САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГПС МЧС РОССИИ

Сибирский институт пожарной безопасности

Кафедра физики, математики и информационных технологий

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по пожарной технике

Руководитель

ст. преподаватель

подполковник внутренней службы Люфт А.В.

Исполнитель

Курсант 41 уч. группы

рядовой внутренней службы Сейчанов А.В.

Вариант № 640

Железногорск

2012

Содержание

Введение

Исходные данные

Расчет и проектирование пожарных отрядов (частей) технической службы

Назначение, структура и основы организации пожарных отрядов (частей) технической службы

Расчет годовой производственной программы

2.2.2. Определение общей годовой трудоемкости основных работ.

2.2.3. Режим работы. Фонды времени и количество

производственных рабочих.

2.2.4. Расчет основных производственных участков зоны ТО и

ремонта. Общая компоновка основной производственной зоны.

Общая компоновка производственных зон. Технологическая

планировка участков.

Расчет годовой потребности гарнизона в горючем и смазочных

материалах.

Расчет и проектирование центральных рукавных баз

3.1. Анализ существующих систем эксплуатации пожарных рукавов

3.2. Краткое описание технологической схемы технического обслуживания рукавов

3.3. Определение исходных расчетных параметров проектирования ЦРБ

3.4. Определение производственных площадей ЦРБ

Техника безопасности, производственная санитария и пожарная безопасность проектируемых объектов

4.1. Техника безопасности и производственная санитария

4.2. Пожарная безопасность

5. Приложения

Введение

Цель данного курсового проектирования – научиться применять теоретические знания курса для решения инженерных задач по вопросам технической службы и усилить специальную подготовку курсантов для выполнения функций начальника караула, начальника пожарной части или офицера технической службы. Разработка и обоснование параметров для проектирования и совершенствования технических подразделений отрядов и частей технической службы, центральных рукавных баз гарнизонов противопожарной службы.

Задачи проектирования. Курсовое проектирование по дисциплине «Пожарная техника» является завершающим этапом изучения раздела «Организация эксплуатации пожарной техники» и имеет задачи:

- закрепить и углубить знания технической и нормативной документации по пожарной технике и технической службе ГПС;

- усвоить методику технологических расчетов, основ проектирования, организации обслуживания и ремонта пожарной техники;

- научиться квалифицированно применять техническую литературу и нормативные документы по вопросам технической службы: НПБ, ГОСТы, приказы по вопросам эксплуатации пожарных автомобилей (ПА) и другую справочную литературу;

- усвоить обязанности начальника части по вопросам технической службы в подразделениях ГПС;

- подготовить курсантов и слушателей к выполнению дипломных проектов.

Задание на проектирование

Исходные данные для расчета ЦРБ (П):

Численность населения города, NН, тыс. чел. – 500

Протяженность территории города, L, км. – 30

Число пожарных частей города (включая ведомственные), NПЧ – 8

Распределение основных ПА (города) по маркам с учетом резерва (100%):

АЦ-40(130) – 10

АЦ-40(131) – 10

АЦ-40(5557) – 6

АНР-40(4331) – 6

Исходные данные для расчета ПО (Ч) ТС:

Общее количество ПА в гарнизоне (области, республики и т.п.) – 160

Распределение ПА в гарнизоне по маркам:

Основных:

АЦ-40(130) – 42

АЦ-40(5557) – 10

АЦ-40(131) – 25

АЦ-2(5301) – 14

АПП(3302) – 1

АП-5(5320) – 2

АНР-40(4331) – 5

ПНС-110(131) – 1

Специальных:

АР-2(43101) – 1

АЛ-30(131) – 24

АГ-20(4333) – 2

АСО-20(4208) – 5

АШ-5(2705) – 0

АГТ-1(4331) – 2

Вспомогательных:

ГАЗ-3110 – 2

УАЗ-3151 – 4

Камаз-5320 – 4

ГАЗ-66 – 5

ГАЗ-3307 – 8

ПАЗ-3205 – 1

ВАЗ-2107 – 2

Минимальный общий пробег ПА, Lmin, км :

Основных – 1000

Специальных – 250

Исходные данные для расчета подразделений технической службы:

Вспомогательных – 1150

Максимальный общий пробег ПА, Lmax, тыс. км. :

Основных – 20

Специальных – 7,8

Вспомогательных-15

Пожарных насосов – 4

Количество капитальных ремонтов агрегатов:

Двигателей – 3

Коробок отбора мощности – 8

Расчет и проектирование пожарных отрядов (частей) технической службы.

Назначение, структура и основы организации пожарных отрядов (частей) технической службы.

Рост парка пожарных автомобилей (ПА) и пожарного оборудования (ПО) в подразделениях противопожарной службы требует дальнейшего технического перевооружения и развития производственно – технической базы.

Основной производственно – технической базой гарнизонов противопожарной службы являются пожарные части (ПЧТС) или отряды технической службы (ПОТС). ПЧТС и ПОТС являются оперативно – техническими подразделениями противопожарной службы.

Основным планирующим документом, регламентирующим производственную деятельность пожарной части или отряда технической службы, является годовое план – задание. Годовое план – задание составляется на основании годовой производственной программы. При расчете производственной программы ПЧТС и ПОТС необходимо определить количество капитальных, средних, текущих ремонтов и ТО – 2, а также суммарную трудоемкость по каждому виду работ. Для выполнения производственной программы ПЧТС или ПОТС необходимо определить численность производственных рабочих, правильно осуществить выбор технологического и вспомогательного оборудования, а также осуществить расчет технологических постов ремонта и ТО – 2. На основании произведенных расчетов разрабатываются планировочные решения производственной зоны ПЧТС и ПОТС.

2.2 Расчет годовой производственной программы.

Количество ремонтов и ТО ПА определяют, зная средний годовой пробег всех пожарных автомобилей одной марки (модели). Количество капитальных ремонтов ПА по маркам базовых шасси в гарнизоне определяем по формуле:

(2.1.)

где Lср – средний общий годовой пробег, км, рассчитываемый по формуле:

(2.2.)

Nna – количество пожарных автомобилей соответствующей марки шасси, шт.;

Ткр – пробег автомобиля до первого капитального ремонта, км.

Пробег автомобиля между капитальными ремонтами Ткр принимается в соответствии с действующими нормами, изложенными в приложении 2.

Для основных ПА:

Для специальных:

Для вспомогательных:

Определяем количество капитальных ремонтов:

Для основных ПА:

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

=4,72 шт.

Для специальных ПА:

шт.

шт.

шт.

шт. шт.

шт.

=0,71 шт.

Для вспомогательных ПА:

шт. шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

=1,13 шт.

Количество средних ремонтов в гарнизоне рассчитывают по формуле:

(2.3.)

Где – пробег автомобиля между средними ремонтами, км, принимается по нормативному пробегу двигателя автомобиля (приложение 2).

Для основных ПА:

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

=1,76 шт.

Для специальных ПА:

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

=0,18 шт.

Для вспомогательных ПА:

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

=0,144 шт.

Число технических обслуживаний ПА рассчитывается по следующей зависимости:

(2.4.)

где: – коэффициент, учитывающий тенденции изменения общих годовых пробегов ПА в гарнизоне;

ТТО-2 – периодичность технического обслуживания («Наставление по технической службе ГПС. Приложение 12»)

Если минимальный пробег ПА меньше периодичности ТО ПА, то в формуле 2.4 принимается знак “-”, если больше “+”.

Коэффициент определяется на основании анализа годовых пробегов конкретных автомобилей за несколько лет. Если годовые пробеги из года в год увеличиваются, например, на 10% принимаем равным 1.1. Для расчета принять =1,1.

Расчет числа ремонтов и технических обслуживаний производится отдельно по видам ПА: основным, специальным и вспомогательным. Полученные расчетные величины Nкр, Nср,Nтр Nто-2 не округляются и ведутся с точностью до 0,01 величины.

Кроме ремонта и технических обслуживаний ПА, в пожарных частях и отрядах технической службы капитально ремонтируются агрегаты и пожарное оборудование, и в том числе изготавливаются новые образцы пожарной техники. Число ремонтов агрегатов рассчитывается аналогично расчету ремонтов ПА. При выполнении курсового проекта число ремонтов основных агрегатов задается в исходных данных. Изготовление новых образцов ПА в проекте не рассматривается. Все расчетные величины должны иметь обозначение размерности (шт., чел., ед. и т.д.).

Для основных ПА:

=142,81 шт.

Для специальных ПА:

=27,35 шт.

Для вспомогательных ПА:

=31,74 шт.

2.2.2 Определение общей годовой трудоемкости основных работ.

При проектировании или планировании работы ПО (Ч) ТС необходимо знать общую трудоемкость выполняемых работ, которые рассчитываются для каждого ремонта и ТО-2 по формуле:

(2.5.)

Годовую трудоемкость капитального ремонта определяют для каждой марки ПА по формуле:

(2.6.)

где: – число капитальных ремонтов;

– трудоемкость капитального ремонта, человеко-часов, (прил.3)

Трудоемкость среднего ремонта рассчитываем по формуле:

(2.7.)

где: – трудоемкость среднего ремонта ПА (прил. 4);

– число средних ремонтов ПА.

Трудоемкость текущего ремонта определяют по формуле:

(2.8.)

где: – списочное количество ПА (по типу и маркам шасси);

– средний общий годовой пробег ПА, км;

– нормативная трудоемкость на 1000 км пробега (предполагается, что необходимость в текущем ремонте возникает в среднем через каждые 1000 км пробега), человеко-часов (прил. 5)

Трудоемкость ТО-2 определяется по формуле:

(2.9.)

где: – число технических обслуживаний ТО-2 ПА;

– трудоемкость технического обслуживания (прил. 6).

Трудоемкость ремонта агрегатов определяют по формуле:

(2.10.)

где: – число ремонтов i-х агрегатов;

– трудоемкость основных агрегатов, человеко-часов (прил. 7);

Годовая трудоемкость капитального ремонта:

Для основных автомобилей:

АЦ-40(130) чел. час

АЦ-40(5557) чел. час

АЦ-40(131) чел. час

АЦ-2(5301) чел. час

АПП(3302) чел. час

АП-5(5320) чел. час

АНР-40(4331) чел. час

ПНС-110(131) чел. час

Итого 3610,11 чел. час

Для специальных автомобилей:

АР-2(43101) чел. час

АЛ-30(131) чел. час

АГ-20(4333) чел. час

АСО-20(4208) чел. час

АШ-5(2705) чел. час

АГТ-1(4331) чел. час

Итого 474,96 чел. час

Для вспомогательных автомобилей:

ГАЗ-3110 чел. час

УАЗ-3151 чел. час

Камаз-5320 чел. час

ГАЗ-66 чел. час

ГАЗ-3307 чел. час

ПАЗ-3205 чел. час

ВАЗ-2107 чел. час

Итого 445,36 чел. час

Годовая трудоемкость среднего ремонта

Для основных автомобилей:

АЦ-40(130) чел. час

АЦ-40(5557) чел. час

АЦ-40(131) чел. час

АЦ-2(5301) чел. час

АПП(3302) чел. час

АП-5(5320) чел. час

АНР-40(4331) чел. час

ПНС-110(131) чел. час

Итого 930,78 чел. час

Для специальных автомобилей:

АР-2(43101) чел. час

АЛ-30(131) чел. час

АГ-20(4333) чел. час

АСО-20(4208) чел. час

АШ-5(2705) чел. час

АГТ-1(4331) чел. час

Итого 83,78 чел. час

Для вспомогательных автомобилей:

ГАЗ-3110 чел. час

УАЗ-3151 чел. час

Камаз-5320 чел. час

ГАЗ-66 чел. час

ГАЗ-3307 чел. час

ПАЗ-3205 чел. час

ВАЗ-2107 чел. час

Итого 39,65 чел.

Годовая трудоемкость текущего ремонта:

Для основных автомобилей:

АЦ-40(130) чел. час

АЦ-40(5557) чел. час

АЦ-40(131) чел. час

АЦ-2(5301) чел. час

АПП(3302) чел. час

АП-5(5320) чел. час

АНР-40(4331) чел. час

ПНС-110(131) чел. час

Итого 18742,50 чел. час

Для специальных автомобилей:

АР-2(43101) чел. час

АЛ-30(131) чел. час

АГ-20(4333) чел. час

АСО-20(4208) чел. час

АШ-5(2705) чел. час

АГТ-1(4331) чел. час

Итого 1888,13 чел. час

Для вспомогательных автомобилей:

ГАЗ-3110 чел. час

УАЗ-3151 чел. час

Камаз-5320 чел. час

ГАЗ-66 чел. час

ГАЗ-3307 чел. час

ПАЗ-3205 чел. час

ВАЗ-2107 чел. час

Итого 2482,26 чел. час

Годовая трудоёмкость ТО-2:

Для основных автомобилей:

АЦ-40(130) чел. час

АЦ-40(5557) чел. час

АЦ-40(131) чел. час

АЦ-2(5301) чел. час

АПП(3302) чел. час

АП-5(5320) чел. час

АНР-40(4331) чел. час

ПНС-110(131) чел. час

Итого 10120,91 чел. час

Для специальных автомобилей:

АР-2(43101) чел. час

АЛ-30(131) чел. час

АГ-20(4333) чел. час

АСО-20(4208) чел. час

АШ-5(2705) чел. час

АГТ-1(4331) чел. час

Итого 2541,76 чел. час

Для вспомогательных автомобилей:

ГАЗ-3110 чел. час

УАЗ-3151 чел. час

Камаз-5320 чел. час

ГАЗ-66 чел. час

ГАЗ-3307 чел. час

ПАЗ-3205 – 3 чел. час

ВАЗ-2107 – 5 чел. час

Итого 1519,85 чел. час

Годовая трудоёмкость ремонта агрегатов:

Для двигателей:

чел. час

Для коробок отбора мощности:

чел. час

Для пожарных насосов:

чел. час

Итого 332,1 чел. час

Общая годовая трудоёмкость всех видов работ:

Таблица № 1

Тип и марка ПА, агрегата, доп. работы

Количество работ, норма трудоемкости и трудоемкость

Суммарная трудоемкость

Капитальный

Ремонт

Средний

ремонт

ТО – 2

ТР

N, ед

t, чел. ч

П, чел. ч

N, ед

t, чел. ч

П, чел. ч

N, ед.

t, чел. ч

П, чел. ч

П,

чел. ч

П,

чел. ч

чел. ч П, чел. ч

АЦ-40 (130)63Б

1,74

746

1096,62

0,74

437

323,38

60,5

69

4174,5

7893,9

15099,16

АЦ-40(5557)

0,6

823

493,8

0

450

0

14,33

73

1046,09

1932

АЦ-40(131)

1,31

823

1078,13

0,44

450

198

35,57

73

2596,61

4830

АЦ-2(5301)

0,98

746

731,08

0,49

437

365,54

19,43

69

1340,67

2631

АПП-(3302)

0,06

576

21

0,0500

320

18,9

1,

39

55

76,45

166

АП-5(5320)

0,07

834

37,8

0

455

0

2,

92

90

262,8

369,6

АНР-40(4331)

0,18

651

117,18

0,04

385

15,4

7,25

69

500,25

693

ПНС-110 (131)131

0,05

651

34,5

0,02

478

9,56

1,42

85

123,54

225,75

АР-2(43101)

0,

13

625

12,5

0

276

0

0,81

69

55,89

55,95

3190,73

АЛ-30(131)

0

726

348,48

0,16

477

76,32

19,29

107

2064,03

1284,78

АГ-20(4333)

0,

03

386

32,9

0,01

376

3,7

1,61

128

111,09

120,75

АСО-20(4208)

0,

08

532

69,16

0

374

0

4,02

55

221,1

297,85

АШ-5(2705)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

АГТ-1(4331)

0,

03

596

11,92

0,01

376

3,76

1,

63

128

89,65

128,8

ГАЗ-3110

0,

08

443

34,64

0

170

0

2,46

30

73,8

69,45

2004,86

УАЗ-3151

0,

18

443

77,94

0

170

0

4,9

30

147

138,89

КАМАЗ-5320

0,

11

396

43,56

0

320

0

4,97

63

313,11

258,4

ГАЗ-66

0,

27

357

96,39

0,13

280

36,4

5,94

50

350,46

686,38

ГАЗ-3307

0,

32

357

114,24

0

280

0

9,83

50

491,5

1098,2

ПАЗ-3205

0,04

525

21

0,01

325

3,25

1,22

44

71,98

161,5

ВАЗ-2107

0,13

443

57,59

0

170

0

2,4

30

72

69,45

Двигатели

3

78,22

234,66

3

73,22

221,7

Пожарные насосы

4

7

80

4

3,8

30,4

КОМ

8

22

56

8

20

80

Доп. работы

Всего

21,83

12071,22

4909,09

17,1

7224,02

1386,31

201,89

1367

14182,52

23111,65

20294,75

2.2.3. Режим работы. Фонды времени и количество производственных рабочих.

В пожарных отрядах (частях) технической службы режим работы планируется по рабочей неделе в одну смену. В нашем случае рабочая неделя пятидневная, с двумя выходными днями. Поэтому средняя продолжительность смены составляет 8,2 часа. Исходя из этого режима работы, определяем годовые фонды времени ПО (Ч) ТС одного рабочего.

Действительный годовой фонд времени (Фд) рабочего определяется по формуле:

Фд = {[365 – (А +Б+С)] х Д – Е х К} х З, (2.12)

где Фд- фонд рабочего времени в часах; 365 – число календарных дней в году; А – число выходных дней в году; Б – число праздничных дней в году; С – продолжительность отпуска ( в среднем) в году; Д – продолжительность рабочего дня в часах ; Е – число предпраздничных дней в году; К – сокращение длительности рабочего дня в предпраздничные дни (принимают равным 1 час); З – коэффициент, учитывающий невыходы рабочего по болезни и другим причинам, предусмотренным трудовым законодательством (принимается равным 0,96).

Число дней отпуска принять равным 24 рабочим дням в году.

А=104, Б=10, С=24, Д=8,2, Е=10, К=1, З=0,96

Фд = {[365 – (А +Б+С)] х Д – Е х К} х З = ( ( 365 – ( 104+10+24 ) ) х 8,2 – 10 х 1 ) х 0,96 = 1777,344

Количество производственных рабочих определяется по формуле:

, (2.13.)

где Пi – общая годовая трудоемкость работ, чел.-ч.

Численность вспомогательных рабочих принимают 10 – 15% численности основных рабочих.

человек

Численность вспомогательных рабочих:

человек

2.2.4. Расчет основных производственных участков зоны ТО и ремонта. Общая компоновка основной производственной зоны.

Основная производственная зона ТО и ремонта ПА и ПО должна включать

посты ТО-2 и посты всех видов ремонта. При технологическом проектировании постов ТО и ТР решаются следующие вопросы:

- назначение постов и характер выполняемых на них работ;

- режим работы – число рабочих дней в году;

- программа и трудоемкость работ ТО и ТР;

- явочное (технологически необходимое) число рабочих;

- число постов;

- выбор основного и вспомогательного оборудования;

- расчет общей площади участков ТО и ремонтов;

- место расположения зон ТО и ТР в производственной зоне ПО (Ч) ТС.

Назначение постов зависит от метода организации ТО и ремонта (специализированные и универсальные посты, тупиковые посты или поточные линии).

Исходной величиной для расчета числа универсальных постов ТО-2 служит такт поста или время (в часах) простоя ПА под обслуживанием на данном посту.

Расчет числа постов ТО-2 в ПО (Ч) ТС определяется по формуле:

(2.15.)

где: – такт поста ТО-2, час;

– ритм производства на посту, час;

– коэффициент использования поста (принимаем 0,85…0,95)

Такт поста определяется по формуле:

(2.16.)

где: – число рабочих на посту (2 – 5);

– время на установку ПА на пост и съезд с поста (принимаем 0,16 ч).

Ритм поста определяется по формуле:

(2.17.)

где: – продолжительность смены в течение суток, час;

– число единиц ПА, проходящих ТО-2 за смену.

Суточная программа ТО-2 рассчитывается по формуле:

(2.18.)

где: – число ТО-2 за год;

– число рабочих дней в году.

Суточная программа ТО-2:

ед.

Ритм поста:

ч.

Такт поста:

принимаю = 5.

время на установку ПА на пост и съезд с поста (принимаю 0,16 ч).

ч.

Расчет числа постов ТО-2 в ПО (Ч) ТС:

принимаю 3 поста ТО.

Число постов ремонта рассчитывается по формуле:

(2.19)

где: – трудоемкость соответственно капитального, среднего и текущего ремонтов;

– коэффициент, учитывающий долю объема работы ( = 0,5 – 0,6);

– коэффициент, учитывающий неравномерность поступления ПА на пост ремонта ( = 1,2 – 1,5);

– число рабочих дней в году;

– число смен (С = 1);

– продолжительность смены ( = 8,2 часа);

– число рабочих на одном посту (2 – 5 человек);

– коэффициент использования рабочего времени поста (0,8 – 0,9)

По каждому виду работ число постов округляют до большего целого числа. В проекте на каждый пост подбирают необходимое оборудование для проведения ТО-2 и ремонтов.

Число постов капитального ремонта:

принимаем 1

Число постов среднего ремонта:

принимаем 1

Число постов текущего ремонта:

принимаем 5

2.3. Общая компоновка производственных зон. Технологическая планировка участков.

Посты зон ТО-2 и ремонта оснащаются осмотровыми канавами, подъемниками различных типов и назначений. При распределении постов текущего ремонта следует учитывать, что универсальные посты и посты для ремонта двигателей должны размещаться на осмотровых канавах, а посты для ремонта агрегатов трансмиссии, тормозов, рулевого управления, мостов и подвесок на подъемниках.

Канавами оборудуются тупиковые и поточные посты. Устройство канав зависит от конструкции автомобиля, технологического оборудования и назначения постов. Длина канавы должна быть не менее длины автомобиля. Глубина канавы с учетом дорожного просвета автомобиля должна быть 1,2…1,3 м. Ширина узких канав не более 0,9 м при железобетонных ребордах и 1,1 при металлических. Узкие канавы при простоте устройства обладают универсальностью, т.е. пригодны для всех типов автомобилей.

Канавы должны иметь вход со ступенчатыми лестницами, расположенными за пределами рабочей зоны канавы.

Узкие параллельные канавы соединяются открытой траншеей или тоннелем. Ширина траншеи (тоннеля) может быть 1…2 м. В нишах стен канав устанавливают низковольтные (до 36 В) светильники. Канавы должны иметь вентиляцию и обогреваться притоком теплого воздуха. Для удаления отработавших газов канавы должны иметь специальные вытяжные устройства. В зависимости от назначения, канавы оборудуются подъемными приспособлениями (канавными подъемниками), передвижными воронками для слива отработавшего масла и приспособлениями для заправки маслом, смазками, водой, воздухом. полками для раскладки инструмента и т.д.

Площадь зоны технического обслуживания и ремонта ПА рассчитывают по формуле

(2.20.)

где – площадь занимаемая ПА в плане (по габаритным размерам), м2 (принимаем в плане 2,5х7);

– число постов

– коэффициент учитывающий свободные зоны и проходы ( = 4 – 5).

Габариты технологического корпуса выбирают, исходя из его площади, конфигурации и размеров участка под строительство, применяемых унифицированных габаритных схем зданий.

Площадь зоны технического обслуживания и ремонта ПА:

Для капитального ремонта м2

Для среднего ремонта м2

Для текущего ремонта м2

Габариты технологического корпуса выбирают, исходя из его площади, конфигурации и размеров участка под строительство, применяемых унифицированных габаритных схем зданий.

Наибольшее распространение получили здания прямоугольной формы, длину которых определяют по формуле:

(2.21.)

где: – площадь здания производственного корпуса, м2;

– ширина здания, м.

м принимаю 36 м

Ширину здания принимают стандартной, т.е. равной 12, 18, 24, 36 м и определяют из условия, что отношения длины здания к его ширине должно быть не более трех. Если , то необходимо увеличить ширину здания и снова определить его длину. Полученная длина здания принимается кратной стандартной длине применяемых строительных плит. Площадь здания после уточнения его длины составит:

м2.

2.4 Расчет годовой потребности гарнизона в горючем и смазочных материалах.

Расчет годовой потребности ГСМ производится для ПА согласно приложению 8.

№ п/п

Тип машин

Количество,

ед

Среднегодовой расход жидкого топлива на одну штатную единицу,

кг

1

Основные ПА:

2000

АЦ-40(130)

42

АЦ-40(5557)

10

АЦ-40(131)

25

АЦ-2(5301)

14

АПП(3302)

1

АП-5(5320)

2

АНР-40(4331)

5

ПНС-110(131)

1

Всего:

100

416000

2

Специальные ПА:

1500

АР-2(43101)

1

АЛ-30(131)

24

АГ-20(4333)

2

АСО-20(4208)

5

АШ-5(2705)

0

АГТ-1(4331)

2

Всего:

34

66000

3

Вспомогательные ПА:

Легковые:

3500

ГАЗ-3110

2

УАЗ-3151

4

ВАЗ-2107

2

Всего:

8

59500

Грузовые:

40000

ГАЗ-66

5

ГАЗ-3307

8

Всего:

13

560000

Автобусы:

3000

ПАЗ-3205

5

Всего:

5

9000

4

Всего:

160

1110500

Примечание:

Для основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей, мотоциклов, мотопомп, пожарных катеров нормы расхода масла для двигателей, а также трансмиссионных и консистентных смазок на каждые 100 кг расхода автомобилями жидкого топлива (по норме) установлены в следующем размере:

а) масло для двигателей автомобилей с карбюраторными двигателями, л ……….3,5

б) масло для двигателей автомобилей с дизельными двигателями, л ……………..4,0

в) трансмиссионное масло для автомобилей с одной ведущей осью, л ……………0,8

г) трансмиссионное масло для автомобилей с несколькими ведущими осями, л…1,5

д) консистентная смазка, л ……………………………………………………………0,6

3. РАСЧЕТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РУКАВНЫХ БАЗ.

3.1 Анализ существующих систем эксплуатации пожарных рукавов.

На основании материала лекции, личного практического опыта курсанта и литературных источников [2 .5] дать краткую характеристику сложившейся в пожарной охране децентрализованной системе эксплуатации рукавов (ДСЭР)

На основании краткой характеристики ДСЭР, а также на примере гарнизонов ПО, в которых осуществлено внедрение централизованной системы эксплуатации рукавов (ЦСЭР) [1,2,3], обосновать целесообразность ее применения. Дать краткое описание структуры ЦСЭР и показать, в чем заключается ее сущность, какие она имеет преимущества по сравнению с ДСЭР. Изложить варианты обмена использованных рукавов при внедрении ЦСЭР в гарнизонах ПО.

Наметить возможные пути совершенствования ЦСЭР применительно к региону, району, области, краю, республике с учетом возможности обслуживания рукавов пожарных частей, находящихся в населенных пунктах, а также с учетом обслуживания рукавов предприятий агропромышленного комплекса и промышленности.

3.2 Краткое описание технологической схемы технического обслуживания рукавов.

В данном разделе необходимо показать, что внедрение ЦСЭР по сравнению с ДСЭР позволяет осуществлять в полном объеме на более высоком качественном уровне техническое обслуживание рукавов.

Отмочка рукавов (оттаивание).

Напорные рукава отмачивают (оттаивают) в специальной ванне 0,5*1,5*6 м, заполненные водой или моющим раствором. Стенки ванны должны быть облицованы материалом с малым коэффициентом трения, а на дне установлены грязеуловители.

Мойка рукавов.

Мойка достигается путем удаления с их поверхности предварительно размягченных загрязнений. Наиболее производительной и прогрессивной является мойка в рукавомоечных машинах, состоящих из вращающихся щеток, привода, устройства для подачи моющего средства. В рукавомоечной машине с вращающимися горизонтальными щётками вращение на щётки передаётся от электродвигателя через червячный редуктор, цепную передачу на звёздочки.

Испытание рукавов.

Различают два вида испытаний всасывающих и напорных рукавов контрольные и эксплуатационные. Контрольные испытаний проводят при получении новых партий, эксплуатационные после каждого обслуживания, ремонтах или при плановых проверках. Рукав на рабочее давление 3 МПа испытывают при рабочем давлении насоса высокого давления. Испытательное давление поддерживают в течении времени, достаточного для осмотра рукава, но не более 3х минут.

Напорные рукава испытывают от насоса ПА или от другого источника подачи воды, создающих требуемый напор. Льняные рукава перед испытанием замачивают в течении 5 минут. После замочки приступают к гидравлическому испытанию, при котором вода не должна вытекать с места навязывания соединительных головок, иметь разрывы ткани или свищи.

Всасывающие рукава испытывают только на разряжение, а напорно-всасывающие – гидравлическим давлением и разряжением. При разряжении должно быть 0,08-0,1МПа и падение разряжения не должно превышать 0,013 МПа в течение 3х минут

Сушка рукавов.

Сушка рукавов влияет на прочностные свойства ткани чехла и его гидроизоляционного слоя. Сушат рукава естественным (на свежем воздухе при благоприятных условиях) и искусственным способом (сушка теплыми потоками воздуха от теплоносителя).

Пропитка рукавов против гнили.

Ей периодически подвергают льняные рукава. Долговечность таких рукавов увеличивается в 1,5-2 раза. Для пропитки используют водный раствор 8-оксихинолята меди. Пропитку осуществляют в машине МПСР-140, приспособленной для гидравлических испытаний и сушки рукавов.

Смотка рукавов.

Скатывание и перекатку рукавов в одинарную или двойную скатки на новую складку необходимо производить периодически (не менее 2х раз в год) для уменьшения локального износа ткани чехла на ребре складки, а также сокращения процесса естественного старения гидроизоляционного слоя в местах перегибов. Для перемотки используют различные типы станков.

Навязка рукавов.

Соединительные головки крепят несколькими способами. Соединительные головки всех типов рукавов вставляют внутрь рукавов, а по наружной их поверхности навязывают проволоку или обжимают стяжными ленточными хомутами.

Существуют разнообразные конструкции станков для навязки соединительных головок проволокой диаметром 1,6-2 мм. Станки данной конструкции позволяют навязывать соединительные головки на пожарные рукава всех видов.

Ремонт рукавов.

Производят при образовании свищей, проколов и небольших разрывов в условиях тушения пожара. Ремонт рукавов выполняют при помощи зажимов для временного устранения течи в местах повреждений. После пожара на рукава ставят заплаты наклеиванием и вулканизацией.

Своевременный и качественный ремонт пожарных рукавов увеличивает срок их службы и способствует надёжной работе.

Схема технологической линии обслуживания пожарных рукавов

1 – ванна отмочки; 2 – рукавомоечная машина; 3 – накопительная катушка; 4 – агрегат для испытания, сушки и талькирования рукавов (АИСТ); 5 – приспособление для смотки рукавов; 6 – приспособление для ремонта рукавов; 7 – станок для навязки рукавов.

3.3. Определение исходных расчетных параметров проектирования ЦРБ.

Исходные данные выбирают из задания на проектирование 1. При этом число пожарных частей, пожарных автомобилей и рукавов боевого расчета на них, а также резервного запаса (по 2 комплекта на каждый ПА ) принимается только к гарнизону ПО города, в котором предполагается внедрение ЦСЭР.

Параметрами проектирования ЦСЭР является число единиц технологического оборудования, устанавливаемого на ЦРБ, число рукавных автомобилей по доставке и обмену рукавов, резервный запас рукавов, численность производственных рабочих и водителей рукавных автомобилей, производственная площадь ЦРБ и место её дислокации на территории гарнизона ПО города.

1. Определяется число агрегатов испытания, сушки и талькирования рукавов (АИСТ):

(3.1.)

где: – численность населения города, тыс. чел.;

– число пожарных частей в городе.

принимаем 5 агрегатов.

2. Число других видов технологического оборудования выбирается согласно данным таблицы 1 приложения 9:

ванна для отмочки ПНР – 2

рукавомоечная машина – 2

накопительная катушка – 2

приспособление для смотки скаток ПНР – 2

станок для навязки соединительных головок – 1

устройство для стыковки – 1

3. Числорукавных автомобилей для доставки и обмена рукавов (АДР) определяется по двум условиям:

а) по интенсивности потока выезда рукавных автомобилей, определяемой из выражения:

(3.2.)

по табл. 2 прил. 9 определяется

по табл. 2 прил. 17 получается

б) по условию , (т.е. рукавный автомобиль должен прибывать к месту вызова на пожар в интервале времени между локализации пожара и ликвидации пожара. Поэтому продолжительность следования рукавного автомобиля должна быть меньше и больше .) Исходя из принятого условия данного неравенства при средней скорости движения рукавного автомобиля, равной 38 км/ч, , равной 24 мин., радиус его выезда (АДР) составляет 12 км.

Отсюда следует, что число рукавных автомобилей, определяемых в зависимости от протяженности территории города и принятого радиуса выезда, будет определяться из выражения:

(3.3.)

по табл. 2 прил. 9 получается

Окончательно требуемое число рукавных автомобилей определяется из условий «а» и «б» по его большему значению, т.е. должно быть не меньше .

Окончательно принимаем

4. Резервный запас рукавов в гарнизоне определяется по формуле:

(3.4.)

где: – максимально требуемое расчетное число рукавов, определяется по табл. 3 прил. 9 в зависимости от численности населения города.

5. Для сравнительной оценки сокращения резервного запаса при внедрении ЦСЭР по сравнению с ДСЭР необходимо определить отношение:

(3.5.)

где, – резервный запас рукавов в гарнизоне при ДСЭР, подсчитываются из условия двойного комплекта на каждый ПА боевого расчета с учетом 100% резервных автомобилей в гарнизоне ПО.

Число рукавов на ПА принимается согласно приложению 1.

Распределение основных ПА (города) по маркам с учетом резерва (100%):

АЦ-40(130) – 40*17=680 шт.

АЦ-40(131) – 40*19=760 шт.

АЦ-40(5557) – 6*17=102 шт.

АНР-40(4331) – 2*17=34 шт.

Итого 1576 шт.

1576*2=3152 – 2 комплекта на 1 ПА.

Вывод: внедрение ЦСЭР уменьшит необходимый запас рукавов в 5,74 раза.

6. Численность производственных рабочих на ЦРБ определяется из выражения:

(3.6)

где: – число рукавов на пожарных автомобилях, находящихся в боевом расчете гарнизона.

принимаю 3 человека.

7. Численность водительского состава на ЦРБ определяется из выражения:

(3.7)

а = 3,5 – если боевой расчет состоит из 3 караулов

а = 4,5 –если боевой расчет состоит из 4 караулов.

Принимаю а=4,5.

3.4. Определение производственных площадей ЦРБ.

Площадь, занятая расчетным числом единиц технологического оборудования на ЦРБ, определяется по формуле:

(3.8.)

где:К – коэффициент плотности размещения оборудования;

Х0 – площадь технологического оборудования;

Численные данные К и Х0 приведены в приложении 10.

Ванная для отмочки рукавов м2

Рукавомоечная машина м2

Агрегат АИСТ м2

Накопительная катушка м2

Станок для смотки рукавов м2

Станок для навязки соединительных головок м2

Верстак для ремонта рукавов м2

Станок заточной м2

Станок шероховальный м2

Станок сверлильный м2

Стеллаж для хранения рукавов м2

Тележка ручная м2

Шкаф инструментальный м2

(3.9.)

где: – суммарная площадь оборудования;

– площадь для размещения одного рукавного автомобиля для доставки и обмена рукавов, 30 м2. Число ПА = 2 шт.

м2

4. Техника безопасности проектируемых объектов

Меры безопасности на электротехническом участке.

Электротехнический (электроремонтный) участок – предназначен для проверки агрегатов и приборов электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на участке (посту) ремонта, испытания их на специальных установках.

Мероприятия, обеспечивающие безопасные условия выполнения работ и пожарную безопасность на электротехническом участке.

Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работы в электроустановках, являются:

а) оформление работы нарядом-допуском (далее нарядом), распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;

б) допуск к работе;

в) надзор во время работы;

г) оформление перерыва в работе, переводов на другое рабочее место, окончания работы.

В электроустановках подстанций и КЛ напряжением выше 1000 В по наряду должны производиться работы:

со снятием напряжения;

без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них;

без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, когда требуется установка временных ограждений;

с применением в РУ механизмов и грузоподъемных машин. Остальные работы вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, могут выполняться по распоряжению, в том числе: работы в комплектных распределительных устройствах (КРУ) и КРУ наружной установки (КРУН), на тележках с оборудованием, выкаченных из шкафов, при условии, что дверцы или шторки шкафов заперты; работы в приводах и агрегатных шкафах коммутационных аппаратов, в устройствах вторичной коммутации, релейной защиты, автоматики, телемеханики и связи.

B электроустановках напряжением до 1000 В работы на сборных шинах РУ, распределительных щитов, сборок, а также на присоединениях перечисленных устройств, по которым на сборные шины может быть подано напряжение, должны выполняться по наряду. На тупиковых присоединениях работы допускается выполнять по распоряжению.

При работе в электроустановках подстанций и на КЛ, на которых напряжение снято со всех токоведущих частей, в том числе с выводов ВЛ и КЛ, при условии, что заперт вход в соседние электроустановки (сборки и шиты напряжением до 1000 В могут оставаться под напряжением), допускается выдавать один наряд для одновременной работы на всех присоединениях.

В РУ до 10 кВ с одиночной системой шин и любым числом секций при выводе в ремонт секции разрешается выдавать один наряд для работы на шинах и на всех или части присоединений этой секции. Допуск на все рабочие места секции может производиться одновременно; разрешается рассредоточение бригады по разным рабочим местам в пределах этой секции.

Запрещается подготовка к включению или опробованию под напряжением любого присоединения секции до полного окончания работ по наряду.

Один наряд для одновременного или поочередного производства работ на разных рабочих местах одного или нескольких присоединений без оформления перевода с одного рабочего места на другое с рассредоточением бригады по разным рабочим местам допускается выдавать в следующих случаях:

при прокладке и перекладке силовых и контрольных кабелей, испытаниях оборудования, проверке устройств защиты, блокировки, автоматики и т.п.;

при ремонте коммутационных аппаратов, когда их приводы находятся в другом помещении;

при ремонте отдельного кабеля в туннеле, коллекторе, колодце, траншее, котловане;

при ремонте отдельного кабеля, выполняемом в двух котлованах или в ЗРУ и находящемся рядом котловане, когда расположение рабочих мест позволяет производителю работ (наблюдающему) осуществлять надзор за бригадой.

При производстве работ все рабочие места должны быть подготовлены до начала допуска. В случае рассредоточения бригады по разным рабочим местам допускается пребывание одного или нескольких членов бригады, имеющих группу по электробезопасности не ниже III, отдельно от производителя работ; членов бригады, которым предстоит находиться отдельно от производителя работ, последний должен привести на их рабочие места и проинструктировать в отношении безопасности работы.

Допускается выдавать оперативно-выездной бригаде один наряд для поочередного производства однотипных эксплуатационных работ на нескольких подстанциях, на одном или нескольких присоединениях каждой подстанции.

К таким работам относятся: протирка изоляции, подтягивание зажимов, отбор проб и доливка масла, переключение ответвлений трансформаторов, проверка устройств релейной защиты, автоматики, измерительных приборов, испытание повышенным напряжением от постороннего источника, проверка изоляторов измерительной штангой и т.п. Срок действия такого наряда – 1 сут.

Допуск на каждую подстанцию и на каждое присоединение оформляется в таблице наряда “Ежедневный допуск к работе и ее окончание”. На подстанциях, где работа выполняется согласно требованиям, допуск может быть выполнен одновременно на все присоединения, но ни одно из них нельзя подготавливать к включению до полного окончания работы на этой подстанции. Каждую из подстанций разрешается включать после полного окончания работ на ней по данному наряду.

Работы на устройствах связи, расположенных в РУ, должны производиться по нарядам, выдаваемым персоналом, обслуживающим РУ. Этот персонал выполняет допуск.

Техника безопасности и производственная санитария.

Техника безопасности и производственная санитария – это система организационных, технических, гигиенических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих, опасных и вредных производственных факторов.

Меры безопасности при проведении ТО и ремонта ПА.

 Техническое обслуживание пожарных машин производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией. При этом должны выполняться следующие основные требования:

а) после установки автомобиля на осмотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку “Двигатель не запускать – работают люди”. Перед въездом или съездом с канавы, эстакады, напольного подъемника необходимо убедиться в отсутствии предметов или людей на пути движения автомобиля. При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке перемены передач, под колеса положить не менее двух упоров (башмаков);

б) запрещается производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных механизмов;

в) при поднятии (вывешивании) одного колеса (оси) рядом с домкратом ставится упор (козел), а под колеса другого моста ставятся башмаки. Перед началом обслуживания на механизме управления подъемником вывешивают табличку:

“Не трогать – под автомобилем работают люди”.

г) запрещается выполнять техническое обслуживание автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов;

д) работа двигателя проверяется при включенном стояночном тормозе и нейтральном положении рычага переключения передач (при этом включается вытяжная вентиляция и используются газоотводы);

е) при техническом обслуживании разрешается пользоваться только исправным и соответствующим своему назначению инструментом,

Запрещается применение рычагов или надставок для увеличения плеча гаечных ключей;

ж) шиномонтажные работы производить только специальным подъемником, в предназначенном для этого месте.

Накачивание смонтированной шины разрешается производить в специальном ограждении или с применением других устройств, предохраняющих выскакивание замочного кольца и разрывы покрышки, что может нанести травму производителю работ;

з) при работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение, освободить рычаг стояночного тормоза, а после их выполнения затянуть стояночный тормоз и вновь включить низшую передачу;

и) запрещается обслуживание трансмиссии при работающем двигателе;

к) на агрегатно-механическом участке для выполнения монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов используют стенды, соответствующие своему назначению. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления надежно заземляют.

Запрещается работать на станках и оборудовании без их заземления;

л) паяльные лампы, электрический и пневматический инструмент выдаются только рабочим, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ним.

Запрещается пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;

м) при снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы.

Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.

Подъемники и домкраты испытываются один раз в 6 месяцев статистической нагрузкой больше предельно допустимой по паспорту на 10% в течение 10 мин. с грузом в верхнем положении. У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%. Все результаты испытаний заносятся в специальный журнал.

Требования к производственным помещениям, оборудованию, инструментам и приспособлениям.

Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 куб. м, а площадь помещений – не менее 4,5 кв. м. Высота производственного помещения должна быть не менее 3,5 м. Помещения и участки для производств с избытками явного тепла (более 20 ккал/куб. м x ч), а также для производств со значительными выделениями вредных газов, паров и пыли следует, как правило, размещать у наружных стен зданий и сооружений. Расположение производственных помещений в подвальных, цокольных этажах и на участках, имеющих недостаточное естественное освещение на постоянных рабочих местах (коэффициент естественной освещенности менее 0,1%), допускается предусматривать при наличии специального обоснования только в случаях, когда это необходимо по технологическим условиям.

Ворота, входные двери и другие проемы в наружных стенах должны быть утеплены и оборудованы устройствами для механизированного закрывания (пружины, пневматические затворы и т.п.), размещаемые с учетом требований безопасности.  Наружные выходы должны оборудоваться тамбурами или воздушно – тепловыми завесами в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Полы производственных помещений и складов должны быть ровными, прочными, нескользкими. 

Материалы, предусмотренные для устройства полов, должны удовлетворять гигиеническим и эксплуатационным требованиям для данного производства. Полы должны быть из материалов с низкой теплопроводностью (бетонные, керамические и др.), на рабочих местах должны устанавливаться деревянные решетки или теплоизолирующие коврики. 

В помещениях, где по условиям работы накапливаются жидкости, полы должны быть непроницаемыми для жидкости, иметь необходимый уклон и каналы для стока. Кроме того, на рабочих местах рекомендуется устанавливать деревянные решетки. Каналы в полах для стока жидкости или прокладки трубопроводов перекрываются сплошными или решетчатыми крышками заподлицо с уровнем пола. Отверстия в полах для пропуска приводных ремней, транспортеров и т.п. должны быть минимальных размеров и ограждены бортами высотой не менее 20 см вне зависимости от наличия общего ограждения. В тех случаях, когда по условиям технологического процесса каналы, желоба и траншеи невозможно закрыть, необходимо их ограждение перилами высотой в 1 м с обшивкой по низу на высоту не менее 150 мм от пола. В помещениях, где применяются агрессивные и вредные вещества, полы должны быть из материалов, устойчивых в отношении химического воздействия этих веществ (метлахская плитка и т.п.). Отделка стен, потолков и поверхностей конструкции помещений, в которых размещены производства, выделяющие вредные или агрессивные вещества (ртуть, свинец, соединения марганца, мышьяк, бензол, кислоты, сернистый газ и др.), должна допускать мокрую уборку. Дверные проемы должны быть без порогов. В производственных помещениях должны быть выделены площади для складирования материалов, заготовок и готовых изделий. 

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Основные тактико-технические данные пожарных автомобилей

п/п

ТИП

Вместимость, л

Vmax

км/ч

Мест бое- вого рас- чёта с води- телем,

Масса в боевой гото- вности,

Q, кг.

Общая длина пожар- ных рука- вов, L,

м.

Мощность

двигателя

(л. с.), Nдв.mах, кВт

Пода-ча на-соса,

л/мин.

Коли- чество выво-зимых КИП

Цис-тер-на

Бак для пенно- обра- зователя

Топ-

лив-

ный

бак

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

АЦ-2(5301)

АЦ-30 (66)

АЦЛ-3(66)

АПП(3302)

АЦ-40(130)

АЦ-40(130)

АЦ-40(131)

АЦ-40(131)

АЦ-40(133ГД) -181

АЦ-40(55570)

АНР-40(4331)

-127А

АНР-45(375)

АА-60(7310) -160.01

АА-40(131)-139

АБ-40(375Н) -Ц50А

АГТ-1(4331)

-207

АЦ-3(130)

-148А

АА-60(543)-160

АГ-20(4333)

-198

ПНС-110(131)

-131

АР-2(43101)

АЛ-30(131)-Л21

АЛ-30(131)-Л22

АЛ-45(257)ПМ

-109

ПКП-30(375)

АТСО-20(375)ПМ-114

АСО-20(4208)-90А

АШ-5(2705)-79Б

АЛ-6(452)-137

ТЦ-20(Т-40АМ) -2165

АГДЗС-12(130)

1500

1600

980

500

1900

2100

2350

2400

2300

5000

4000

4000

12000

2000

4000

3500

11000

100

20

100

150

165

150

150

360

180

180

350

1500

900

150

180

500

800

85

85

90

110

80

90

90

80

80

80

75

85

75

60

80

75

90

60

80

80

80

70

75

75

85

95

95

4

2

9

5

5

7

7

7

7

6

5

5

9

3

4

7

3

2

3

4

8

3

3

3

3

7

5

5

6

10

5930

6120

5860

6955

9100

9600

10895

11500

14970

14200

8310

10000

43200

10800

14925

9270

40472

8000

11000

10425

10300

18230

14840

13200

5780

2740

2845

11000

320

320

400

340

380

380

320

340

340

340

440

600

280

200

120

2040

84,5(115)

84,5(115)

84,5(115)

84,5(115)

110(150)

110(150)

110(150)

110(150)

110(150)

128(175)

110(150)

128(175)

386(525)

110(150)

128(175)

84,5(115)

110(150)

386(525)

110(150)

110(150)

110(150)

110(150)

176(240)

132(180)

129(175)

84,5(115)

(70)

(70)

1800

1800

3000

1800

2400

2400

2400

2400

2400

2400

2400

2400

3600

2400

2400

3600

3

4

4

4

4

4

4

4

6

8

4

9

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Нормы пробега автомобилей, мотоциклов, снегоходов новых моделей, их основных агрегатов, прицепов (полуприцепов) до первого капитального ремонта для целей планирования (1 категория условий эксплуатации).

Типы автомобилей, мотоциклов, снегоходов, прицепов (полуприцепов)

Марки и модели автомобилей, мотоциклов, снегоходов, прицепов (полуприцепов)

Нормы пробега до первого капитального ремонта, тыс. км

Автомобиль,

мотоцикл, снегоход, прицеп, полуприцеп

Дви-

га-тель

Короб-

ка передач

Короб- ка допол- нитель- ная раздаточ- ная

Мост перед- ний

Мост задний (сред- ний) задняя переда-ча мото- цикла

Управле- ние руле- вое, вилка передняя мотоцикла

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Легковые автомобили:

Особо малого класса

Полноприводные особо малого класса

Малого класса

Полноприводные малого класса

Среднего класса

Полноприводные среднего класса

Автобусы:

Особо малого класса

Полноприводные особо малого класса

Малого класса

Полноприводные малого класса

Большого класса

Грузовые автомобили:

Особо малой грузоподъёмности

Малой грузоподъёмности

Средней грузоподъёмности

Большой грузоподъёмности

Высокой проходимости

Прицепы

Полуприцепы

Мотоциклы тяжёлого типа

Одиночки патрульные

С коляской

Снегоходы

ЗАЗ-968М

ЛУАЗ-969М

ВАЗ-2101

ВАЗ-2102

ВАЗ-21011

ВАЗ-2103

ВАЗ-2105

ВАЗ-2107

Москвич-2138

Москвич-2140

ИЖ-2125

ИЖ-21251

Москвич-21406

ВАЗ-2121

ГАЗ-3110

УАЗ-469Б

УАЗ-3151

РАФ-2203

УАЗ-452В

КАВЗ-685

КАВЗ-685Б

КАЗ-672

ПАЗ-3205

ЛАЗ-4202

ЛАЗ-695Н

ЛАЗ-697Н

ЛАЗ-697Н

ЛИАЗ-677

ЛАЗ-699Н

Москвич-2733

Москвич-2734

ИЖ-2715

ИЖ-27151

ЕРАЗ-762Б

УАЗ-451М

УАЗ-451ДН

ГАЗ-52-04

ГАЗ-3302

ГАЗ-3307

ЗИЛ-130

УРАЛ-5557

КАМАЗ-5320

ЗИЛ-4331

МАЗ-516Б

КРАЗ-257Б1

УАЗ-452

УАЗ-452Д

ГАЗ-4208

ГАЗ-66-02

ГАЗ-2705

ГАЗ-66-05

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-131

ЗИЛ-4333

УРАЛ-375П

КРАЗ-255Б

КАМАЗ-43101

ТИП СМЗ-8325

СКБ-8356

СЗАП-8350-071

МАЗ-8926

СКБ-819-8527

ГКБ-9383-010

ГКБ-9383-011

ТМЗ-802-83011

ТИП ОДАЗ-885

КАЗ-717

МАЗ-5245

ГКБ-9370

МАЗ-5205А

ОДАЗ-9925

М-67.9.36

М-67, МТ-10, М-67П

ТИП БУРАН

БАРС

125

100

125

120

125

125

125

100

200

180

270

180

260

240

330

230

-

100

150

180

180

175

200

300

175

300

300

200

200

180

150

150

200

175

100

175

125

255

170

150

100

80

200

150

125

300

180

200

40/30

40/30

5

7

100

100

125

120

125

125

125

100

200

180

150

160

180

180

180

180

200

180

180

200

200

200

100

150

160

160

100

200

200

200

300

250

200

200

160

150

100

150

150

100

160

20/15

20/15

5

7

100

100

125

125

125

125

125

100

300

150

200

160

180

180

180

180

200

160

160

200

200

200

100

150

160

160

175

200

300

175

300

200

200

200

180

150

150

200

175

100

175

20/15

20/15

5

7

-

-

-

-

-

-

-

100

-

100

-

180

-

-

180

180

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

180

180

150

200

175

100

175

-

-

-

-

100

50

100

100

100

100

125

75

200

150

200

180

180

180

180

150

160

160

160

160

210

210

100

120

180

180

140

200

300

175

300

300

200

250

180

150

150

200

175

100

175

-

-

-

-

-

80

125

125

125

125

150

100

300

180

200

180

180

180

180

180

300

250

250

300

300

300

100

180

180

180

175

200

300

175

300

300

200

250

180

150

150

200

175

100

175

20/15

-

-

-

125

100

125

125

125

125

150

100

250

180

180

180

150

150

150

150

200

180

180

200

200

200

100

180

180

180

175

200

300

175

300

300

200

250

180

180

150

200

175

160

175

20/15

20/15

5

7

Примечание: 1. Нормативный пробег до 1-го капитального ремонта указан для автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и их агрегатов выпуска после 1970 г.

2. Для мотоциклов и их агрегатов в числителе указан пробег до 1-го капитального ремонта для новых мотоциклов и агрегатов,

в знаменателе – для прошедших капитальный ремонт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Нормативы трудоемкости капитального ремонта пожарных машин.

Нормативы трудоемкости в целом на одну пожарную машину, чел. ч.

№ п/п

Тип пожарных машин

Марки шасси

Газ-3110, УАЗ-3151, ВАЗ-2107,

УАЗ-469

ГАЗ-4208 ГАЗ-2705, ГАЗ-3302, ГАЗ-66

ЗИЛ-130, ЗИЛ-4331;4333 ПАЗ-3205

КАМАЗ-25320, КАМАЗ-243101, Урал-5557, ЗИЛ-131,

АТС, АТЛ, АТТ (тягачи)

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Автоцистерна

Автонасос

Автолестница

Автомобиль связи и освещения

Автомобиль насосно-рукавный

Автомобиль технической службы

Станция пожарная насосная

Автомобиль воздушно-пенного тушения

Автомобиль аэродромной службы

Автомобиль порошкового тушения

Автомобиль газоводяного тушения

Автомобиль газодымозащитной службы

Автомобиль водозащитной службы

Мастерская ремонтная

Автомобиль рукавный

Автомобиль по доставке рукавов к месту пожара

Автомобиль по обслуживанию рукавов

Автоподъемник коленчатый

Автомобиль-лаборатория

Автомобиль оперативный

Автомобиль штабной

Автомобиль легковой

Машина на базе гусеничного тягача

Автомобиль грузовой

Автобус

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

461

454

443

-

320

-

576

562

-

532

-

-

-

-

-

-

-

-

-

370

-

378

-

-

-

-

461

-

-

357

746

651

674

602

651

670

687

642

-

540

596

658

630

600

610

610

-

649

-

-

-

-

-

386

525

823

-

726

602

-651

677

690

823

825

540

603

-

-

620

625

625

620

660

-

-

-

-

-

396

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1440

-

-

Примечание: капитальный ремонт пожарной машины имеет целью восстановление ее технического состояния в соответствии с техническими условиями на ремонт, сборку и испытание. При капитальном ремонте пожарная машина полностью разбирается, заменяются или ремонтируются все изношенные узлы, агрегаты и детали.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Нормативы трудоемкости среднего ремонта пожарных машин, чел. ч.

№ п/п

Тип пожарных машин

Марки шасси

Газ-3110, УАЗ-3151, ВАЗ-2107,

УАЗ-469

ГАЗ-4208 ГАЗ-2705, ГАЗ-3302, ГАЗ-66

ЗИЛ-130, ЗИЛ-4331;4333 ПАЗ-3205

КАМАЗ-25320, КАМАЗ-243101, Урал-5557, ЗИЛ-131,

АТС, АТЛ, АТТ (тягачи)

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Автоцистерна

Автонасос

Автолестница

Автомобиль связи и освещения

Автомобиль насосно-рукавный

Автомобиль технической службы

Станция пожарная насосная

Автомобиль воздушно-пенного тушения

Автомобиль аэродромной службы

Автомобиль порошкового тушения

Автомобиль газоводяного тушения

Автомобиль газодымозащитной службы

Автомобиль водозащитной службы

Мастерская ремонтная

Автомобиль рукавный

Автомобиль по доставке рукавов к месту пожара

Автомобиль по обслуживанию рукавов

Автоподъемник коленчатый

Автомобиль-лаборатория

Автомобиль оперативный

Автомобиль штабной

Автомобиль легковой

Машина на базе гусеничного тягача

Автомобиль грузовой

Автобус

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

180

175

180

170

-

175

-

387

328

390

374

-

-

-

-

-

-

320

-

294

-

-

-

-

-

-

-

-

-

280

313

437

385

423

421

385

465

460

439

-

435

376

370

380

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

300

325

450

-

477

-

452

475

478

452

455

455

446

457

-

313

276

376

350

427

-

-

-

-

-

320

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

570

-

-

Примечание: При среднем ремонте производится замена двигателя, который требует капитального ремонта, углубленный контроль технического состояния машины с устранением выявленных при этом неисправностей, окраска и выполнение других работ, обеспечивающих восстановления эксплуатационных качеств пожарной машины.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Нормативы трудоемкости текущего ремонта пожарных машин, чел. ч.

№ п/п

Тип пожарных машин

Марки шасси

Газ-3110, УАЗ-3151, ВАЗ-2107,

УАЗ-469

ГАЗ-4208 ГАЗ-2705, ГАЗ-3302, ГАЗ-66

ЗИЛ-130, ЗИЛ-4331;4333 ПАЗ-3205

КАМАЗ-25320, КАМАЗ-243101, Урал-5557, ЗИЛ-131,

АТС, АТЛ, АТТ (тягачи)

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Автоцистерна

Автонасос

Автолестница

Автомобиль связи и освещения

Автомобиль насосно-рукавный

Автомобиль технической службы

Станция пожарная насосная

Автомобиль воздушно-пенного тушения

Автомобиль аэродромной службы

Автомобиль порошкового тушения

Автомобиль газоводяного тушения

Автомобиль газодымозащитной службы

Автомобиль водозащитной службы

Мастерская ремонтная

Автомобиль рукавный

Автомобиль по доставке рукавов к месту пожара

Автомобиль по обслуживанию рукавов

Автоподъемник коленчатый

Автомобиль-лаборатория

Автомобиль оперативный

Автомобиль штабной

Автомобиль легковой

Машина на базе гусеничного тягача

Автомобиль грузовой

Автобус

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

4,3

5

4,3

-

4,5

-

15,9

11,4

14,8

-

-

-

-

-

-

-

12,2

-

17,0

-

-

-

-

-

-

-

5

-

5,9

17,0

17,9

13,2

12,8

16,2

13,2

19,2

21,0

18,5

-

17,5

16,0

15,0

22,6

19,0

12,3

12,6

-

-

-

-

-

-

-

7,6

20,0

18,4

17,8

13,3

19,7

18.6

19,9

21,5

19,3

19,0

17,6

16,5

18,9

-

21,1

13,9

13,0

21,0

14,6

-

-

-

-

-

8,0

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

378

-

-

Примечание: 1. Текущий ремонт заключается в устранении неисправностей, выполнении регулировочных, крепежных и др. операций, восстанавливающих работоспособность пожарной машины. При текущем ремонте допускается замена отдельных агрегатов, в том числе одного основного.

2. Нормативы трудоемкости текущего ремонта пожарных машин даны на 1000 км приведенного пробега

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Нормативы трудоемкости технического обслуживания №2 пожарных машин,

нормативы трудоемкости в целом на одну пожарную машину, чел. ч.

№ п/п

Тип пожарных машин

Марки шасси

Газ-3110, УАЗ-3151, ВАЗ-2107,

УАЗ-469

ГАЗ-4208 ГАЗ-2705, 3302,3307 ГАЗ-66

ЗИЛ-130, 5301-4331;4333 ПАЗ-3205

КАМАЗ-5320, 43101, Урал-5557, ЗИЛ-131,

АТС, АТЛ, АТТ (тягачи)

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Автоцистерна

Автонасос

Автолестница

Автомобиль связи и освещения

Автомобиль насосно-рукавный

Автомобиль технической службы

Станция пожарная насосная

Автомобиль воздушно-пенного тушения

Автомобиль аэродромной службы

Автомобиль порошкового тушения

Автомобиль газоводяного тушения

Автомобиль газодымозащитной службы

Автомобиль водозащитной службы

Мастерская ремонтная

Автомобиль рукавный

Автомобиль по доставке рукавов к месту пожара

Автомобиль по обслуживанию рукавов

Автоподъемник коленчатый

Автомобиль-лаборатория

Автомобиль оперативный

Автомобиль штабной, автобус

Автомобиль легковой

Машина на базе гусеничного тягача

Автомобиль грузовой

Автомобиль первой помощи

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

33

32

33

30

-

-

-

55

55

70

55

-

-

-

-

-

55

-

-

-

-

-

-

-

-

33

-

-

50

55

69

69

101

69

69

82

-

90

-

90

128

69

69

67

67

67

-

-

-

-

40

44

-

59

73

-

107

-

85

87

107

73

90

133

-

-

69

69

69

69

102

-

-

-

-

-

63

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

102

-

-

Примечание: 1. Объем работ по техническому обслуживанию №2 пожарных машин определяется наставлением по эксплуатации пожарной техники.

2. Нормативы трудоемкости не предусматривают время на обязательные работы, выполняемые водителем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Нормативы трудоемкости капитального ремонта

по агрегатам пожарных машин, чел. ч.

Наименование агрегата

Марка шасси или пожарного насоса

ГАЗ-3110

УАЗ-3151

ГАЗ-66,2705, 3302, 4208

ЗИЛ-130,131

ПАЗ-3205

КТН-50Х

SERXН-50

ЗИЛ-5301,4331,

Урал-5557

КамАЗ-43101,

ПН-40У

Двигатель

Коробка отбора мощности

Пожарный насос,мотопомпа

73,9

3,8

20

78,22

7,0

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

НОРМЫ

(для планирования)

среднего расхода жидкого топлива для основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей, мотоциклов, мотопомп и пожарных катеров, находящихся на вооружении подразделений противопожарной службы.

№ п/п

Тип машины

Единица измерения

Среднегодовой расход жидкого топлива на одну штатную единицу

1

2

3

4

5

6

Основные пожарные автомобили всех марок (автонасосы, насосно-рукавные и автоцистерны)

Основные и специальные пожарные автомобили всех марок (аэродромные, воздушно-пенного, порошкового, углекислотного, комбинированного и газоводяного тушения, автолестницы, автоподъемники, автомобили связи и освещения, технические, газодымозащитной и водозащитной службы, рукавные, насосные станции и автомобили технической службы, связи и освещения)

Вспомогательные пожарные автомобили всех марок:

а) грузовые

б) легковые

в) автобусы

Мотоциклы всех марок

Пожарные катера всех марок

Мотопомпы всех марок

кг

кг

кг

кг

кг

кг

кг

кг

2000

1500

40000

3500

3000

600

2000

300

Примечание:

Для основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей, мотоциклов, мотопомп, пожарных катеров нормы расхода масла для двигателей, а также трансмиссионных и консистентных смазок на каждые 100 кг расхода автомобилями жидкого топлива (по норме) установлены в следующем размере:

а) масло для двигателей автомобилей с карбюраторными двигателями, л ……….3,5

б) масло для двигателей автомобилей с дизельными двигателями, л ……………..4,0

в) трансмиссионное масло для автомобилей с одной ведущей осью, л ……………0,8

г) трансмиссионное масло для автомобилей с несколькими ведущими осями, л…1,5

д) консистентная смазка, л ……………………………………………………………0,6

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Таблица 1

Расчетное число технологического оборудования ЛОПР

Технологическое оборудование ЛОПР

Рукавомоечная машина

Приспособление смотки скаток ПНР

Ванна отмочки ПНР

Накопительная катушка

Станок для навязки соединительных головок

Устройство для стыковки ПНР

1 на 4 АИСТа

1 на 4 АИСТа

1 на 4 АИСТа

1 на 3 АИСТа

1 на 40000 м ПНР

1 на 80000

м ПНР

Зависимость расчетного числа Nадр рукавных автомобилей от величины

Таблица 2

Интенсивность потоков выездов

До 0,4

0,4-2,8

2,8-7,6

7,6-14,8

14,8

Число рукавных автомобилей

1

2

3

4

5

Зависимость требуемого расчетного числа рукавов, используемых на пожарах, от численности населения города.

Таблица 3

Численность населения города, тыс. чел.

До 50

50-100

100-250

250-500

500-1000

1000-2000

2000-3000

3000-4000

4000-5000

Требуемое расчетное число рукавов, штук

50

100

150

200

250

300

350

400

450

Численность населения города, тыс. чел.

5000-6000

6000-7000

7000-8000

Требуемое расчетное число рукавов, штук

500

550

600

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Численные значения коэффициентов Х0 и К для рукавных баз

Наименование оборудования

Х0

К

Примечания

Ванная для отмочки рукавов

Рукавомоечная машина

Агрегат АИСТ

Накопительная катушка

Станок для смотки рукавов

Станок для навязки соединительных головок

Верстак для ремонта рукавов

Станок заточной

Станок шероховальный

Станок сверлильный

Стеллаж для хранения рукавов

Тележка ручная

Шкаф инструментальный

3…22

2

6

2

2

2

10

1

1

1

1 м3 на 7 рукавов

2

2…8

2…4

4

4

4

4

4

3

3

3

3

2

2

Ширина не более 1,5 м

Число машин по расчету

Число АИСТов по расчету

По расчету

По расчету

По расчету

Ширина не более 1,2 м

По расчету

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

планировка основной зоны производственного корпуса

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Планировка центральной рукавной базы: 1 – шкаф сушильный; 2 – ванна отмочки;

3 – рукавомоечная машина; 4 – шпулька; 5 – барабан (лист); 6 – намоточная машина;

7 – приямок; 9 – тележка; 10 – вакуум-насос; 11 – стенд;

12 – стеллаж.

Литература.

Основная:

А.Г. Иванов Учебник водителя пожарного автомобиля.

Санкт-Петербург, 2007 г.,

Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов. Москва 2008 г.

Приказ МЧС России № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны». Москва 05.04. 2011 г.

Приказ МЧС России № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны». Москва 31.03. 2011 г.

Дополнительная:

Приказ №34 МВД России «Об утверждении наставления по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России». Москва 1996.

Приказ №14 МВД СССР от 14.01.87 г. «ОБ утверждении положения о пожарных отрядах (частях) ТС пожарной охраны».

Н.Ф. Бубырь «Машины и аппараты пожаротушения» Москва: ВИПТШ МВД СССР, 1972 г.

М.Д. Безбородько «Пожарная техника», Москва, ВИПТШ МВД СССР, 1989 г.

Руководство по планированию, учету и анализу производственной деятельности пожарного отряда (части) ТС, Москва, ВНИИПО МВД СССР, 1979 г.

Правила пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта общего пользования. РСФСР – Москва, МИИАТ, 1984 г.

Ю.И. Аболенцев «Экономика противопожарной зашиты», Москва ВИПТШ МВД СССР, 1985 г.



Страницы: 1 | 2 | 3 | ... | | Весь текст