Группа детей раннего возраста.

Список литературы для детей от года до 2 лет.

Художественная литература.

Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек, действий. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.

Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.

Для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки.

«Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок…»,

«Большие ноги…», «Водичка, водичка…»,

«Баю-бай, баю-бай…», «Пошел кот под мосток…»

«Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота…».

Русские народные сказки.

“Золотое яичко“(«Курочка Ряба»)«Репка» (обр. К. Ушинского);

«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Произведения поэтов и писателей России:

Поэзия.

3. Александрова. «Прятки»;

А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);

В. Берестов. «Курица с цыплятами»;

В. Жуковский. «Птичка»;

Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;

С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);

И. Токмакова. «Баиньки».

Проза.

Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);

Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;

В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);

К. Чуковский. «Цыпленок».

Первая младшая группа.

Список литературы для детей от 2 до 3 лет.

Художественная литература.

Неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста.

Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп»).

Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.

Для чтения детям

Русский фольклор Песенки, потешки, заклички.

«Наша Маша маленька…»; «Наши уточки с утра…»;

«Пошел котик на Торжок…»; «Чики, чики, кички…»;

«Солнышко, ведрышко…»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор…»;

«Огуречик, огуречик!..»; «Заяц Егорка…»;

«Бежала лесочком лиса с кузовочком…».

Русские народные сказки.

«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;

«Теремок»«Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;

«Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского;

«Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева;

«Горкой, горкой, горушкой», белорус, обр. Л. Елисеевой;

«Ой ты, заюшка-пострел…», «Ты, собачка, не лай…», молд., пер. И. Токмаковой.

Произведения поэтов и писателей разных стран.

Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;

П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;

С. Капутикян. «Маша обедает», «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане…»);

М. Лермонтов. «Спи, младенец…» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);

3. Александрова. «Прятки»;

А. Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»;

В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»;

А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»;

Б. Заходер. «Ежик»;

Г. Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»;

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;

Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Шкулева. «Лисий хвостик…», «Надувала кошка шар…»;

Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;

Г. Сапгир. «Кошка»;

К. Чуковский. «Путаница», «Федотка».

Проза. Л. Толстой. «Три медведя», «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»;

В. Бианки. «Лис и мышонок»;

Н. Павлова. «Земляничка»;

В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».

Вторая младшая группа.

Список литературы для детей от 3 до 4 лет.

Художественная литература

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.

Для чтения детям

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички.

«Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…»,

«Травка-муравка…», «Сидит белка на тележке…»,

«Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще…»,

«Заинька, попляши…», «Чики-чики-чикалочки…»,

«Ночь пришла…», «Сорока, сорока…»,

«Еду-еду к бабе, к деду…», «Радуга-дуга…»,

«Божья коровка…», «На улице три курицы…»,

«Тили-бом! Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень…»,

«Курочка-рябушечка…», «Кисонька-мурысенька…»,

«Жили у бабуси…», «Заря-заряница».

Русские народные сказки.

«Колобок», обр. К. Ушинского;

«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

«Теремок», обр. Е. Чарушина;

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

«Гуси-лебеди»,обр. Булатова;

«Бычок —черный бочок, белые копытца»,

«Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;

«Лиса и Заяц», обр. В. Даля;

«У страха глаза велики», обр. М. Серовой. 

 Фольклор народов мира

Песенки.

«Маленькие феи», «Вопрос и ответ», «Кораблик», «Храбрецы», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот?», латыш., пер. С. Маршака; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», чеш., пер. С. Маршака;

«Две фасольки, три боба», лит., пер. Е. Юдина;

«Танцуй, моя кукла», норв., пер. Ю. Вронского; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера;

«Купите лук…», шотл., пер. И. Токмаковой.

Сказки.

«Пых», белорус, обр. Н. Мялика;

«Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой;

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;

«Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

«Свинья и Коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с пор-туг. Ю. Чубкова;

«У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;

«Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;

«Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;

«Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни; «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.   

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Балтвилкс. «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука;

А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина,

А. Босев «Трое», пер. с болг. В. Викторова,

«Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;

Г. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;

П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;

Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;

С. Капутикян. «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет»,пер. с арм. Т. Спендиаровой;

М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой;

Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова;

А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой.

Проза.

О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;

Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина;

Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской;

А. Каралийчев. «Маленький утенок», пер. с болг. М. Качауновой;

Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;

О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с рум. М. Олсуфьева,

«Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой;

Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой;

К. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чеш. Г. Лукина;

Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

К. Бальмонт. «Комарики-макарики»;

А. Блок. «Зайчик»;

С. Городецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»;

А. Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»);

И. Косяков. «Все она»;

А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась…»(из новогреческих песен);

Л. Модзалевский. «Мотылек»;

Проза.

В. Даль. «Ворона»;

Д. Мамин-Сибиряк. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго Зайца —Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;

Л. Толстой. «Птица свила гнездо…», «Таня знала буквы..»,«У Вари был чиж…», «Пришла весна…»;

К. Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей»«Уточки», «Ветер и Солнце».

Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»;

Г. Балл. «Новичок на прогулке», «Желтячок»;

В. Бианки«Купание медвежат», «Мишка-башка»;

Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»);

Ю. Дмитриев. «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает»;

Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»);

М. Зощенко. «Умная птичка»;

Н. Носов. «Ступеньки»;

Л. Петрушевская. «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр и магазин»;

Е. Пермяк. «Как Маша стала большой»;

М. Пришвин. «Дятел», «Листопад»;

С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о грубом слове „уходи”, «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);

Н. Романова. «Умная ворона»;

В. Сутеев. «Три котенка»;

А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки»;

Д. Хармс. «Храбрый еж»;

Г. Цыферов. «Про чудака лягушон¬ка» (сказка первая, сказка третья), «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);

Е. Чарушин«Утка с утятами», «Медведица и медвежата» (из цикла «Большие и маленькие»);

К. Чуковский. «Так и не так».

А. Плещеев. «Осень наступила.., «Сельская песня»,«Весна» (в сокр.);

А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц…», «Ветер, ветер!..» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);

А. К. Толстой. «Колокольчики мои…» (отрывок);

С. Черный. «Концерт», «Теленок сосет», «Приставалка»,«Про Катюшу».

3. Александрова. «Кролики», «Купанье»;

А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;

В. Берестов«Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»;

Г. Галина. «Гном и белка», «Песня мышек»;

Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;

Б. Заходер. «Строители», «Шофер», «Портниха»;

В. Катаев. «Ежик»;

А. Крестинский, Н. Полякова. «Заколдованная девочка»;

А. Кушнер. «Кто разбил большую вазу?»;

С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок»,«Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»;

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница —то слон, то львица»;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019