Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 1»

г. Воркуты

«Ичöт школа – компенсируйтана 1№ – а видзанiн»

школаöдзса да ичöт класса челядьлы

велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Воркута к

Мастер – класс

для родителей

«Как простые движения рук развивают речь»

Подготовила

учитель-логопед

Тихонова Т.Г.

высшая кв. категория

Дата проведения:  январь  2012 г.

Автор-разработчик и ведущая мастер-класса: Тихонова Татьяна Григорьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Количество участников в мастер-классе: до 30 человек.

Участникам мастер-класса выдается памятка «Простые движения рук, развивающие речь»

Место проведения: г. Воркута, МБОУ «Начальная школа – детский сад » № 1 , информационно-методический кабинет.

Цель: ознакомление с теоретическими знаниями, базовыми умениями и навыками по развитию тонкой моторики рук у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Задачи мастер-класса

1. Формировать представление о роли развития тонкой моторики рук в коррекции речевых нарушений у детей с нарушением зрения.

2. Обучать приемам самомассажа и гимнастики рук и пальцев.

3. Упражнять участников мастер-класса в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития тонкой моторики рук.

Участники мастер-класса: родители детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

СЛАЙД № 1 «Как простые движения рук развивают речь ребенка»

СЛАЙД № 2 Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.

СЛАЙД № 3 Цель: ознакомление с теоретическими знаниями, базовыми умениями и навыками по развитию тонкой моторики рук у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения.

СЛАЙД № 4 Программа:

1.   Актуальность.

2.   Развивающий массаж в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

3.  Использование Су – Джок шаров, эластичных колец и других приспособлений.

4. Использование пальчиковой гимнастики.

5.  Моделирование: подбор игр и упражнений для развития тонкой моторики рук участниками мастер-класса.

6. Рефлексия.

Оборудование: нетбук, экран, мультимедиа, стол для пособий, картинки с изображением цветов (васильки, колокольчики, ромашки), поднос, Су-Джок шарики и эластичные кольца, карточки с пальчиковой гимнастикой, карандаши, бумага для комкания, игры со шнуровкой, бельевые прищепки, спички, пуговицы, смайлики.

Актуальность.

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире.  У них снижена познавательская и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму.

Между зрением и осязанием, как известно, много общего -  с точки зрения той информации, которую они дают. Но осязание может стать эффективным средством познания окружающего мира только при тренировке пальцев и ладоней рук. Поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение в развитии детей с нарушением зрения.

Двигательный анализатор человек достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движение пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка.

СЛАЙД № 5 Моторика (от лат. Motor – приводящий в движение) – это двигательная активность организма его органов и частей. Умение сесть, сидеть, вставать, стоять, ходить, бегать, прыгать – это общая моторика, а разнообразные движения пальцев и кистей рук – это мелкая моторика.

Осязание – это один из важнейших видов деятельности человеческого восприятия, основанный на тактильных и двигательных ощущениях. Органом осязания является рука.

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки … развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальце. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

СЛАЙД № 6 В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».

Когда же можно начать развитие осязания и моторики рук? Конечно с самого рождения. В младенческом возрасте детишкам можно делать пальчиковую гимнастику (массаж пальцев), которая очень хорошо влияет на активизацию работы головного мозга.

В младшем дошкольном возрасте можно делать упражнения, в которых присутствуют дополнительные предметы, такие как пуговки, бусинки, шнуровки и т.п., В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте нужно добавлять упражнения на подготовку руки к письму, такие как штриховка, обводка, дорисовка и т.п.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному развитию ребенка.

Хотите узнать новое? Не боитесь трудностей? Тогда, вперед!

Для проведения сегодняшнего мероприятия нужно разделиться на три команды. Поможет нам в этом жеребьёвка. Выберите, пожалуйста, картинки (цветы). (Картинки лежат на подносе)

СЛАЙД № 7 Ведущий. Отгадайте загадку. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет.  Команда «Колокольчики» приглашается к столу.

Развивающий массаж в речевой и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

СЛАЙД № 8 Ведущий показывает, слушатели выполняют движения.

Комплекс по самомассажу и массажу

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой, Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.

СЛАЙД № 9 «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим – И огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок, Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять, Будем няне (маме) помогать.

«Растирание пальцев» «Крепко пальчики сожмём, После резко разожмём» -

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю, Искры, пламя выбиваю!»

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили, Острый кончик получили.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно, Очень толстое оно.

Надо сильно постараться, И терпения набраться.

«Силач»  «Сильным я родился, А ну, стена, подвинься!»

Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.

Ведущий: благодарю команду «колокольчики» и предлагаю занять свои места.

Загадка. Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдёшь.Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.  (василёк)

СЛАЙД № 10 Ведущий приглашает команду «Василёк» к столу.

Использование Су – Джок шаров, эластичных колец и других приспособлений.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия (“Су” – кисть, “Джок” – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.).

Эти лечебные системы созданы самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

СЛАЙД № 11 В коррекционно – логопедической работе активно используюся различные предметы для развития мелкой моторики пальцев рук: специальный шарик, эластичное кольцо и «ёжик».

Массаж Су – Джок шарами.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Проводится перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Участники повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Я мячом круги катаю, Назад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

- Участники выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину.

- Участник закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Упражнение «Один -много». 

Ведущий катит «чудо-шарик» по столу участнику команды, называя предмет в единственном числе,получивший шарик, откатывает его, называя существительные во множественном числе (дома, окно-окна, стол-столы, стул-стулья, звезда –звёзды, ухо-уши)

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Участники поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,   /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

СЛАЙД № 12 Использование эластичных колец при автоматизации звуков.

ШИ-ШИ-ШИ — это наши малыши.

ША—ША—ША — Маша моет малыша.

ШО —ШО —ШО — моет Маша хорошо.

ШУ-ШУ-ШУ — дам я мишку малышу.

Проговори каждое слово как чистоговорку.

Например: ША-ША-ША — ШАПКА, ШИ-ШИ-ШИ – ШИПОВНИК

Хорошим способом, а главное не требующим особой подготовки материал, является комкание листка бумаги или салфетки, начиная с уголка так, чтобы он весь уместился в кулачке. Потом распрямить его и разорвать на мелкие кусочки (мелкие кусочки можно  использовать в обрывной аппликации).

СЛАЙД № 13 Одними из самых распространенными видов игры на развитие моторики, всё-таки остаются игры с шнуровкой. Они хорошо развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”;формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности.  Важным является то, что в играх со шнурованием развивается внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Ведущий благодарит участников и просит занять свои места.

Отгадайте загадку. Стоят в лугах сестрички — Золотой глазок, белые реснички. Приглашаются участники команды «Ромашка» 

СЛАЙД № 14

Использование пальчиковой гимнастики.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

СЛАЙД № 15 Ведущий предлагает участникам команды «Ромашка» выбрать по 2 карточки с пальчиковой гимнастикой и самостоятельно выполнить её.

Домик. Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки. Бабушка очки надела И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок. Я в руке – флажок держу ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка. Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход. Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Стул. Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Стол. У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Грабли. Листья падают в саду, Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.

Цепочка. Пальчики перебираем И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Скворечник. Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Шарик. Надуваем быстро шарик. Он становится большой.Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.

Ведущий благодарит участников и просит занять свои места.

Моделирование: подбор игр и упражнений для развития тонкой моторики рук участниками мастер-класса.

Ведущий предлагает участникам мастер-класса подобрать игры и упражнения, развивающие тонкую моторику рук своего ребёнка. Названия игр и упражнений удобно записать на листе

бумаги, разделённой на 3 части: развивающий массаж и самомассаж рук, использование Су– Джок шаров и эластичных колец и других приспособлений, использование пальчиковой гимнастики. Предлагает воспользоваться предметами для развития тонкой моторики: Су-Джок шарики и эластичные кольца, карточки с пальчиковой гимнастикой, карандаши, бумага для комкания, игры со шнуровкой, бельевые прищепки, спички, пуговицы, смайлики.

Во время самостоятельной работы мастер оказывает помощь и поддерживает участников.

СЛАЙД № 16

Рефлексия.

Предлагается участникам мастер-класса ответить на 1 из предложенных вопросов (вопросы на экране).

Я узнал…

Я научился…

Я понял, что могу…

Мне понравилось…

Для меня стало новым…

У меня получилось…

Мне захотелось…

Меня воодушевило…

СЛАЙД № 17

Список литературы.

Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Григорьева Г. В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2011. – №2. –  С. 76.

Гореева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002. – №6. – С. 75 – 79.

Ермакова В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Изд.: «Владос», 2000. – 240 с.

Моисеева Р. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. – 2000. – №10. –  С.42.

Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.