Кружок для детей группы раннего развития

«Дружные пальчики»

Пояснительная записка.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение поражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3.Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4.Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Цели:

1) учить детей выполнять пальчиковую гимнастику: сгибать и разгибать пальцы рук; расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного движения на другое;

2) развивать мелкую моторику рук, связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, зрительную память, умение подражать взрослому;

3) способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей; повысить речевую активность;

4)воспитывать усидчивость, терпение, любознательность.

Организация занятий.

Длительность занятия – 5 мин.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.

Перед выполнением каждого упражнения детям необходимо показать рисунок (для создания зрительного образа).

Содержание занятия

1.Рассматривание картинки.

2.Разучивание движений.

3.Прослушивание стихотворения.

4.Выполнение упражнения с сопровождающим чтением стихотворения.

Тема занятия

1.

Фонарики.

2.

Заготавливаем капусту.

3.

Моем руки.

4.

Месим тесто. Печем пирожки.

5.

Флажки.

6.

Шарик. Ёжик.

7.

Лодочка и пароход.

8.

Деревья. Корни.

9.

Птичка.

10.

Цветок.

11.

Кошечка.

12.

Дом. Труба.

13.

Стул и стол.

14.

Ворота и замок.

15.

Зайчик.

16.

Ножницы. Вилка.

17.

Колечко. Очки.

18.

Коза. Мостик.

19.

Дружные пальчики.

Упражнение №1. «Фонарики».

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами (Фонарики зажглись! – пальцы выпрямить; Фонарики погасли! – пальцы сжать).

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Упражнение №2. «Заготавливаем капусту».

Руками имитируем соответствующие действия:

Мы капусту рубим-рубим! (прямыми, напряженными ладонями имитируем движения

топора: вверх – вниз).

Мы капусту режем-режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад).

Мы капусту солим-солим! (пальцы собраны «щепотью», «солим капусту»).

Мы капусту жмем-жмем! (энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на

двух руках, то поочередно).

Мы морковку трем-трем! (пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные

движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки).

Упражнение №3. «Моем руки».

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

Упражнение №4. «Месим тесто и печем пирожки».

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

Тесто мнем, мнем, мнем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки

Тесто жмем, жмем, жмем! (одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

Упражнение №5. «Флажки».

Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если дети легко выполняют это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу!

Усложненный вариант: поочередно менять положение рук на счет: «раз-два».

«Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята верх, правая рука – опущена вниз.

«Два»: левая рука – опущена вниз, правая рука – поднята вверх.

Упражнение №6. «Шарик».

Пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками.

«Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.

«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

Упражнение №7. «Ёжик».

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

Маленький колючий ёж.

До чего же он хорош!

Упражнение №8. «Лодочка».

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Упражнение №9. «Пароход».

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба».

Пароход плывет по речке,

И труба дымит, как печка.

Упражнение №10. «Деревья».

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напрядены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит, (покачивать руками из стороны в сторону)

Ветер ветки шевелит.

Дует ветер нам в лицо, (покачивать руками вниз – вверх, не сгибая пальцы)

Закачалось деревцо!

Упражнение №11. «Корни».

Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счет до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

Высокие, красивые деревья здесь растут, (показать руками «деревья»)

А корни под землею для них водичку пьют. (показать руками «корни»).

Упражнение №12. «Птичка пьет водичку».

Пальцы сложить «щепотью» – это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

Упражнение №13. «Птичка летит».

Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.

Птички полетели, (помахать «крыльями»)

Сели – посидели, (прижать ладони к груди)

Дальше полетели.

Упражнение №14. «Цветок».

Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

Солнышко садится –

Цветочек спать ложится.

Упражнение №15. «Кошечка».

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3 -5 раз.

Кулачок – ладошка.

Я иду, как кошка.

Усложненный вариант. При выполнении руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счет «раз – два».

«Раз»: левая рука – кулачок, правая – ладошка.

«Два»: левая рука – ладошка, правая рука – кулачок.

Повторить несколько раз.

Упражнение №16. «Дом».

1.Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».

Посмотри на дом с трубой.

В нем мы будем жить с тобой.

2.Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.

Вот стоит огромный дом,

Дом ужасно важный.

Сто окошек в доме том!

Он многоэтажный. (Н.Тегипко)

Упражнение №17. «Труба».

Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, – получается длинная «труба».

Дом стоит с большой трубой.

В нем мы будем жить с тобой.

Смотрит ввысь труба на крыше

И дымит, как будто дышит.

Упражнение № 18. «Стул».

Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки – это «сиденье».

Спинка и сиденье –

Стул на удивленье!

Мы на стульях посидим,

Друг на друга поглядим!

Упражнение № 19. «Стол».

Левую руку сжать в кулак – это «ножка» стола. Сверху накрыть «ножку» выпрямленной ладонью правой руки – это «крышка» стола.

Кулачок – это толстая ножка.

Сверху крышка – наша ладошка.

Маленький столик. Время идет…

Вместе с ладошкой и стол подрастет.

Упражнение №20. «Ворота».

1.Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.

Ворота крепко мы запрем –

Не сможет волк проникнуть в дом! (Н.Тегипко)

2.Ворота открываются и закрываются.

Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены. Затем развернуть ладони параллельно друг другу, пальца направлены от себя. Вернуться в исходное положение.

Ворота открыты всегда для друзей,

Мы рады вам, гости! Входите скорей! (Н.Тегипко)

Упражнение № 21. «Замок».

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок. (быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

Кто его открыть бы смог?

-Потянули! (пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их).

-Покрутили! (подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст