участвуют родители, так как без их помощи подготовка детей к школе не будет качественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен закрепить и проверить в детском саду, и наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.

Обучение требует систематичности: 10-15 мин каждый день дадут лучший результат, чем 1-2 часа раз в неделю.

Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т.е. каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.

Необходимо оценивать успехи, при неудачах одобрять действия ребенка и мягко указывать на ошибку. Нельзя сравнивать ребенка с другими одногодками.

Учитывать в учебно-воспитательной работе эмоциональный настрой ребенка. Общение должно быть интересным и для ребенка и для взрослого.

Не навязывать ребенку однозначного видения мира и себя.

Организовать условия, при которых ребенок будет иметь возможность приобретать и обобщать свой собственный чувственный опыт. Для дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Взрослый помогает обобщить и зафиксировать этот опыт с помощью наглядного средства: эталона, символа, модели.

Организация развивающей познавательно-игровой среды необходима для эмоционального благополучия ребенка в группе.

Достаточное обеспечение детей информацией о школе необходимо для успешной адаптации к новым условиям.

Обеспечение психофизического развития ребенка.

Социализация учебно-воспитательного процесса.

Формы работы с детьми

Игры и упражнения на моделирование. Используются в игровой, учебной деятельности и индивидуальной работе с детьми.

Мышление всегда предполагает решение какой-либо задачи. Это значит, что, прежде всего, нужно соотнести цель задачи с ее условиями. Если у ребенка стоит цель создать определенную постройку, используя данный строительный материал, имеет место проанализировать, какие детали взять, как их расположить. Если ребенок хочет рассказать сказку, то он должен придерживаться определенного плана, а при творческом составлении сказки или рассказа он может использовать знаки и символы. Как показали психологические исследования, основным средством решения задач у дошкольников является наглядная модель. Это схемы, планы, символы, знаки. Модель всегда передает строение предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, установить между ними отношения.

Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, восприятия, мышления и речи. Используются в игровой, учебной деятельности, индивидуальной работе.

Познавательный опыт детей. Используется в учебной, познавательной, двигательной, коммуникативной деятельности.

Наблюдение и экспериментирование – позволяет выявить свойства живой и неживой природы и помогает увидеть ребенку новое в знакомом.

«Проживание» ребенком различных ситуаций – включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.

Комплексные и интегрированные занятия, охватывающие несколько разделов учебно-воспитательной программы (например: математика, развитие речи, грамота, ознакомление с окружающим).

Основные требования к комплексным занятиям:

частая смена деятельности;

игровая форма проведения;

учет индивидуальных особенностей детей;

проведение физкультминуток;

создание позитивной эмоциональной атмосферы. Используется в учебной деятельности.

Беседы, экскурсии, рассказы на тему «Школа», носящие информационный характер. Используются в игровой, учебной, познавательной деятельности, индивидуальной работе.

Сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, в которых обыгрывается школьная жизнь. Используются в игровой, учебной, коммуникативной деятельности.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия. Используются во всех видах деятельности.

Требования к здоровьесберегающей среде

При организации занятий рекомендуем учитывать основные принципы здоровьесберегающего пространства:

Мультисенсорность.

Двуполушарность (работа на развитие правого и левого полушария)

Учет стадий процесса познания: чувство – образ – логика – мыслеобразность.

Свобода выбора способов получения информации, разных способов действий, темпа, восприятия, обработки информации.

Высокая учебная мотивация

Развитие поисковой активности, творчества

Использование на занятиях собственно здоровьесберегающих технологий:

Включение в образовательный процесс методов, предоставляющих для ребенка свободу выбора способа работы с информацией;

Использование методов, направленных на стимулирование активности ребенка (цвет, музыка, нетрадиционные вопросы)

Обучение на занятиях способам действий;

Обеспечение мотивации: внешняя – одобрение, внутренняя – интерес;

Система отношений »воспитатель – ребенок» не авторитарного типа.

Реализация эколого-гигиенических требований к учебной деятельности:

Обеспечение смены видов учебной деятельности;

Комфортность учебного помещения (температура, светорешение, влажность, эстетичность и др.)

Место в расписании и учет воспитателем биологического времени активности детей для определения нагрузок и видов деятельности.

Включение в образовательный процесс собственно оздоровительных моментов:

Разные формы организации занятий: фронтальные, по подгруппам (сидя за столами, лежа на коврике, стоя за конторками)

На столах держалки, чтобы поставить маленький цветок в горшочке, положить ракушку, поделку из бересты – кусочек живой природы – он греет душу ребенка;

Перед сложным занятием слушать музыку Моцарта (активизирует мыслительные процессы);

Для самоорганизации использовать тихую музыку, музыкальную игрушку, цветовые эффекты.

Использовать на занятиях потолочный офтальмотренажер;

Включение элементов релаксации и физминуток;

Использование упражнений, игр для снятия напряжения;

Эмоциональные качели для смены настроения (шутка, забавный случай, музыка, творческие задания и т.д.);

Разные виды поисковых заданий

Требования к ребенку

при подготовке к школе

Организационные умения: осознавать задачу и пытаться решить ее в группе с помощью взрослого.

Информационные умения: выделять новую информацию (это я не знал раньше) и соотносить ее с имеющейся.

Познавательная сфера: действовать по образцу, проводить наблюдение и делать выводы совместно со взрослым.

Коммуникативные умения: умение общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

Эмоционально-волевая сфера: умение сдерживать себя; развивать самоконтроль и саморегуляцию.