Цель: Систематизировать знания детей о берёзе, как символе земли русской.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о берёзе – символе России; расширить представления об образе берёзы в поэзии, музыке, искусстве, устном народном творчестве;

- познакомить детей с традициями русского праздника Троицы;

- формировать эмоциональные восприятие образа русской берёзки средствами разного вида искусства;

- активизировать и пополнять словарный запас;

- учить детей навыкам выразительного рассказывания стихотворений.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес,

-создавать благоприятный эмоциональный фон с использованием музыкальных произведений, формировать умение выразительно исполнять музыкальные и танцевальные номера на сцене.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу, воспитывать чувство любви к березке и бережное к ней отношение.

Интеграция образовательных областей:

1.Социализация.2. Познание.3. Коммуникация.4. Художественное творчество.5. Чтение художественной литературы.6. Музыка.7. Знакомство с искусством.

Оборудование:

- Березка

-Аудиозапись «Берёзовый лист».

-Фонограмма записи стихотворения «Белая берёза».

-Русская мелодию « Во поле береза стояла»,

- Видеозапись песни «Берёзы» в исполнении группы «Любэ»,

- Ленточки разноцветные.

Предварительная работа:

Знакомство с берёзой.2. Экскурсия в парк.3. Хоровод «Берёзка».4. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.5. Изготовление костюма березки и русских народных.8. Презентация «Берёза».9. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.

Ход НОД:

«Берёзовый лист»Ребята смотрят видеосюжет о берёзовой роще.

Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг? Где мы с вами оказались? А как называется лес, где растут одни берёзы?

Предположительные ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы находимся в березовой роще. Посмотрите, как красиво вокруг! (Дети рассматривают с воспитателем фотографии).

Слайд 1

Валя читает стихотворение

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её заречную.

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую.

То грустную, плакучую.

Слайд № 2

Мы с вами сегодня вспомним о берёзе, а может что – то и узнаете нового. Открываем наш журнал.

Слайд 3 «Напоминание о Родине»

-Березку можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (берёзовая роща).

- Берёза – это очень красивое и необычное дерево. А чем оно необычно? (белый ствол с чёрными пятнами).

- Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной. Разве это не чудо? Стройную, кудрявую, белоствольную красавицу сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.

Не дерева милее и роднее, потому что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человека.

- Берёза – красавица русских полей. Символ земли русской.

Слайд 4

Даниил Могуч.

Слад 5

Песня о Родине

Слайд 6

Слайд 7 «Берёзы на войне»

Много могли бы рассказать о войне берёзы.  В истории нашей родины немало трагических страниц: Русь защищалась от многочисленных завоевателей из Европы. Одержали победу над фашистской Германии в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная берёза  давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую берёзу.  

Денис читает стихотворение

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре,

Студеный сок бежал, как слезы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

И рано – раненько весною.

Берёза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

«Родную русскую берёзу 

В обиду больше не дадим.

Слайд 8

«Картинная галерея»

Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее. Многие художники на своих полотнах запечатлели образ берёзы. Вот только некоторые из них. (Демонстрация репродукций).

Слайд 9

Картина И. Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени прославляющую родную природу.

И. Грабарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них.

Слайд 10 «Берёза в поэзии»

Воспитатель:

Художники и поэты воспевают (передают) красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы красками на бумаге. Картин мы можем увидеть глазами. А поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку…

Слайд 11

Монтаж детей

Берёза – лебедь белая,Рядком с тобой стою,Тебе, моя несмелая,Я песенку спою.Ребёнок:Зелёная, раздольная,Ты гибче камыша,Березка белоствольнаяНу, всем ты хороша!Ребёнок:У красы берёзкиПлатье серебрится,У красы берёзкиЗелены косицы.Вместе:Защитить берёзкуМы бежим гурьбою,Чтоб краса берёзкаВыросла большою.Слайд 13

Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?

Запись

Стихотворение С. Есенина

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Дети:

Зимой.

Слайд 14

Ребёнок:

Улыбнулись сонные берёзки,Растрепали шёлковые косы,Шелестят зелёные серёжки,И горят серебряные росы.(С. Есенин)

Дети:

Летом.

Ребёнок:

Стало вдруг светлее вдвое,Двор как в солнечных лучахЭто платье золотоеУ берёзы на плечах.(Е. Трутнева)

Дети:

Осенью.

А сейчас какое время года?

Слайд 15

Слайд 16 « Из истории»

На Троицу заготавливали различную зелень. Ветки  берёзы. Из нее плели

венки и носили на праздник. Троицкая зелень – очень действенный оберег от злых сил. Ее бросали в огород, надевали на рога коровам (чтобы молока

больше давали), затыкали ею все хозяйственные постройки. Молодые

березовые деревца сажали в огородах (по краям) и под окнами дома. По окончании праздника часть зелени уничтожалась: ее сжигали или сплавляли по воде, а другая часть оставалась до следующего праздника.

На Троицу были распространены хороводные гуляния.

На берёзу  надевали платье, заплетали из тонких плакучих ветвей косы, украшали лентами и водили вокруг деревца хороводы. При “развивании” берёз  венки надевали

на голову и шли всей гурьбой к водоему (реке или озеру), бросали их в воду

и гадали. Неутонувшие венки предвещали долгую жизнь.

Хороводные развлечения продолжались на улицах селений под звуки рожков.

Хоровод «Во поле берёза стояла»

Согласно легенде на берёзе люди могли завязать лоскуток ткани и загадать желание. Что в конце занятия   я и предлагаю сделать.

В шкатулке находятся ленты разной цветовой гаммы (желтые, синие, зеленые, красные, черные). Выберите ленту того цвета, который отражает ваше настроение на данный момент времени и завяжите на дерево и загадайте желание – оно, у вас обязательно сбудется.

Слайд 17

Слайд 18

Игра «Волшебная веточка»

Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно

рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.

Дети:

Берёза – символ России.У Берёза – белый, стройный ствол.У берёзы тонкие и гибкие ветви.В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.Берёза может лечить людей.Берёза даёт берёзовый сок.О берёзе пишут стихи и песни, картины.В народе берёзу называют « берегиня».Нужно бережно относиться к природе.

Берёза лечит людей.

Берёза – символ России, а какое же гуляние без русской пляски. Свободная пляска.