Согласно теории Л.С. Выготского сущность развития ребенка заключается в его постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами.

В соответствии с ФГТ деятельность нашей группы «Звездочки» осуществляется в совместной деятельности с взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Такой принцип работы дает возможность каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым. В рамках расширения образовательной среды в группе функционируют 2 кружка: «Дело мастера боится» и «Творим, выдумываем, сочиняем…», что помогает ребенку раскрыться, а родителям увидеть весь потенциал его истинных возможностей и сферу будущих интересов!

Этапы реализации кружковой работы

1. Диагностический: составление анкет для родителей воспитанников и их анкетирование; проведение диагностики уровня развития детей по направлениям «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательно-речевое развитие»

2.Подготовительный: изучение интересов детей, запросов родителей, определение причины выбора данного направления; изучение, анализ программ по ознакомлению с народным искусством; с художественной литературой; составление перспективного плана работы по блочно-тематическому принципу, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; утверждение расписания, времени проведения кружковой деятельности с детьми.

3. Реализация кружковой деятельности:

Основная форма организации детей – интегрированные и комплексные занятия, в которые включены знакомство с народным искусством, с творчеством писателей, поэтов, художников, выразительным, образным содержанием их произведений, выполнение творческих заданий, проектов. Вся работа с детьми построена на игровых приёмах. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их творческой деятельности, проявлению самостоятельности, активности.

4. Анализ реализации: диагностика уровня развития дошкольников; итоговое мероприятие для родителей; планирование дальнейшей работы.

Условия для кружковой деятельности

Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.

Систематизация литературно-художественного материала с целью активизации деятельности детей.

Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепление мелких мышц руки.

Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.

Принципы содержания кружковой деятельности:

- личностно ориентированный подход;

- индивидуально-дифференцированный подход;

- целостное развитие ребенка и готовность личности к дальнейшему развитию;

- опора на предшествующее развитие ребенка;

- организация творческой деятельности детей.

Использование интегрированных занятий помогает педагогам работать в зоне ближайшего развития дошкольников.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. длительность не более 25 – 30 минут для детей старших и подготовительных групп.

«Дело мастера боится»

Художественно – эстетический кружок

Руководитель: Митрохина Татьяна Анатольевна

Цель: интеллектуально- эстетическое развитие детей 5-7 лет средствами народного искусства.

Задачи:

Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; уважительное отношение к труду народных мастеров. Развивать художественное творчество и воображение у детей, художественный вкус, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность.

Кружковая работа планируется по методике доктора педагогических наук, профессора Т.С.Комаровой. Занятия по мотивам народной росписи способствуют развитию у детей необходимого уровня познавательных процессов: ощущений, мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти.

Тематический план кружка «Дело мастера боится»

Наименование тем

1-й год обучения

2-й год обучения

Дымковская игрушка

Хохломская роспись

Филимоновские свистульки

Гжельская керамика

Городецкая роспись

Русская народная игрушка

Искусство жостово

Результаты освоения тематического плана 1-го года обучения:

- дети узнают и называют знакомые виды росписи, выделяя их характерные признаки;

- составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи, вносят некоторые изменения в цвет и элементы узора;

– сравнивают изделия по нескольким признакам, находят их сходство и различие;

- лепят из глины декоративные изделия, используя способы: конструктивный, кругового налепа;

- используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;

- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Результаты освоения тематического плана 2-го года обучения:

- различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

- умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;

- выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.

- расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

- лепят из глины изделия, используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;

- используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.