ЛОГОРИТМИКА, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧИВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Н.А. Павлова

МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Родничок» г. Тамбов

Очень часто логопедические дети не справляются с пропеванием каких – либо звуков; многие из них не поют, а проговаривают слова; плохо запоминают тексты песен и их названия; недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом; затрудняются в передаче ритмического рисунка.

В процессе работы с такими детьми я пришла к выводу, что коррекционную деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо вести не только на занятиях с учителям – логопедам, но и на музыкальных занятиях, что роль музыкального руководителя в этой работе достаточно велика. Особое внимание уделяю танцевальным, музыкально – ритмическим движениям и играм с пением. Важны также для детей музыкально – дидактические игры и упражнения, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку; распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Я хотела бы поделиться своим опытом музыкально-коррекционной работы, построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих принципов музыкально – педагогической концепции К. Орфа.

Коротко охарактеризую принципы музыкально – педагогической концепции К.Орфа. Сама по себе она не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой полихудожественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем. Дети с ослабленным здоровьем и часто отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в подобном творческом и эмоциональном “толчке” для более успешного преодоления нарушенных функций организма

Идея К.Орфа об активизации резервов творческих сил с помощью деятельности, близкой к возможностям, интересам и темпераменту ребёнка, независимо от того, насколько он развит в музыкальном отношении ценна, прежде всего, своим гуманизмом. Она полностью соответствует принципам специальной и лечебной педагогики.

Содержание занятий и методические приёмы, используемые для решения коррекционных задач, обусловлены целями и задачами логопедической ритмики, исходя из которых определяются средства логоритмики. Средства логоритмики можно представить как систему постоянно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально – ритмических упражнений, лежащих в основе двигательной, речевой и музыкальной деятельности детей с речевой патологией.

Всю работу по логоритмике я строю на принципах: систематичность, наглядность, доступность, нарастание сложности.

При подборе упражнений и заданий я учитываю возможности и способности детей, т.к. задания повышенной сложности могут вызвать у детей неуверенность и нежелание выполнять то или иное упражнение. Некоторые виды упражнений (ритмические упражнения, работа с шумовыми инструментами и палочками) проводятся в ненавязчивой, игровой, форме, часто импровизационно. Если упражнение требует разучивания, то разучивание нового упражнения я сопровождаю неоднократным показом, при этом стараюсь избежать негативных оценок действий ребёнка, а, наоборот, найти положительные моменты и одобрить его старания.

Логоритмическая коррекция требует постоянного повторения вырабатываемых двигательных навыков, т.к. здоровые двигательные динамические стереотипы образуются при многократных систематичных повторениях, поэтому на занятиях, наряду с новым материалом, часто повторяются уже знакомые и любимые детьми игры.

В каждое занятие по логоритмике я включаю несколько упражнений на различные виды деятельности, кроме того, в качестве физминуток, для быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и для тренировки мелкой моторики используются пальчиковые разминки. В конце каждого занятии считаю целесообразным проводить упражнения на расслабление мышц для закрепления у детей ощущения свободы и раскрепощённости при расслабленных мышцах по контрасту с ощущением неудобства и дискомфорта при зажатом теле.

Поставленные коррекционные задачи достаточно обширны и в одиночку трудно с ними справиться, мной были предложены рекомендации для воспитателей, помощь которых может быть очень ощутима в этой работе, а именно: применение некоторых игр, упражнений в режимных моментах группы (проговаривания считалок и чистоговорок, во время одевания на прогулку; использование различных видов ходьбы в утренней гимнастике; применение расслабляющих упражнений перед сном). Такая совместная работа позволяет добиться большей эффективности и результативности.

Неоценимую помощь могут оказать родители, ведь каждый из них заинтересован в скорейшем достижении результата. Поэтому мной были предложены варианты игр, которые родители могу проводить дома со своими детьми, не затрачивая особо много времени и сил на это: соревнования “Кто лучше проговорит скороговорку”, ритмические и певческие игры, которые не требуют специальной музыкальной подготовки. Кроме того, родители вместе с детьми принимали активное участие в создание атрибутов к праздникам и шумовых инструментов из подручного материала.

Список использованных источников

Волковой Г.А “Логопедическая ритмика” М.,1995г.,

Голубевой Н.В. “Соловушка”

(программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста

с ослабленным здоровьем, основанная на методе элементарного музицирования).