…Истоки способностей и дарований детей

– на кончиках их пальцев…

Чем больше уверенности и изобретательности

в движения детской руки,

чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

тем ярче творческая стихия детского разума…

В.А. Сухомлинский

Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня.

Я, руководитель кружка «Тестопластика». В наше время интерес к солёному тесту, как материалу для изготовления различных поделок возник сравнительно недавно. Хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, сушили, раскрашивали. При этом фигурки из соленого теста хранились долго, и хозяева относились к ним очень уважительно. В кружок дети приходят по желанию.

Актуальность.

Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

Приходя в кружок, дети, как ни в каком другом занятии снимают свои негативные эмоции, никакие другие виды деятельности не производят такого эффекта, как разрывание теста на кусочки, а потом создание из него чего-то нового. Также игры с тестом полезны детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. А ведь всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхолегочных заболеваний!

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Из соленого теста можно лепить всё, что угодно. Кружковая работа с детьми ведется со второй младшей группы. Малыши начинают с элементарных колбасок и колобков, самолётов и солнышка, до грибочков, овощей и фруктов, цифр и букв. Ребята постарше – более сложные предметы и даже композиции. Из солёного теста очень удобно лепить плоские предметы, например ёлочку, корзинку, колобка вырезая контур самостоятельно стекой или используя шаблон. Чтобы получить от детей желаемый результат, мы обыгрываем поделки, оживляем персонажи, читаем стихи, потешки, иногда включаю звукозапись, которая звучит на протяжении всего занятия, что способствует релаксации и поддержанию в группе спокойной атмосферы. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.

Занятия лепкой помогают решить следующие задачи:

развивать эстетическое восприятие и интерес к лепке из соленого теста;

учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;

развивать технические навыки; учить передавать в лепке выразительные образы, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях);

развивать мелкую моторику пальцев рук и оптимального тонуса в них; развивать разговорную речь детей;

учить украшать, вылепленные изделия при помощи стеки; использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки );

учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом;

учить сохранять правильную осанку при лепке, не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть, свободно не напрягаясь.