Старший школьный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.Негативные симптомы кризиса, свойственные всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребёнок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута.Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный?

Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.

Появление кризиса в 6-7 лет говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.

Давно замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определённым программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители, особенно мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст. Нередки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения 6-7-летних детей: мамы жалуются на упрямство и своеволие ребёнка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного, которому можно поручить серьёзное дело. Поэтому при выявлении симптомов кризиса нужно учитывать мнение родителей. Для этого используется анкета для родителей. Родителям предлагают оценить особенности поведения их ребёнка за последние полгода – год. Если данная особенность поведения свойственна ребёнку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются, время от времени независимо от возраста – 1 балл; при их отсутствии ставится 0.Психическое развитие ребёнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребёнок меняется весь.В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского возраста к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Принято выделять:

кризис новорождённости;

кризис одного года;

кризис 3 лет;

кризис 7 лет;

кризис подростковый (12-14 лет);

кризис юности (17-18 лет).

С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей. Во-первых, следует отметить неопределённость, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса. Во-вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка. По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим. В-третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер. В эти периоды ребёнок не сколько приобретает, сколько теряет из приобретённого прежде. В кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды.

 

Принято выделять 7 симптомов кризиса.Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания – нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.Своеволие – стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом – деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу – детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

 

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В последнее время (полгода – год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.

Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.

Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.

Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.

Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.

Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.

Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.

Постоянно     ссорится     с     родителями     по     любому,     даже незначительному поводу.

Стремится подражать взрослым, охотно выполняет ихобязанности.

Анализ результатов. 20-11   баллов – скорее  всего, трудности  в  воспитании  ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение   к   нему   и   систему   требований,   иначе   негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. 10-6 баллов – негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением   индивидуальных   особенностей   и/или   результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. 5-0   баллов   -   для   этого   возраста   ребёнок   слишком   спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее. Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей) 1 .Помните, что кризисы – это временные явления, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.2.     Причина острого протекания кризиса – несоответствиеродительского отношения и требований желаниям и возможностямребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запретыобоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы исамостоятельности.3.   Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький,внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесьего понять.4. Старайтесь не заставлять, а убеждать.5.    Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми,это всегда помогает!