МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЕТСКИЙ САД №6 «СОЛНЫШКО» п ВЕРБИЛКИ

Логопедический досуг с элементами словарного игротренинга

«В зимнем лесу»

2012 г.

Образовательные цели:

обобщение и систематизация представлений о зиме;

актуализация и активизация словаря по теме «Зима»

совершенствование навыка рассматривания картины

совершенствование навыка пересказа с помощью мнемотаблицы

Развивающие цели:

развитие связной речи

речевого слуха

зрительного, слухового, тактильного восприятия

творческого воображения

моторики

мышления

Воспитательные цели:

воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине

воспитание эстетического вкуса

развитие эстетического восприятия, способности воспринимать и оценивать прекрасное в через музыку, живопись, поэзию

самостоятельности

творческого воображения

Предварительная работа: беседа о времени года зиме, о зимних месяцах; лексико-грамматические игры по теме «Зима»; заучивание стихотворений русских поэтов о зиме, пословиц о зимних месяцах, прочтение русской народной сказки «Снегурочка».

Оборудование: CD с записью вьюги и шума ветра, музыки из мультфильма «Снеговик-почтовик», Вивальди «Зима» 2 часть, CD проигрыватель, фигурки героев сказки «Какая бывает зима» (снегирь, обезьянка, пингвин, медведь) из картона, корзина, контейнер со снегом и льдом, костюм снеговика, бумажные салфетки, бумажные снежинки на карандашах, массажный мяч белого цвета, снежинки для украшения елочки, елочка, репродукция картины Васнецова «Снегурочка», мольберт, предметные картинки с изображениями деревьев.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед приглашает детей в музыкальный зал, где звучит СD с записью вьюги и шума ветра. Дети здороваются с гостями, проходят к стульчикам и садятся.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Скажите, какие звуки вы услышали, когда вошли в зал?

Дети. Шум ветра, вой вьюги.

Логопед. Какая вьюга?

Дети. Вьюга холодная, колючая, злая.

Логопед. Какой ветер?

Дети. Ветер зимний, студеный, злой.

Логопед. Отгадайте загадку и узнаете тему нашего занятия:

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

Она художница прилежная,

Развесит кружева из инея,

Такая сказочно красивая.

Дети. Это зима.

Логопед. Верно, ребята. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах.

Мы живем на планете Земля, в разных уголках нашей планеты зима выглядит по-разному.

Инсценирование сказки «Какая бывает зима?»

Логопед. Ребята, какая бывает зима?

Дети. Зима лютая, вьюжная, холодная, снежная и т.д.

Логопед. А вот как на этот вопрос отвечают мартышка, пингвин, птичка, медведь и мальчик.

– Спросили однажды у мартышки:

Какая бывает зима?

– А что это такое? – удивилась мартышка.

– Ребята, почему мартышка так ответила?

– Правильно, это южное животное, там, где она обитает, не бывает зимы.

– Тогда спросили у пингвина:

– Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?

– Зима бывает очень долгая,– сказал пингвин. – Она у меня на Родине длится целый год.

– Почему же для пингвина зима длится целый год? (потому что пингвин – животное Севера)

Затем спросили у Красногрудого Снегиря:

– А по-твоему, какая бывает зима?

– Зима бывает трудная, – пропищал в ответ Снегирь.– Хорошо, если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А, если забудут, то где их найдешь?

– Подумайте, дети, какую помощь мы можем оказать птичкам зимой?

Спросили тогда у Медведя:

– А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?

– А чего про нее говорить-то, – пробурчал Медведь.– Ведь зима бывает короткая – тянется всего одну ночь! Заснешь в берлоге зимой, а проснешься, уже – весна.

– Почему Медведь не замечает зиму?

– Он впадает в спячку в своей берлоге и спит всю зиму.

Еще спросили у Мальчишки:

Логопед подходит к мальчику, берет его за руку, ставит перед собой.

– Скажи ты, какая бывает зима?

– Зима бывает веселая! Зимой все катаются на санках, на коньках, лыжах! А еще играют в снежки! Вот какая бывает зима!

Логопед. Ребята, так давайте веселиться и лепить снеговика! (дети встают в круг).

Физминутка «Снеговик»:

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Он смеется до ушей, –

Веселит он малышей.

«Лепят» руками

Руки ладонями вверх-вниз

Руки на поясе, наклоны в стороны

Показывают руками

Держатся за голову, наклоны в стороны

«Надевают» шляпу

Приставляют кулачки к носу

Показывают пальчиками «очки», поворачиваются вокруг себя на пяточках

Показывают улыбки ротиком и руками

Приставляют раскрытые ладошки к ушкам

Звучит музыка (Снеговик-почтовик). Появляется снеговик с корзиной. В корзине снег и лед.

Снеговик. Здравствуйте ребята, я услышал, как вы весело играете, не удержался и решил зайти к вам, у меня для вас это, ну как его…(показывает логопеду содержимое корзины).

Логопед. Подожди снеговик, ребята попробуют отгадать что это.

Упражнение «Узнай узнай на ощупь». Развитие тактильных ощущений.

Логопед. Ребята, закройте глаза. Прикоснитесь ладошками и отгадайте что это?

Дети. Это снег и лед.

Логопед предлагает детям открыть глаза и ставит контейнер со льдом и снегом на стол перед ними.

Упражнение «Сравни и расскажи». Развитие связной речи, мышления, тактильных ощущений. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).

Логопед предлагает детям взять из контейнера по кусочку льда и комочку снега.

Логопед. Снег и лед – верные приметы зимы. Сравните их.

1-ый ребенок. Снег мягкий, а лед твердый.

2-ой ребенок. Снег пушистый, а лед гладкий.

3-ый ребенок. Снег белый, а лед прозрачный.

4-ый ребенок. Снег тает быстрее, а лед медленнее.

Логопед. Молодцы! Очень хорошо!

Логопед раздает детям салфетки для рук, а потом убирает контейнер и салфетки.

Логопед. Снег состоит из маленьких пушистых снежинок.

Снеговик. У меня как раз есть такие.

Логопед. Давайте поиграем с ними.

Дыхательное упражнение.

Дети и снеговик берут снежинки на карандашах и подносят к губам.

Логопед:

Как подул Дед Мороз,- в воздухе морозном

Полетели, закружились ледяные звезды.

Логопед просит детей сделать несколько коротких выдохов, затем один сильный, плавный, длинный выдох.

Рассказывание стихов русских поэтов о зимней природе. Развитие эмоционального мира, общих речевых навыков, памяти.

Логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Логопед. Мы с вами выучили много стихов русских поэтов о зиме, зимней природе. Вспомните и расскажите стихотворения. Старайтесь рассказывать стихи громко, четко и выразительно.

1-ый ребенок. Ф.Тютчев

Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой -Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой…

3-ий ребенок. С. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Николай Некрасов

СНЕЖОК

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Логопед. Ребята, вспомните и назовите зимние месяцы. Вспомните пословицы о них.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Январь – году начало, зиме – середина.

У февраля два друга — метель и вьюга.

Снеговик. Ой, ребята, а какой сейчас месяц?

Дети. Февраль.

Снеговик. Февраль…(грустно). Значит весна не за горами. Я должен идти, у меня еще много дел, я должен успеть, до весны! До свидания, ребята!!! (уходит).

Логопед и дети прощаются со снеговиком.

Подбор однородных сказуемых к слову снег. «Что делает?»

Логопед. А сейчас, пришло время поиграть (достает из корзины массажный мяч). Снеговик принес нам снежок, но он такой холодный. Давайте произнесем самый теплый звук над нашим снежком.

Дети произносят звук Ш, логопед подносит мяч к их лицам.

Логопед. Ты лови снежок бросай слово-действие называй! Снег: идет, кружится, летает, ложится, скрипит, вьется, тает, сверкает, искрится. Вьюга – воет, метель – кружит, метет, поземка стелется.

Логопед. А теперь ребята, нужно произнести самый холодный звук над нашим снежком, чтобы он не растаял. Дети произносят звук С. Дайте характеристику звуку Ш, звуку С.

Логопед. Ребята, давайте покажем, как мы умеем лепить снежки.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим, два – поймаем,

Три – уроним, и … сломаем.

Загибают пальчики

Лепят

Показывают круг, сжимают ладони вместе

Грозят пальчиком

Смотрят вверх, вниз

Роняют воображаемы снежок,

Топают ножками

Логопед. Ребята, я предлагаю вам, отправится на прогулку по зимнему лесу. Прежде чем пойти, вспомним, как надо правильно дышать морозным воздухом.

Дети. Дышать нужно через нос, потому что воздух согревается и увлажняется.

Логопед. А чтобы идти по глубокому снегу было удобно – наденем лыжи.

Дети бегут в зимний лес на лыжах. Танец лыжников.

Физминутка. «Лыжник»

Утром кататься на лыжах пошли.

Быстро на лыжах до леса дошли.

Едем мы быстро

По снегу чистому!

Щечки горят

Лыжи скользят!

Поднимают руки вверх

Отталкиваются двумя руками, приседают

Отталкиваются попеременно(левой-правой) рукой, приседают

Образование родственных слов. «Доскажи словечко



Страницы: 1 | 2 | Весь текст