МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.В.ЛОМОНОСОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Место православия, ислама и буддизма в России и в глобальном мире»

Студентки 2-го курса

Журавлевой Марии Сергеевны

Научный руководитель:

Тавадова Анжелика Вячеславовна

Москва, 2014 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Истоки мировых религий………………………………………….6

§1.1 Истоки буддизма…………………………………………………………….6

§1.2 Истоки ислама……………………………………………………………….11

§1.3 Истоки христианства………………………………………………………..17

Глава II. Христианство (православие), буддизм и ислам в России и в современном мире……………………………………………………………22

§2.1 Христианство (православие), буддизм и ислам в России………………….22

§2.2 Христианство (православие), буддизм и ислам в современном мире……26

Заключение……………………………………………………………………32

Список использованной литературы………………………………………..33

Введение

Мировые религии зародились в период с III по VII вв. н.э.. Они имеют значительную историю становления и развития. Религия была необходима человеку. Люди не могли объяснить явления природы, некоторые случайности, горе и радость, поэтому им необходимо было верить в существование сверхъестественных сил, т.е. Богов. Они приписывали им свой облик. Характер Богов тоже был прообразом эмоций и настроений человека. Боги могли гневаться и насылать на людей шторм, ураганы, горе и несчастья. Бывало так, что они радовались, и тогда народ процветал.

Огюст Конт считал, что общество развивается по трем стадиям. Первая стадия – теологическая. На этой стадии Богам отводилась главенствующая роль в жизни людей, т.к. они руководили всем, что происходило. Изначально существовало поклонение идолам, так называемый фетишизм. Идолы были неодушевленными прообразами зверей и/или людей из дерева. Именно к подножию идолов люди делали жертвоприношения, чтобы умилостивить Богов.

Вторым этапом теологической стадии является политеизм. Он означает многобожие, а по – другому его еще называют язычеством. Например, в Древней Греции существовал Олимп, на котором восседало множество Богов, а главенствующая роль принадлежала Зевсу – правителю Олимпа и Богу молний. У каждого Бога на Олимпе была своя сила: Афродита была богиней красоты, Посейдон отвечал за воду, а Аид – за подземное царство. Люди приносили дары и жертвы каждому из Богов, чтобы не разгневать какого-то одного из них.

Заключающим этапом данной стадии является монотеизм. В монотеизме, в отличие от политеизма существует только один Бог. На этой стадии и начинают зарождаться мировые религии, такие как буддизм, христианство и ислам. Они начинают распространяться по всему миру.

На второй стадии развития общества – метафизической человек находится на переходной ступени своего развития. Вера в сверхъестественные силы уже не так сильна как раньше, закладывается рациональное начало и объяснение различных событий в жизни человека. Завершающей стадией, по Конту, является позитивная стадия, где человеком руководит разум, начинают развиваться производственный отношения, наступает технологический прогресс. Можно сказать, что религии прошли этот длинный путь от начала до конца. В каждой стране, в каждом городе есть люди, которые придерживаются той или иной веры.

Актуальность рассматриваемой темы «Место православия, буддизма и ислама в России и в глобальном мире» заключается в том, что исследование данной научной проблемы позволит узнать отношение людей к религии по всему миру, количество верующих и проповедующих одну из этих религий. Информация о том, как нерелигиозный человек относится к верующим людям и насколько важную роль играет религия в жизни человека.

Научная разработанность: стадии развития общества рассмотрены в работе О. Конта «Дух позитивной философии», в особенности теологическая стадия, включающая в себя фетишизм, политеизм и монотеизм; книга Джозефа Гаера «Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества», в которой повествуется о истоках становления христианства, буддизма, ислама, иудаизма, джайнизма и многих других религий; учебник Гараджи В.И. «Социология религии», в котором рассказывается о том как зарождалась религия, становление социологии религии.

Целью моей работы является исследование религий: христианство (в особенности, православие), буддизм и ислам. Изучение истоков возникновения этих религий, время их распространения и развития в России и в глобальном мире, учитывая количество верующих и людей, которые не придерживаются никакой религии.

Таким образом, задачами моего исследования будут:

Выяснить истоки формирования христианства и трех его направлений: православия, католичества и протестантизма, истоки формирования буддизма и его течений (Хинаяны и Махаяны),истоки формирования ислама и его течений (сунниты и шииты).

Проанализировать место христианства (православия), буддизма, ислама в России;

Определить место христианства (православия), буддизма, ислама в современном мире.

Структура моей работы состоит в изучении вначале истоков формирования христианства, буддизма и ислама, затем в исследовании места этих религий в современном мире, в частности в России, и процента людей, которые исповедают каждую из указанных выше религий.

Таким образом, данная тема представляет интерес для социологии религии и общества в целом. Религия является неотъемлемой частью жизни многих людей. Образ жизни людей во многом формируется исходя из правил и заповедей этих религий, через веру они усваивают основополагающие моральные нормы и ценности. Это значит, что религия играет важную роль в жизни людей, оказывая на них непосредственное влияние.

Глава I. Истоки мировых религий

§1.1 Истоки буддизма

Буддизм был основан в VI веке до нашей эры. Главным правилом буддизма является Закон жизни: « – Вот истинный Закон жизни, – сказал Будда, – от добра должно исходить добро, а от зла – зло».

Изначально буддизма зародился в Индии и затем распространился по всему миру. Большинство буддистов живет в Китае, Японии, Цейлоне, Тайланде, Бирме, Индостане.

История буддизма началась около 2500 лет назад в Индии. У подножия Гималаев на равнинах Ганга жило племя шакья, которым правил царь Суддходхама Гаутама. Он жил во дворце Капилависте. Царь Суддходхама был богатым и здоровым. Народ любил его. И все-таки, он не был счастлив, потому что у него не было детей. Он так хотел, чтобы у него был наследник трона. Царь Суддходхама горевал, что его царскую династию никто не продолжит. Он и его народ были индусами. Согласно их вере надо было время от времени приносить жертвы Богам, в которых они верили. И вот моля Богов о том, чтобы у него появился сын, он делал жертвоприношения множеству Богов, раздавал милостыню, не один час изучал священное писание своего народа.

Однажды, когда царю было около пятидесяти лет царица Майа родила ему сына. Счастью царя Суддходхана не было предела. Новорожденного принца назвали Сиддхартха Гаутама. Когда народ узнал, что у царя родился сын и будущий наследник, люди со всех концов небольшого царства народа шакья пришли поздравить царя и царицу. Пешим ходом и на конях подданые приходили к царскому дворцу с подарками для маленького принца. Одними из гостей были семь святых с Гималайских гор. При виде ребенка они сказали: «Такого красивого малыша еще никогда не было на нашей земле». Они предвещали ему стать великим человеком. Царь интересовался будущим своего сына. Он узнал, что если его сын выберет мирскую жизнь, то он станет царем всего мира! Эта новость сделала царя Суддходхана очень счастливым. В честь такого события он хотел принести больше жертв Богам, больше раздать милостыни бедным. А праздник во дворце царя Суддходхана должен продолжаться целых семь дней.

Маленький принц начал подрастать. Его дядя научил его управлять слоном. А другой дядя – стрелять из лука. Усмирять диких лошадей его научил отец.

Принц катался в лесах верхом на коне. Он объезжал желтые рисовые поля своего отца. Там росли манговые деревья, тамаринды и морея кистевая. Гаутама любил наблюдать как заснеженные вершины гор вдали приобретают к вечеру розовую и пурпурную окраску.

У принца было два двоюродных брата. Одного звали Нанда, а другого Девадаттха. Нанда был добродушным юношей, в отличие от Девадаттхи, который всегда играл не честно, много хвастался и завидовал принце Гаутаме. Однажды принц Сиддхартха был в лесу с Девадаттхой. Они стреляли из лука потому что поспорили, кто из них сможет попасть в побег бамбука перед темным стволом дерева на расстоянии двадцати шагов. Первый выстрел сделал Девадаттха и промахнулся, а принц Гаутама попал в цель. Девадаттха разозлился и решил еще раз попытать удачу. Он поднял лук, выстрелил и снова промахнулся. Вместо побега он попал в крыло пролетающего рядом голубя. Принц Гаутама подошел и поднял птицу, а затем отпустил ее на волю. Девадаттха решил, что его брат не имел права отпускать голубя, потому что это была его добыча. Он ушел очень рассерженным и много лет помнил об этой ссоре.

Когда принц достиг своего двенадцатого дня рождения, он должен был пройти конфирмацию – надеть священную нить и дать обещание, что будешь изучать священные книги царя. Он учил грамматику, литературу, математику, астрономию и другие предметы. Большое количество времени он уделял изучению Ведов – священному писанию индусов, которые были написаны на санскрите. Так принц Гаутама начал изучать свою религию – индуизм.

В индуизме есть Мировой Дух – Брахман и Душа Мира или Тримутри – Триединый Бог, т.к. он воплощен в:

Брахме – Создателе,

Вишну – Спасителе,

Шиве – Разрушителе.

В один день с принцем Гаутамой родилась и его будущая жена принцесса Яшодхара. В шестнадцать лет они поженились. В подарок от своего отца Сиддхартха получил три замка и множество слуг. Десять лет принц Гаутама жил счастливо со своей женой. Однажды, возвращаясь с охоты, принц увидел очень худого, изможденного человека на земле. Так принц впервые узнал, что любой человек может заболеть.

На следующий день они встретили старика, у которого тряслись руки и который кивал головой. Принц узнал о том, что этот человек стар, и все люди выглядят так в этом возрасте.

В третий раз принц Сиддхартха и его телохранитель Чаннах встретили похоронную процессию. Так Гаутама узнал, что смерть приходит ко всем, и никто не властен над нею.

С тех пор принц Сиддхартха был постоянно в печали. Никакие празднества не радовали его больше, т.к. он постоянно думал, чем же он может помочь. Поэтому он решил убежать из дворца, стать нищим монахом и постичь Мудрость Мира. Но в это время его жена родила ему сына. Принц знал, что уходить надо сейчас, пока он еще не успел привязаться к своему сыну. Так он и поступил. По дороге из дворца принц обменял свои вещи на одежду нищего.

В течение семи лет принц скитался по миру, пытаясь узнать законы жизни. На своем пути он встречал монахов, царя Бимбисара, но так и не узнал от них, в чем состоит Мудрость Мира. Однажды он сидел под смоковницей и его озарило, что первый закон жизни: от добра должно исходить добро, а от зла – зло. Как только он это узнал, он стал Буддой (т.е. «Просвещенным»). После этого он сообщил о своем знании всем, кого встречал на своем пути. Он проповедовал свою веру «Восьмичастный путь: правильная вера, правильная речь, правильное поведение, правильное занятие, правильные усилия, правильные мысли, правильная сосредоточенность, а также Пять Заповедей Нравственности: Не убивай, Не кради, Не лги, Не прелюбодействуй и Не одурманивай себя никогда» и люди за ним шли. Когда Будда вернулся к себе домой, его семья сразу же приняла его знания.

После того, как Будда умер, его учение распространилось по всей Индии и вышло за ее пределы.

У Будды были ученики, которые по-разному понимали слова своего Учителя. И в результате образовались две группы:

Хинаяна

Махаяна

Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений

На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий

Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей

Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений

Отсутствуют обряды и магия

Отсутствуют иконы и культовая скульптура

Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение

Появляется институт бодхисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения

Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи

Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи. Придает большое значение обрядам и чародейству

Появляются скульптурные изображения будд и бодхисатв

Учение буддизма изложено в каноне Трипитака, которое содержит:

Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;

Сутта-питака, содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу», что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку» — собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;

Абидхамма-питака, содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.

Существует в буддизме немало священных мест почитания. Считается, что сам Будда определил в качестве мест паломничества города: где он родился - Капилаватта; где достиг высшего просветления – Гайа; где впервые проповедовал – Бенарес; где вошел в нирвану – Кусинагара.

§1.2 Истоки ислама

Ислам появился в 622 году н.э. Его основателем считается Мухаммед ибн Абдулла (570-632 н.э.). Ислам распространился по всему миру: на Аравийском полуострове, в Пакистане, Африке, части Китая, Индонезии, в азиатской части России и в США.

История возникновения этой религии начинается с народа древности – арабов, которые поклонялись своим предкам Аврааму и его сыну Исмаилу. Однажды Хаджар – вторая жена Авраама и ее сын Исмаил, которых муж и отец отослал чуть не умерли от жажды в пустыне. Вдруг в месте, где Исмаил пинал песок, появился источник с пресной водой. Рядом с эти источником Авраама построил храм Кааба. Недалеко от Каабы возник Священный город Мекка. Арабы поклонялись 360 идолам на каждый день года. Они играли в азартные игры. Их интересовали только торговля, искусство верховой езды, состязания поэтов и удовольствия, которые они черпали в вине.

В 570 г. н.э. в Мекке родился ребенок, которого назвали Мухаммед. Существует несколько легенд, что когда он появлялся на свет идолы свалились с пьедесталов, горы начали петь и танцевать, деревья зашелестели.

Мухаммед вырос широкоплечим с черными волосами и кудрявой головой. Он жил в доме своего дяди Абу Талиба. Когда он достаточно повзрослел, он начал пасти овец и перегонять верблюдов через пустыню. Он стал известным караванщиком. Однажды о нем прослышала Хадиджа и наняла его через посредников. После того как Мухаммед выполнил свою работу он отчитался об этом Хадидже, которая сразу же влюбилась в него, хотя была намного старше его. Мухаммед согласился жениться на ней и сразу стал известным богатым купцом в Мекке.

Пятнадцать лет Мухаммед жил счастливо в браке с Хадиджой и завоевал уважение жителей Мекки. Несмотря на то, что он не умел писать и читать, он интересовался Библией. Двоюродный брат жены читал ему Ветхий и Новый Завет. Мухаммед внимательно слушал его, а затем уходил в горы и размышлял о своем народе, как поставить его на путь истинный.

Однажды, когда Мухаммед в очередной раз пришел на гору, к нему явился Гавриил и показал золотую табличку, на которой был текст, и Мухаммед не умевший читать сразу смог понять и прочесть эти слова. В послании было сказано, что он пророк Божий и должен «вещать» свою веру. Возвратившись домой и рассказав об увиденном, Хадиджа сразу поддержала своего мужа в его идеях. Таким образом, Мухаммед стал проповедать всем вокруг себя, что «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед, пророк его!» Учение было простое: надо перестать поклоняться идолам, не красть, не лгать, не клевещать, и не позволять себя одурманивать. Не всем жителям Мекки нравилось учение Мухаммеда, и в ночь расправы Мухаммед бежал в Ятриб. Эту ночь называют Хегиру или по-другому «ночь бегства».

Мухаммед и в новом городе нашел своих последователей. И со временем город переименовали с Ятриба на Медину, что означает «Город пророка». Там его приняли и поддержали, но Мухаммеду хотелось вернуться в Мекку, потому что там был священный храм. Со своими последователями он организовал и спровоцировал ограбление всех караванов, которые имели с Меккой торговые связи. Купцов в Мекке это разозлило, и они решили пойти войной на Медину. Мухаммед узнал, об этом и собрал своих людей. Со второго раза они смогли войти в город Мекку и снести идолов. Жители Мекки, которые от страха сбежали в горы, вернулись и приняли ислам как истинную веру. В течение своей жизни Мухаммед старался призвать к исламу различные народы и правителей. После того как Мухаммед постарел и умер, его дело продолжил его лучший друг и последователь Абу Бакр.

Все речи и проповеди Мухаммеды занесены в Коран – «Чтение». Коран стал священным писанием ислама, а Абу Бакр стал халифом, т.е. «тенью бога на Земле».

Существуют пять столпов веры в Исламе. Каждый, кто их признает, считается мусульманином, однако мусульмане различаются по своим взглядам на историю, устройство общества, государства и др.

Большинство мусульман являются суннитами. Они признают святость сподвижников Пророка, принимают все хадисы о Пророке, дошедшие со стороны его сподвижников, считают первых четырех халифов халифами праведного пути. В суннитском исламе также как и у шиитов не было выработано единого мнения о том, что считать истинным правоверием. Однако, в рамках суннизма существуют 4 религиозно-правовых школы, каждая из которых признается другими как исламская и правоверная. Воззрения наиболее консервативных суннитов передает акида (символ веры), сформулированная Ахмадом бен Ханбалом:

Завет Пророка заключается в следующем. Удовлетворенность решением Бога, подчинение его повелению, терпеливое перенесение его решения, исполнение того, что Бог повелел, воздержание от того, что он запретил, вера в предопределение Бога – его добро и зло, отказ от дискуссий и диалектических споров о вере, борьба за веру под руководством любого имама благочестив он или грешен, вознесение молитвы за умерших мусульман, вера словом и делом, она увеличивается от послушания и убывает от неповиновения, Коран слово Божье, ниспосланное в сердце Мухаммада, он не сотворен, терпение под властью правителя, справедлив он или нет, мы не выступаем с оружием в руках против правителя, даже если он совершил несправедливость, мы не обвиняем в неверии никого из людей единобожия, даже если они совершили преступления, воздержание от упоминания разногласий, случившихся между сподвижниками Пророка (чтобы предотвратить раскол). Лучшие из людей после Пророка Абу Бакр, Омар, Осман, Али бен Аби Талиб, мольба о ниспослании милости всем сподвижникам Пророка и его родным.

За отказ признать сотворенность Корана Ахмад бен Ханбал был казнен.

Наиболее “либеральным” является учение Абу Ханифы. О нем рассказывают, что Ата бин Рабах, записывая Абу Ханифу в свой класс, спросил об его верованиях. Абу Ханифа ответил: «Господин, я не говорю дурно о людях предшествующих поколений, не называю грешников кафирами и верую в предопределение и свободную волю».

Основные различия между суннитами заключаются в способах решения юридических вопросов. Если данный случай (например, порядок развода или наследования) описан в Коране или Сунне (сборнике рассказов о поступках Пророка), то все мусульмане убеждены, что надо действовать в соответствии с Кораном и Сунной. Если он не описан, то существуют различные методы решения проблемы.

Существуют следующие религиозно-правовые школы (мазхабы): Маликитский мазхаб, Ханифитский мазхаб, Шафиитский мазхаб, Ханбалитский мазхаб.

Отличие шиитов от других мусульман состоит в том, что они не признают законности избрания первых трех халифов, и считают династию Омеядов незаконной и преступной. Шииты признают лишь те хадисы, которые передаются со слов родственников пророка Мухаммада. Они считают Али ближайшим сподвижником пророка, наиболее сведущим человеком после пророка Мухаммада в делах веры. Али и его потомки являются имамами (от арабского корня означающего стоять впереди, имам употребляется в 2 смыслах: руководитель молитвы и руководитель общества), обладателями высшей власти, выразителями Божественной воли. Последний имам (имам Махди) считается сокрытым, он должен вернутся в Судный день. Кроме того, некоторые шииты убеждены, что перед концом света часть людей (праведных и грешных) вместе с имамом Махди и Исой (Иисусом) будут возвращены в этот мир, чтобы наблюдать установление государства справедливости, хотя вера в это не является обязательной. Настоящую эпоху называют эпохой отсутствия (имама). Для решения различных религиозных проблем у шиитов существует принцип мерджее таклид (образец для подражания). Человек выбирает осведомленного ученого в качестве мерджее таклид, и обращается к нему с вопросами (например, как я должен поступить в таком-то случае). Ученый должен быть совершеннолетним, умным, шиитом иснаашара, живым и справедливым, не обращающим внимания на блага этой жизни. Наиболее осведомленные ученые носят звание аятоллаха. Из-за того, что веками шииты подвергались репрессиям, у них выработалась концепция о несправедливых правителях-притеснителях. В рамках нее борьба имама Хусейна с Язидом считается борьбой с деспотом, святой и благородной, а день трагической гибели имама Хусейна является днем величайшего траура у шиитов. В шиитском обществе существует правило велояте факих, согласно которому духовное лицо может осуществлять контроль за соответствием деятельности органов власти законам и общественной пользе.

Источниками веры для шиитов служат Коран, Сунна (разумеется, только предания родственников пророка Мухаммада), иджтихад, акл (здравый смысл). Большинство шиитов являются шиитами иснаашара и они признают 12 имамов из рода Али бен Абиталиба, первый из которых сам Али а двенадцатый Махди. Шиизм распространен в основном в Иране, Азербайджане, Туркмении, афганской провинции Герат, Восточной провинции Саудовской Аравии, частично в Сирии, Ливане и у курдов.

Другие группы шиитов: Зайдиты, Исмаилиты.

Суфизм является исламским мистическим учением, основан на передаче знаний от учителя к ученику, длительных размышлениях, поиске сокрытого. Известно, что один из суфиев, когда его спросили о суфизме, попросил у Бога смерти, чтобы избавится от необходимости отвечать на этот трудный вопрос.

Антипатии между общинами внутри ислама более распространены, чем между самим исламом и другими религиозными верованиями и их сторонниками. В некоторых странах теологические и культурные различия между суннитами и шиитами приводят к насилию. Источники истолкования Исламского закона (Шариа) не устанавливают различия между Исламом шиитов и суннитов. Но различия между двумя течениями возникают как следствие интерпретации хадитов (высказываний Пророка и его сподвижников).В случае шиитов в истолкование включены высказывания имамов. В шиитском Исламе имамы являются не просто ведущими молитв, но и носителями сверхъестественных знаний и обладателями бесспорного авторитета. Это является главной причиной их расхождения с суннитами.

§1.3 Истоки христианства

Христианство берет свое начало с 30 г. н.э. Его основателем считается Иисус Назарет, именуемый Христос.

Христианство распространилось по всему миру. Большое количество христиан в Северной и Южной Америке и Европе, а также в США.

Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

Во времена злого царя Ирода народ верил в Мессию, который появится и спасет их. Однажды Ирод узнал от волхвов, что родился мальчик, который станет править евреями, но он не знал как найти этого младенца. Тем временем, отец этого мальчика Иисуса – Иосиф решил бежать с женой Марией и с младенцем в Египет, чтобы спасти свою семью. Ирод приказал убивать всех родившихся мальчиков возрасте до двух лет. В Назарете прошло детство Иисуса. Затем он встретил Иоанна, который сразу понял, кто такой Иисус и покрестил его. Сорок дней Иисус провел в молитвах в пустыне. Затем он начал проповедовать свое учение, чем сразу привлек к себе внимание окружающих.

Однажды на холме около Капернаума собрался народ, чтобы услышать проповедь Иисуса. Он прочитал проповедь перед людьми, которая стала известна как «Нагорная проповедь». В этой проповеди он изложил людям самые важные положения своего учения и пояснил, чем его учение отличается от учений жрецов и раввинов до него.

У Иисуса появились двенадцать учеников – апостолов. Один из них предал его за тридцать серебряников. Это был Иуда. Офицеры схватили Иисуса и обвинили в богохульстве. В зале суда Понтий Пилат приговорил Иисуса к смерти. Существовал в те времена обычай, такой, что правитель мог помиловать одного из осужденных на смерть. Выбор стоял между Иисусом и преступником по имени Вар-Равван. Священнослужители в зале проголосовали, за то, чтобы отпустили Вар-Раввана.

Православие

Образование религиозных организаций тесно связано с социальной и политической жизнью общества. Не является исключением и христианство, что особенно проявилось в различиях между основными его направлениями — католицизмом и православием. В начале V в. Римская империя распалась на Восточную и Западную. Восточная была единым государством, Западная же представляла собой раздробленный конгломерат княжеств. В условиях сильной централизации власти в Византии церковь сразу оказалась придатком государства, а главой ее фактически стал император. На Западе церковь постепенно занимала центральное место в обществе и превращалась в организацию, стремящуюся к господству во всех сферах общества, включая политику.

Различие восточного и западного христианства было обусловлено и особенностями развития духовной культуры. Греческое христианство концентрировало свое внимание на онтологических, философских проблемах, западное — на политических и юридических.

Поскольку православная церковь находилась под покровительством государства, ее история связана не столько с внешними событиями, сколько со становлением вероучения. В основу православного вероучения положены Священное Писание (Библия — Ветхий и Новый Завет) и Священное Предание (постановления первых семи Вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви и канонических богословов). На первых двух Вселенских соборах — Никейском (325) и Константинопольском (381) был принят так называемый Символ веры, кратко излагающий сущность христианского вероучения. В нем признается триединство Бога — творца и управителя Вселенной, существование загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.

Основные положения веры православная церковь объявляет абсолютно истинными, вечными и неизменными, сообщенными человеку самим Богом и непостижимыми разумом. Сохранение их в неприкосновенности является первейшей обязанностью церкви. Невозможно прибавление чего-либо или изъятие каких-либо положений, поэтому установленные католической церковью более поздние догматы — о нисхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (филиокве), о непорочном зачатии не только Христа, но и девы Марии, о непогрешимости римского папы, о чистилище — православие рассматривает как ересь.

Личное спасение верующих ставится в зависимость от ревностного выполнения обрядов и предписаний церкви, благодаря чему происходит приобщение к Божественной благодати, передаваемой человеку посредством таинств: крещения в младенческом возрасте, миропомазания, причащения, покаяния (исповеди), брака, священства, елеосвящения (соборования). Таинства сопровождаются обрядами, которые вместе с богослужениями, молитвами и религиозными праздниками образуют религиозный культ христианства. Большое значение в православии придается праздникам и постам.

Православие учит соблюдению нравственных заповедей, данных человеку Богом через пророка Моисея, а также выполнению заветов и проповедей Иисуса Христа, изложенных в Евангелиях. Их основным содержанием является соблюдение общечеловеческих норм жития и любовь к ближнему, проявления милосердия и сострадания, а также отказ от сопротивления злу насилием. Православие делает акцент на безропотном перенесении страданий, посланных Богом для испытания крепости веры и очищения от греха, на особом почитании страдальцев — блаженных, нищих, юродивых, пустынников и отшельников. В православии обет безбрачия дают только монахи и высшие чины священнослужителей.

Католицизм

Католицизм является самым крупным направлением в христианстве.

Наибольшее распространение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара. Слово «католицизм» происходит от латинского — «всеобщий, вселенский». После распада Римской империи церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса. Это обусловило политическое возвышение церкви и ее влияние на формирование государств Западной Европы.

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития Западной Европы. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство. Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора (православие признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия – целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов. Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается. Эта практика, называемая раздачей индульгенций, подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — протестантизма.

Протестантизм

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты католического культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к минимуму.

Глава II. Христианство (православие), буддизм и ислам в России и в современном мире

§2.1 Христианство (православие), буддизм и ислам в России

Христианство широко распространено в России. Это подтверждают различные научные институты и источники. Например: ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос с целью узнать сколько процентов людей в России являются христианами, читали они Священное Писание или нет, процент последователей православия. Согласно исследованию, проводившемуся 23-24 января 2010 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Доля тех, кто себя идентифицируют себя как православные увеличилась с 2009 года с 70% до 75%. Вдвое уменьшилось количество атеистов (неверующие респонденты): с 16% до 8%.

Подавляющее большинство россиян, относящих себя к христианам, являются крещеными (84%, в 1989 году – 89%). Впрочем, за двадцать лет вдвое выросла доля тех, кто не проходил этот обряд (с 8 до 14%). Стоит отметить, что если среди православных россиян крещено подавляющее большинство респондентов (94%), то среди последователей других христианских течений этот показатель значительно ниже (58%). В то же время, обряд крещения прошло более трети неверующих сограждан (39%). Среди жителей большинства регионов доля крещеных респондентов колеблется в пределах 86-88%, а вот на Дальнем Востоке крещеными являются лишь 66 Женщины также чаще, чем мужчины проходят этот обряд (88% против 79% соответственно). %. По данным исследования ВЦИОМ не имеет научной значимости корреляция между возрастом крещения и полом.

Россияне в равной степени разделились на тех, кто читал и не читал Священное Писание (по 49%). Впрочем, доля первых по сравнению с 1993 годом выросла (с 38%), а последних – напротив, снизилась (с 61%). С содержанием Библии знакомы, в первую очередь, пожилые и высокообразованные респонденты (60 и 57% соответственно).  О том, что не читали Священное Писание, сообщают, в основном, 18-24-летние и малообразованные россияне (по 56%).   Стоит отметить, что с содержанием Священного Писания знакомы 54% последователей православия, 42% приверженцев прочих христианских религий и каждый пятый неверующий россиянин (21%).  

В данном исследовании ВЦИОМ нет уточнения по поводу конкретных обрядов, известно только, что религиозные обряды с той или иной частотой соблюдают две трети россиян (66%, в 2006 году – 61%), но в основном – только по праздникам (27%) или же эпизодически (28%). Среди последователей православия этот показатель выше: 73% опрошенных в этой группе придерживаются религиозных традиций. По сравнению с 2006 годом, меньше стало тех, кто обрядов не соблюдает (с 37 до 32%). Следование обрядам характерно, главным образом, для пожилых россиян (71%), причем в этой группе респондентов чаще встречаются те, кто соблюдает их ежедневно (8% против 2-5% в других возрастных группах). 18-24-летние сограждане наиболее склонны сообщать, что не придерживаются религиозных традиций (39%).

Большинство россиян отмечают перемены в религиозных чувствах людей. Россияне, в целом, не имеют единодушного мнения по поводу религиозных чувств окружающих. Четверть наших сограждан уверена, что сейчас происходит приобщение к вере новых людей (25%). Так думают, в первую очередь, 35-59-летние респонденты (27-28%). Каждый пятый полагает, что люди просто перестали таить свои религиозные чувства (21%, в 1991 году – 34%). Это мнение наиболее характерно для пожилых респондентов (26%). 16% опрошенных считают, что это лишь внешняя мода (так думают, в основном, респонденты моложе 34 лет – 20%),  а 17% и вовсе не замечают никаких изменений в религиозных чувствах окружающих. В то время, как последователи православия склонны видеть перемены в религиозных чувствах людей, неверующие россияне полагают, что все происходящее – лишь внешняя мода (34%).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Православными себя считают 75% россиян;

Две трети россиян соблюдают те или иные религиозные обряды;

84% из считающих себя христианами в свое время приняли крещение;

Священное Писание хотя бы однажды читал каждый второй христианин (в 1989г. таких было только 38%)

Согласно проведенному исследованию представителями ислама в России в 2005 году было 7%, в 2006 – 6%, в 2008 – 6%, в 2009 году – 7%, в 2010 году – 5%. По данным Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов.

В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, в Москве, в Санкт-Петербурге и Западной Сибири. В России действует более 6000 мечетей (в 1991 было около ста).

Особенно большое число исламистов проживает в сельской местности, преимущественно на Кавказе

Что касается буддизма в России, то он не получил здесь широко распространения. Представителями буддизма в нашей стране являются в 2005 году – больше 1%. С 2005 года не произошло изменений. Буддизм традиционен для трёх регионов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн.

Другое исследование, проведенное 12 ноября 2013 года ВЦИОМ о роли православия в России представило следующие результаты:

46% россиян считают, что в стране сегодня есть государственная религия, и 44% полагают, что это – православие;

по мнению большинства россиян (56%),  Православная церковь сыграла в истории России значительную роль, оказывала определяющее влияние на ход страны в поворотные периоды. Вдвое меньше тех, кто считает, что церковь практически никогда не влияла на ход исторических событий в России (28%);

большинство россиян признают влияние православия на развитие России, причем почти каждый второй отмечает, что оно чаще выступало движущей и позитивной силой (47%) и только 9% отмечают, что чаще оно тормозило ее развитие.

§2.2 Христианство, буддизм и ислам в современном мире

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд. Из них в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн, в Латинской Америке — около 380 млн, в Северной Америке — 180—250 млн (США — 160—225 млн, Канада — 25 млн, в Азии — около 300 млн, в Африке — 300—400 млн, в Австралии — 14 млн. Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков — около 1,15 млрд, в том числе около 17 млн католиков восточных обрядов. Протестантов — около 400 млн (в том числе 105 млн пятидесятников, 70 млн методистов, 70 млн баптистов, 64 млн лютеран, 16 млн Адвентистов седьмого дня, около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений), около 70 млн англикан. Приверженцев автокефальных православных церквей от 240 до 300 млн, приверженцев Древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70-80 млн, в том числе последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн. Православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, но его исповедует также основная часть карел, удмуртов, марийцев, мордвы, чувашей, осетин, цыган и многих других народов. Согласно данному источнику общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, от 70 до 80 млн. человек. Подавляющее большинство из них относится к Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах. В советский период, и особенно в годы сталинских репрессий, когда государственной политикой был атеизм, православная церковь преследовалась, уничтожались храмы и монастыри. Яркий пример – Храм Христа Спасителя в Москве, лишь недавно полностью восстановленный на месте старого. К концу XX века православие стало приходить в упадок, но за последнее десятилетие обнаружило мощную тенденцию к выживанию и возрождению в новом поколении россиян.

Буддистское учение получило широкое распространение на Востоке. Оно подвергалось изменениям, начиная со времен древних цивилизаций Индии, Китая, Японии вплоть до наших дней. Существует много разных модификаций и форм буддистских идей. Они и в наше время обладают большой жизненной силой и притягивают к себе многочисленных сторонников. Существенная роль в их распространении и пропаганде всегда отводилась буддистским учителям мудрости, или гуру, выступавшим в качестве наставников. Гуру обладал не только знанием священных текстов, но и воспитанными на его основе качествами бескорыстия, мудрости, милосердия.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм распространился во многих азиатских странах: во Вьетнаме, Индонезии, Китае, Корее, Непале, Сингапуре, Таиланде, Японии и др. Он оказывает там сильное влияние на все стороны личной, общественной и государственной жизни.

В странах, где буддизм занимает прочные позиции, много монашествующих, а монастыри содержат свои школы и университеты.

В середине ХХ века в странах Юго-Восточной Азии усилилось движение за модернизацию буддизма: устраняются устаревшие положения, углубляется философское осмысление его идей, усиливается внимание к религиозно-нравственным проблемам.

В прошлом веке, благодаря наставнической миссии гуру, буддистские идеи вызвали огромный интерес в странах Запада. Одним из известных на Западе гуру был Кришнамурти (1895-1986). Он требовал от своих слушателей соучастия и учил внимать внутреннему голосу сердца, преодолевая страх смерти и комплексы негативных желаний.

Особой популярностью на Западе пользуется дзен-буддизм, число приверженцев которого растет во всем мире.

Дзен (“сосредоточенное созерцание”) – течение в буддизме, возникшее в VI веке в Китае на основе махаяны. Его создателем верующие считают самого Будду. Но, согласно традиции, дзен-буддизм (в Китае – чань-буддизм) принес в Китай легендарный буддистский проповедник Бодхидхарма. Из Китая дзен проник в Корею, Вьетнам и Японию, в которой он получил наибольшее распространение.

Особенности дзен-буддизма состоят в признании возможности непосредственной (от сердца к сердцу) передачи учения Будды, в отказе от использования для такой передачи письменности. Сторонники этого направления верят в возможность прямого контакта со “всеобщей истинной мудростью Будды”, постижения истин буддизма посредством обращения к внутреннему миру человека (метод “внезапного озарения”). Современные приверженцы дзен-буддизма рассматривают его как некую разновидность психоанализа и психотерапии, уделяя большое внимание аутотренингу. Кроме собственно медитации, активно используются дыхательные и гимнастические упражнения, физическая работа и др.

Буддисты всего мира имеют как региональные, так и международные объединения. Существует Всемирное братство буддистов, созданное в 1950 году по инициативе буддистских деятелей стран Юго-Восточной Азии, работой которого руководит исполком, избираемый на международных конференциях. Его штаб-квартира находится в Бангкоке (Таиланд). Братство имеет региональные центры в США, Англии, Франции и других странах. Много внимания оно уделяет не только религиозным проблемам, но и миротворческой деятельности.

На Западе все чаще слышны возгласы предостережения от широкого распространения ислама среди христиан. И это распространение имеет множество проявлений и, кажется, что западные правительства стали уделять этому большое значение и смотреть на него реалистичным взглядом и паниковать от наступающей опасности, которую не удерживают ни границы, ни континенты, ни национальности, ни расы, ни религии. В опубликованном докладе CNN под названием «Быстрый рост Ислама на Западе» говорится, что число тех, кто принимает Ислам в западном мире очень велико и постоянно растет.

В докладе CNN говорится, что наблюдается рост мусульманских общин, заметно увеличиваются исламские центры и мечети, которые уже не ограничиваются столицами, но и охватывают другие крупные европейских города. В сердце Европы число мечетей стало конкурировать с числом церквей в Париже, Риме и Лондоне, а копии Корана в переводе стали бестселлером на рынках США и Запада. Это вдобавок к распространению ислама в тюрьмах. Число заключенных, которые желают принять Ислам, растет день за днем. И это вызывает страх и панику в западных государствах и предостерегает их от растущего исламского фундаментализма в тюрьмах.

Испанский сайт Minuto Digital прослеживает тенденции в области распространения ислама в последнее время в Испании, отметив, что исламское присутствие стало ощутимой реальностью, особенно на Балеарских островах, которые расположены на юго-востоке Испании, где количество мечетей увеличилось в пять раз с 2005 года. Согласно данным сайта количество мечетей на Балеарских островах в настоящее время достигло 30, и это заметно в пятницу, когда мусульмане собираются для молитвы и избрания своего имама. Он указывает, что совет мусульман Балеарских островов во главе с Лонесом Мисияни вдобавок к существующим мечетям потребовал выделения земли для захоронения мусульман в соответствии с исламским Шариатом. Сайт поясняет, что эти мечети начались строиться в 2006 году, но в 2008 году было построено намного больше, особенно на острове Майорка, на котором в 2005 году были всего лишь две мечети, но теперь число этих мечетей увеличилось в пять раз. Сообщается, что численность мусульман в Испании достигает более полутора миллионов.

В Швеции распространенность исламской религии заняла второе место среди людей. Это было подтверждено докладом, подготовленном исламским центром в столице Швеции Стокгольме. В докладе говорится: «Ислам стал занимать второе место в Швеции после христианской религии, что побудило правительство Швеции признать его и преподавать в государственных школах вместе с христианской религией. Также прилагаются усилия по укреплению идеи создания частных исламских колледжей и институтов в Швеции». Исследование подтвердило, что ислам распространяется удивительными темпами среди шведов, несмотря на отсутствие надлежащей гласности. Официальная статистика указывает на то, что число мусульман продолжает увеличиваться, и число мусульман в Швеции сегодня достигает более чем 120 тысяч человек.

По данным официальной статистики Германии в течение 2006, 2007 и 2008 гг. каждые два часа ислам принимал новый человек. Опрос общественного мнения показал, что 39% немцев чувствуют «легкое беспокойство» из-за распространения Ислама в немецком обществе. 22% участников опроса, проведенного институтом «DIMAP» для выявления общественного мнения, результаты которого были обнародованы первым каналом немецкого телевидения 9 ноября 2009г., сказали, что они не чувствуют проблемы из-за распространения ислама. Правительство Германии заявило, что не может остановить снижение немецкого роста населения, и что оно вышло уже из-под контроля, и что в 2050 году Германия неизбежно будет исламской республикой. Также Германия заявила, что через двадцать лет в Европе будет 104 млн. мусульман.

По докладам СМИ число приверженцев ислама в Бельгии продолжает расти, что подтверждает правильность ранее опубликованных докладов в Европе и подчеркивает распространение ислама значительными темпами на этом континенте. Бельгийское радиовещание «RTL» передало вчера, что более 300 бельгийцев приняло ислам с начала этого года. Это, в среднем, более одного человека каждый день, что ранее никогда не происходило в стране. Радио заявило, что принятие ислама в Бельгии, согласно проведенному исследованию, проходит после глубоких размышлений и тщательного сравнения, которые делают новообращенные, находя в исламской религии духовные и нравственные устои. Радио приводит свидетельства многих новообращенных бельгийцев, которые после глубокого изучения подчеркивают рациональность своего выбора и свою уверенность в том, что исламская религия является настоящей религией для всего человечества.

Согласно данному источнику статистика говорит, что в 2015 г. половину населения Голландии будут составлять мусульмане.

Кажется, что исламский Шариат привлекает многих людей в Великобритании, что подтверждается призывом Роуэна Уильямса, архиепископа Кентерберийской церкви, к применению некоторых аспектов исламского Шариата в Великобритании. Он считает, что этого невозможно избежать. Давая интервью радиостанции BBC в феврале 2008 года, он сказал: «Претворение исламского Шариата является неизбежным делом для сплоченности британского общества». Число мусульман в Великобритании достигает 2.5 млн. Британская газета «The Daily Telegraph» в марте 2008г. обнародовала, что число посетителей мечетей в Великобритании превосходит посетителей церкви, как в Англии, так и в Уэльсе. Она предостерегает, что если эти тенденции сохранятся, то численность посещающих воскресные молитвы упадет до 678 тысяч с наступлением 2020 года. Однако в этом же году увеличится число посещающих пятничную молитву мусульман до 683 тысяч.

В докладе «Быстрый рост ислама в западном мире», опубликованном CNN говорится о признании того, что процент тех, кто принимает ислам, каждый год в западном мире очень высок и постоянно растет. В течение 12 лет было построено более 1200 мечетей в Соединенных Штатах (в среднем по сто мечетей ежегодно).

Заключение

Религия важна для общества, потому что играет важную роль в жизни людей. Она объясняет невозможное, дает людям веру и надежду на спасение. Религия объединяет людей между собой и помогает им доверять и верить друг другу.

В России главную роль играет христианство, а точнее его направление – православие. Глубокие традиции христианства, питавшие своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые достижения, закладывая тем самым основу будущего развития. Получили своё развитие православная литература, иконопись, храмовое строительство, церковное пение и музыка.Русская культура формировалась под влиянием именно христианской традиции, потому первые русские произведения носят черты христианских поучений, житий и сказаний, однако, на основе греко-византийских сочинений Русь сформировала собственные традиции. Православие стало формой, вобравшей в себя все движение духовной культуры – философии, политической мысли, вобрало в себя этические нормативы, подчинило своему авторитету поиск художественных образов и приемов их отображения.

Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи “человек – Бог”, в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.

Список использованной литературы:

Бойко В. В., сост. Православие в культуре России Очерки. Издательство: Издательский сервис, 2004 г., 224 с.

Гаер Дж. «Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества». М.: ЗАО Центрполиграф, 2012 г. – 255 с.

Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.

Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. «Религия и общество»,1996 г.

Зеленков М.Ю. – Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. – М.: Юридический институт МИИТа, 2003. – 252 с.

Малерб, Мишель.Религии человечества : Перевод / Мишель Малерб. – М. : Рудомино, 1997. – 599с.

Мчедлов М. П., Нуруллаев А. А., Филимонов Э. Г., Элбакян Е. С. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. — 1994. — № 5

Мирча ЭЛИАДЕ Очерки сравнительного религиоведения PATTERNS IN COMPARATIVE RELIGION, 1958 (TRAITE D’HISTOIRE DES RELIGIONS, 1949) М.: Ладомир, 1999. — 488 с.

Михельсон О. К. М.Элиаде: Религиозная культура и современность. Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

Михельсон О. К. История религий и Новый гуманизм М. Элиаде Журнал “Религиоведение”, № 4, 2002.

Религии мира. – Белфакс, 1994. С изд. Lion Publishing, England

Соколов В.В. «Философия как история философии» Москва, Академический проспект, 2010 г.

Тихонов А.К.Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII — начале XX в. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007, 368 с.

Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб. 1997.

Интернет – ресурс: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения http://wciom.ru

Интернет – ресурс: CNN – Cable News Network http://edition.cnn.com

Интернет – ресурс: http://www.grandars.ru

Интернет – ресурс: http://blackworld.ucoz.com/publ/islam/khristianstvo/11-1-0-109

Интернет – ресурс: http://al-wayi.org/archive/51-287-288/402-realnost-rasprostroneniya-islama-na-zapade.html

Интернет – ресурс: http://www.ref.by/refs/70/16847/1.html