ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Личностно-ориентированная технология – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная технология:

Задачи

Формы организации

1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушаю детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» – общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;

- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям;

- знакомя детей друг с другом, называю их имена, ласково поглаживаю рукой ребенка руку сверстника, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

- привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

Работая длительное время с детьми, я взяла за правило:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- мой голос не доминирует над голосами детей;

- приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы;

- служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

Воспитательно- образовательного процесс я выстраиваю таким образом, что :

- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;

- организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

- обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;

- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;

- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;

- увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;

- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;

- организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:

- предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров

по игре;

- время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела

(обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркале с

соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на

карманчиках);

- обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;

- поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях,

участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах,

переживаниях и т.д.);

- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его

личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у

малыша неуверенности в своих силах;

- не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным

дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;

- после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

Формируя положительное отношение к сверстникам:

- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

- привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю

проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;

- поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю

условия для их принятия сверстниками;

- организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия,

учитывать желания друг друга;

- чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам

взаимодействия.

Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:

- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;

- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном воспроизведении;

-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;

- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как

смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных

переживаний;

- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:

во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное

время;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности

обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно

и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;

– откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае

невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.

Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к

его личности;

- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства

для исправления ошибок;

-отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю

внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не

не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными

(говорю: «Так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера». «Ты

поступил плохо», но не говорю: – «Ты плохой мальчик»;

- намеренно создаю ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;

- не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным

методам, которые обижают, пугают или унижают детей.

Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:

- создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;

- обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;

- побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;

- в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.

Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Воспитатель Комкина Л.В.