Кружок «Веселые прописи»

(подготовка руки к письму)

для детей старшего дошкольного возраста

Автор – составитель:

ст. воспитатель МБДОУ д /с №4 “Берёзка” Мыколюк М.А.

ст. Кущёвской Краснодарского края

2011 – 2012 г.

Пояснительная записка.

Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Даже 7-8-летних детей обучать письму нелегко, а 6-летних и подавно.

Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых – «не хочу», во-вторых – «не могу».

Поэтому наша задача – понять те трудности, которые испытывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.

Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:

укрепление руки, улучшение координации движений;

усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;

совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;

поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

снижение психологической нагрузки ребенка.

Занятия условно можно разделить на два этапа: работа в альбомах (рисование штриха), работа в тетрадях (рисование узоров, письмо элементов букв, буквосочетаний, слов). Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе. Вся эта работа сопровождается забавными стихами, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Рисование по клеткам учит ребенка ориентироваться на листе бумаги, что важно будет в школе для размещения текста на странице. Кроме того, ребенок приобретает умение соотносить образец и свой рисунок, учится сравнивать, находить и исправлять ошибки. Графически одаренные дети с удовольствием срисуют разные орнаменты по клеточкам. Это может послужить толчком для их собственного творчества.

Занятия рассчитаны на дошкольников, которым предстоит в ближайшем будущем перешагнуть порог школы.

Формат занятий: 2 раза в неделю Ожидаемые результаты занятий:Дети должны научиться: 1. Усвоить правила гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке.

2.Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам. 3. Уметь ориентироваться на листе бумаги.

4. Освоить элементарные навыки письма.

5. Устойчивый интерес к учёбе и привычка к регулярным занятиям.

6. Ребёнок станет более самостоятельным и организованным. В дальнейшем – успешная учёба в школе и отсутствие многих школьных проблем.

Подготовка руки к письму осуществляется в три этапа:I этап – подготовительный II этап – геометрические фигуры III этап – завершающий Цель I этапа: Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Цель II этапа: Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов, закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); закреплять эти понятия в речи детей; учить штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей. Цель III этапа:Дети к III этапу более уверенно держат карандаш, хорошо ориентируются на листе бумаги, им не составит большого труда, используя в качестве опоры клеточки, зарисовать в них какое-нибудь насекомое или животное. Из отдельных рисунков они могут составить большую сюжетную картинку. Рисунки можно закрашивать цветными карандашами или заштриховывать, используя различные виды штриховок.

Календарно – тематическое планирование занятий.

п/п

Тема

Примечания

I этап – подготовительный

1-2

«КАПЕЛЬКИ»

Капельки упали

на листок тетради.

Точечками стали

на бумажной глади.

Уголки у клеточек

заняли неспешно,-

Острый карандашик

им помог, конечно.

Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)

3-4

«ДОРОЖКА»

Слева направо

протянем дорожку:

От детского сада –

к родному порожку.

Не будет дорожка петлять,

загибаться, -

Мы не хотим на ней

потеряться!

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева – направо по разлиновке.

5-6

«БУСЫ»

Мы по линеечке

ниточку протянем.

В уголки клеточек

точки поставим.

Вот получились

на каждой из строчек

Бусы для мамы,

бусы для дочек.

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева – направо по разлиновке.

7-8

«СТОЛБИКИ»

Столбики бывают

разной высоты.

Все они похожи

на палки иль шесты.

Карандаш уверенно

ведём от точки,-

Получились ровные

палочки – шесточки

Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.

9-10

«ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ!»

Ветер подул,

и забор повалился!

Но не упал, лишь слегка

наклонился.

Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали.

11-14

«КОЛЕЧКИ»

Колечки, колечки

нашли возле речки.

Обронили колечки

белые овечки:

Шли мимо осинки,

зацепились шерстинки,

Повисли на ветке,

соберём их, детки!

Формирование умения размещать внутри клеточки круг.

15-16

«ЗУБЦЫ»

Стена крепостная

в тетрадке растет.

По ней карандаш наш

неспешно идет.

Зубцы появляются

сразу меж строчек,

Бойцы за них спрячутся

без проволочек.

Учить соединять углы клеточек по диагонали.

17-18

«ВОЛНЫ»

Гонит ветер волны, волны.

Хватит ветер.

Полно! Полно!

Успокойся, стань потише!

Волны сразу станут ниже!

Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

19-20

«КИРПИЧИ»

Запасаем кирпичи, –

Плохо дома без печи!

Наберем их, сколько нужно, –

И за печь возьмёмся дружно!

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести

(прямоугольники)

21-22

«ПИРОЖКИ»

«Вот так славный пирожок!

Ты не ешь меня дружок!

Не в печи я подымался, –

из тетради показался».

Полукруг рисуют детки

на своих листочках в клетки.

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией.

27

«ЗОНТИК»

Зонтик раскрываю, –

слышится щелчок.

Половина круга,

ручка – как крючок.

На грибок похож он,

что растет в лесу.

От дождя защиту

я в руке несу.

Закрепление материала пройденного на 21-26 занятии.

II этап – геометрические фигуры

Тема «Сад и огород»

28-29

«ВИШНИ»

Вишни зреют между строк:

Раз кружок и два кружок.

Между ними – галочка, –

Разломилась палочка.

Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

30-31

«СЛИВЫ»

Сливы могут появиться

и в тетрадях:

Посмотри!

Им поможем разместиться

В парных клеточках, внутри

Раз овал и два овал, –

Это каждый рисовал!

А теперь приладим крепко,

Лишь бы выдержала ветка!

Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

32-33

«ГРУША»

Два привычных полукруга

Поместили друг на друга:

Сверху – малый, вниз – большой.

Что забыли мы? Постой!

Хвостик, – словно на беретке!

– Вот теперь я груша, детки!

Закрепление материала пройденного на 28-31 занятиях.

ОГОРОД

Осень дарит урожай,

Не ленись и собирай:

Помидоры, щавелек,

Лук, морковку и чеснок,

Репу, свеклу, кабачок

И горошика стручок.

34-35

«ОГУРЦЫ»

Огурцы растут на грядках,

А ещё – у нас в тетрадках.

Между строчек мы овалы

В клеточках нарисовали,

Положили на бочек,

В место хвостика – крючок!

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы)

35-36

«МОРКОВЬ»

Из земли торчит пенек,

На затылке – хохолок.

Это – сладкая морковка,

Вниз растет ее головка,

Рассекая, словно клином,

Острым носом землю, глину.

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники)

37-38

«СВЕКЛА»

Вот сударушка свекла

Прилегла на грядке:

Нос уткнулся в мягкий грунт,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019