Лексическая тема «Весна»

1)Подготовьте с ребёнком ответы на вопросы:

-Какое время года наступило? Что изменилось в природе?

2)Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением ранней весны

3)Выучите с ребёнком приметы ранней весны.

Приметы весны:

1). Солнышко ярко светит и начинает пригревать.

2). Тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки.

3). На крышах появились сосульки.

4). Дни становятся длиннее, а ночи – короче.

5). Весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелётные птицы.

6). Люди сняли тёплую зимнюю одежду.

4)Выучите с ребёнком стихотворение. Следите за тем, чтобы он правильно произносил все звуки, говорил чётко и выразительно.

К нам весна шагает Чёрные проталины

Быстрыми шагами, На полях видны.

И сугробы тают Видно очень тёплые

Под её ногами. Ноги у весны.

5)Прочитайте и обсудите с ребёнком сказку «Снегурочка»

Лексическая тема «Весна»

1)Упражнение «Назови какое( какая)»

Солнышко (какое?)- яркое, весеннее, теплое, ласковое, блестящее, большое…

травка (какая?) — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная

2)Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»

Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует … ;

Также подобрать слова- действия к словам: солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья

3)Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»

Лужа — лужица, ручей — ручеек, льдина — льдинка,

гнездо _________________, почка______________

лист___________________, трава _______________

солнце ________________, луч _________________

пень __________________, огород ______________

облако ________________, дерево _______________

4)Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много»

Месяц — много месяцев, лужа — много луж,

Ручей___________________, льдина ____________________

птица ___________________, гнездо ___________________

почка ___________________, листья ____________________

трава ____________________,подснежник _______________

поле ____________________,сад ______________________

грядка __________________,луч ______________________

сосулька ________________,дерево ___________________

Лексическая тема « Весна»

1)Упражнение «Посчитай»

Один ручей — два ручья — пять ручьев,

одна сосулька — две сосульки — пять сосулек,

Так же со словами: лужа, луч, дерево, птица, куст, цветок

Записать полученные словосочетания.

2)Упражнение «Скажи со словом «весенний»

День (какой?)- весенний

Погода (какая?)- весенняя

Настроение (какое?)- весеннее

Так же со словами: дождь, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.

4)Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много»

Месяц — много месяцев, лужа — много луж,

Ручей___________________, льдина ____________________

птица ___________________, гнездо ___________________

почка ___________________, листья ____________________

трава ____________________,подснежник _______________

поле ____________________,сад ______________________

грядка __________________,луч ______________________

сосулька ________________,дерево ___________________

3)Пересказ рассказа «Весна»

Наступила весна. Дни стали длиннее, а ночи короче. Солнце светит и греет

все сильнее, поэтому тает снег и на улице становится теплее. По дорогам

побежали весенние ручейки. На крышах домов выросли длинные сосульки,

которые днем тают, капают капли воды- это называется капель.

Скоро снег растает и на земле появится первая травка, а на деревьях-

первые листочки.

Просыпаются после долгой зимы дикие животные и насекомые.

Скоро из теплых краев вернутся перелетные птицы. Первыми прилетают

Грачи, за ними- скворцы. Все рады весне.

4) Пересказ рассказа «Птицы весной»

Наступила весна. Стало тепло. Светит яркое солнышко. Небо высокое и светлое. На деревьях появились молодые, зелёные листочки. В траве распустились жёлтые одуванчики. Зацвели яблони в саду. Прилетели перелётные птицы. На берёзе – гнездо с грачатами. Грачиха принесла им червяка. В огороде грачи роются в земле, ищут червей. На ветке берёзы сидит скворец. Он поёт песенку. Скворчиха несёт в клюве пёрышко. Она устраивает в скворечнике гнездо. Высоко в небе летят ласточки. Они тоже будут строить гнёзда.

Лексическая тема: «Весна. Приметы весны. Животные и растения весной. Труд взрослых»

1. Какое время года наступило? (наступила весна). Какие весенние месяцы ты знаешь? Назови текущий. (март, апрель, май). Расскажи, какие изменения в природе произошли весной (приметы весны – чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются проталины, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака, из теплых стран возвращаются птицы, животные просыпаются от зимней спячки, меняют свои шубки, готовятся к появлению детенышей. Скоро на деревьях набухнут почки, на земле появятся первые весенние цветы – подснежники и мать – и мачеха, зазеленеет травка)

2. Расскажи, чем занимаются люди весной на полях, в садах и огородах. Какие инструменты люди используют для работы в садах и огородах? (копают землю, готовят грядки для посадки растений, удобряют почву, пересаживают рассаду, сажают цветы и деревья, белят стволы деревьев, защищая их от насекомых, на полях готовятся к севу пшеницы и т.д. инструменты: лопата, грабли, лейка, пила, кисть)

3. «Назови ласково»: сад – садик, огород – ………, грядка – ……, яблоня – ……, солнце – ……., ручей – ………, лужа – ……., дерево – ………., проталина – ……..

4. Скажи наоборот: тепло – холодно, сыро – …… (сухо), грязно – ………, пасмурно – ………, светло – ……., день – …….., утро – ………., дождливо – …….

5. Подобрать как можно больше слов:

• ВЕСЕННИЙ – день, дождь, гром, цветок и т.д.

• ВЕСЕННЯЯ – капель, гроза,………….

• ВЕСЕННИЕ – цветы, дни, …….

6. Исправь предложения:

• СОЛНЦЕ СВЕТИТ, ПОТОМУ ЧТО СТАЛО ТЕПЛО.

7. Вспомни и назови, кто у кого детеныш и птенец:

У медведицы – ……….. у барсучихи – ………..

У лисицы – ……………. У волчицы – …………..

У зайчихи – …………… У ежихи – …………….

У скворчихи – ………….. У сороки – ……………

У грачихи – ……………..