Консультация для воспитателей «Приемы создания проблемных ситуаций»

В практике обучения педагоги любой вопрос, заставляющий ребенка думать, называют проблемной ситуацией. Это ошибка. При создании проблемной ситуации необходимо учитывать три ее компонента и основной из них – это противоречие. Нет противоречия – нет проблемной ситуации. Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает. Сложность для практиков в том, что педагоги должны предусмотреть противоречия, которые могут возникнуть у детей в сознании в процессе обучения.

Если у вас возникает вопрос: зачем нужны противоречия, если ранее обходились без них, то замечательный ответ дает С.Я.Маршак:

Он взрослых изводил вопросом «почему?».

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?».

Ответ прост – традиционное обучение приводит к угасанию интереса к познанию нового. В современном мире при ужасающем потоке информации, быстром развитии технологий, компьютеризации всех сфер деятельности, человеку, на имеющихся знаниях, умениях, навыках, полученных в процессе традиционного обучения не достичь высоких результатов в профессиональной деятельности. Традиционное обучение, направленное на воспроизведение полученных знаний, тренирует в первую очередь память, а не мышление. Мышление – это процесс решения человеком новых для него проблем. Поэтому и детей надо учить видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Тем более, что проблемность мышления, открытость новому, стремление к поиску противоречий, желание ставить перед взрослыми новые вопросы и проблемы – заложены в ребенка природой.

Возвращаемся к проблемным ситуациям. Педагогам необходимо учитывать еще одно принципиальное условие: чтобы возникла проблемная ситуация, необходимо обнажить противоречие, которое для ребенка должно быть значимым. Именно в этом случае проблемная ситуация станет мощным источником мотивации познавательной деятельности, активизирующей мышление. А педагогу даст возможность управлять мыслительной деятельностью ребенка. Лишь осознав противоречие, преднамеренно заостренного педагогом, ребенок сможет принять проблему или самостоятельно сформулировать ее. Воздействуя на эмоции, противоречие пробуждает мотивы и потребности, включая личность ребенка в процесс познания.

Чтобы эффективно применять проблемные ситуации на занятии, педагогу необходимо знать способы их создания:

Приемы создания проблемной ситуации

(И.А.Ильницкая, О.В.Остапенко)

примеры

1

Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью:

- опыта,

- рассказа об опыте,

- различных наглядных средств, ТСО

- практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий

- Все живые организмы на 2/3 состоят из воды, в том числе и растения, животные и человек.

Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, друг на друга дети с удивлением спрашивают:

- Где же вода?

- На руках, на теле воды нет, а если она внутри, то почему она не хлюпает, когда мы прыгаем?

- Давайте поступим так, как делают ученые, которые открывают для нас новые знания: проведем опыт, исследование.

- Давайте потрем разные овощи и фрукты на терке, отожмем через марлю и сравним количество жидкости и твердой массы.

2

Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами

Средняя группа «Строим дом»

На предыдущих занятиях учились ровно наклеивать, ориентироваться на листе бумаги, отрывать небольшие кусочки бумаги и т.д.

На этом занятии играем в строителей – они строят дом из кирпича

Затруднение. У нас есть только полоски бумаги… оторвать ровно не получается. Как же получить прямоугольники (кирпичики)?

Нужно использовать что-то, что поможет сделать кирпичики ровными (ножницы)

Средняя группа «Перевозим груз»

На предыдущих занятиях учились разрезать полосу на квадраты (играли в строителей, из кирпичей строили дом)

На этом занятии играем в водителей, а водителю нужна машина. Ее нужно построить.

Затруднение. Колеса квадратными не бывают… оторвать ровно не получается, вырезать научились только прямую линию. Как же получить круг?

Тема «Поздравительные открытки для пятачка», 5 лет

3

Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых

- фактов, явлений

- мнений ученых, писателей, сказочных героев

- мнений самих дошкольников

- различных вариантов тестов произведений, сказок, видов искусств

- Прочтите слово, написанное на доске «Гвоздики» и, зарисуйте этот предмет в тетради

- Почему вы нарисовали два таких разных предмета – гвозди и цветы? Почему так получилось? Ведь я написала на доске одно слово.

- Я покажу вам рисунок, а вы хором назовете тот предмет, который на нем изображен. Послушайте, как они звучат, определите, в чем разница в произношении.

- Дети приходят к выводу: ударение падает на разные слоги, и от того, на какой слог оно падает, зависит его смысл

Или, например, при чтении книг о том, как зимуют звери, педагог задает наводящие вопросы для сравнения, как готовится к зиме белочка и медведь и помогает детям осознать противоречие: у маленькой белочки, и у большого медведя теплые шубы, но белочка всю зиму прыгает по веткам, а медведь ложится спать в берлогу. Почему?

4

Проблемную ситуацию можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям

Тема «Воздух»

Показываем стакан, переворачиваем его вверх дном, убеждаемся: в стакане нет ни жидкого, ни твердого вещества.

-Что находится в стакане?

- Пустой!

Достаем полиэтиленовый мешочек

-Что вы здесь видите? Что здесь есть?

-Ничего!

Ловим мешочком воздух, перехватывая края наполнившегося мешочка

-Что теперь в мешочке?

-Воздух!

Выпускаем воздух

- Где теперь воздух, который был в мешочках?

-Здесь! Возле меня! Везде!

- А в стакане есть воздух? (одни утвердительно кивают, другие выражают сомнение. Вывод: не все приняли знание)

2 Опыт: уравновесив на весах два стакана, в один помещаем горячую лучинку. Детям предлагаем наблюдать за стрелкой весов – в какую сторону отклонится. Обсудив причины отклонения стрелки, помогаем сомневающимся прийти к выводу: воздух находится везде.

5

Проблемную ситуацию можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки

Если у вас возник вопрос: «А как заинтересовать группы, где у детей не возникают проблемы?». Ответ один: преднамеренно создавать проблемные ситуации, выделяя противоречия в сопоставляемых фактах, явлениях, мнениях.

В ходе исследований И.Ильницкая и Л.Остапенко пришли к выводу: за небольшим исключением, дети способны осознавать и разрешать под руководством педагога те же типы противоречий, что и школьник, и взрослый, и ученый.

Рассмотрим, какие вопросы, кроме тех, которые мы в основном задаем, можно задать детям при постановке проблемы, чтобы помочь им осознать противоречие и помочь сформулировать проблему.

Типы

Приемы создания проблемной ситуации

(И.А.Ильницкая, О.В.Остапенко)

Метод постановки проблемы

Метод поиска решения проблемы

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

Общее побуждение

Побуждение к проверке гипотезы

1

Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью:

- опыта,

- рассказа об опыте,

- различных наглядных средств, ТСО

- практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий

Что вас удивило? Почему? Что интересного заметили?

Почему так получилось?

Какой возникает вопрос?

Как вы думаете…?

Почему это происходит?

Что будет, если…?

Можно ли найти другое решение?

Как это изменить, чтобы…?

Как мы можем узнать, проверить..?

Что нам нужно сделать, чтобы…?

Как найти решение?

Что нужно узнать, чтобы получилось?

Чему нам нужно научиться, чтобы получилось?

2

Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Или

Не получилось? Почему не получилось?

Какой возникает вопрос?

3

Проблемная ситуация можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых

- фактов, явлений

- мнений ученых, писателей, сказочных героев

- мнений самих дошкольников

- различных вариантов тестов произведений, сказок, видов искусств

Что вас удивило? Почему? Что интересного заметили?

Или

Вопрос был один, а сколько мнений?

Почему так получилось? Чего мы не знаем (не умеем)?

4

Проблемная ситуация можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Значит, что мы не умеем (не знаем)?

5

Проблемная ситуация можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки

Вопрос был один? А сколько мнений?

Или

Задание было одно? А как вы его выполнили?

Почему так получилось? Чего мы не знаем (не умеем)?

Участниками городского методического объединения с помощью приемов создания проблемных ситуаций были разработаны примеры данных ситуаций.

1. П.С.возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью:

- опыта,

- рассказа об опыте,

- различных наглядных средств, ТСО

- практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий

Научный факт «Все планеты вращаются вокруг солнца»

После полученного представления о солнечной системе у детей может возникнуть вопрос или специально создать ПС «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»

(решение: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность)

Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65

Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63

Сравнение хвойных и лиственных деревьев: дети знают, что хвойные деревья всю зиму зеленые, а лиственные деревья на зиму сбрасывают листья.

При чтении рассказа о лиственнице дети выясняют, что лиственница сбрасывает хвою на зиму. Несоответствие достигнутого уровня знаний с научным фактом.

Возникает ПС: «Все ли хвойные вечнозеленые?».

Предлагается сравнить два дерева из хвойных: ель и лиственница. Подводим к противоречию:

- Почему ель зимой и летом зеленая, а лиственница на зиму сбрасывает хвою?

Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34

Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26

Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27

Чтобы сделать стекло, люди используют песок.

ПС: «Стекло прозрачное, а песок нет. Как такое возможно?»

Бодарева О.В., Федорук М.В., воспитатели МБДОУ №103

При обсуждении поговорки «Как с гуся вода» выясняется, что гусь в воде не мокнет – это факт.

ПС: «Почему гусь выходит сухим из воды?» (научный факт доказываем опытническим путем).

Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54

Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83

Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями: если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус – нет и в частом поливе не нуждается.

ПС: «Почему кактус без воды не вянет?»

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

Наблюдение на прогулке: где сосульки быстрее тают, на южной или северной стороне?

Проводится опыт: ставим ведра под крышу с двух сторон здания. Возникает проблемный вопрос: Почему количество воды разное? Подводим детей к пониманию, что с южной стороны сосульки тают быстрее, потому что светит солнце.

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

Факт: всем растениям нужен свет и солнце. Подводим к противоречию: Зимой света и солнца нет, а растения не погибают. Почему?

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

Факт: все растения поворачиваются на свет, к солнцу. Опыт: сравнить 2 растения: в темноте и на солнце.

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

Факт: Солнце зимой не греет, а летом греет. Почему?

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

Факт: Снег холодный, но зимой он согревает деревья. Почему?

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

Факт: вода может быть в разном состоянии: газообразном, твердом, жидком.

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

Воспитатель сообщает детям, что птица живет в норе, а дети отрицают этот факт и доказывают, что только на дереве. Находим ответ на проблемный вопрос «Живут ли птицы в норе?» в рассказах Бианки.

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

2. ПС возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами

Предъявление факта: Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли.

- Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый)

- Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие)

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту.

Дети: нужно растопить снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:

- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

ПС: лепка куличей из сухого песка, сухой глины «Как слепить куличики?».

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

Ручка используется для письма (функция ручки). Предложить детям выполнить рисунок без краски, карандашей, фломастеров. Возникает вопрос: чем еще можно нарисовать рисунок? – Ручкой.

Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34

Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26

Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27

Уход за комнатными растениями: Детям предлагается протереть листья фикуса и влажной фиалки тряпочкой. Так как у фиалки на листьях ворсинки, тряпочкой протереть невозможно. ПС «Как очистить листья фиалки от пыли?»

Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54

Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83

Рисование. На первом занятии дети рисовали дерево. На втором занятии детям предлагается нарисовать лес на общем ватмане.

– Как мы все вместе будем рисовать лес на одном листе? Будет ли всем удобно? Что можно сделать?

Подводим к выводу, что каждый может нарисовать дерево на отдельном листе, вырезать и наклеить на общий лист ватмана.

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

Математика. Детская проблема: Нужно козлику перебраться на другой берег реки, но не может. Необходимо подобрать мостик (полоска бумаги) и проложить через речку.

При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением – не все мостики подходят.

- Что надо сделать, чтобы подобрать правильную полоску? (сравнить длину полоски и ширину реки).

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27



Страницы: 1 | 2 | Весь текст