Пальчиковая гимнастика

Уже многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики). Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.Сорока.При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:- Сорока-белобока- Кашку варила,- Детишек кормила.Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. - Этому дала,- Этому дала,- Этому дала,- Этому дала,- Этому дала. или, как вариант :- Этому не дала: – Ты воды не носил, – Дров не рубил, – Каши не варил – - Тебе ничего нет! При этом большой палец не загибается. ЗамОк!Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:- На двери висит замок.- Кто его открыть бы мог?- Постучали,На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы- Покрутили,Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.- ПотянулиТянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.- И открыли!Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.Ягодки Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.- С ветки ягодки снимаюПальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.- И в лукошко собираю.Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.- Будет полное лукошко.Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.- Я попробую немножко.- Я поем еще чуть-чуть.Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.- Легким будет к дому путь!Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.Рыбки Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.- Рыбки плавали, ныряли- В чистой тепленькой воде.- То сожмутся,На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.- Разожмутся,Пальчики сильно растопыриваются в стороны.- То зароются в песке.Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.Пальчик-мальчик.Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца- “Пальчик-мальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил. – С этим братцем щи варил. – С этим братцем песни пел. – С этим – в дудочку дудел.Этот пальчик.Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.- Этот пальчик – дедушка,- этот пальчик – бабушка,- этот пальчик – матушка, – этот пальчик – батюшка, – Ну а этот пальчик – я. – Вот и вся моя семья.Пальчики.В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.- Этот пальчик хочет спать.- Этот пальчик — прыг в кровать!- Этот пальчик прикорнул.- Этот пальчик уж заснул.- Встали пальчики. Ура! – В детский сад идти пора.Зайка.Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки. - Скачет, скачет зайка,- Ты его поймай-ка! и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)Осьминог.- Восемь пальчиков для ног – - Получился осьминог. – Сколько ног у осьминога? – Много – Много! Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.Улитка.- На одной скользящей ножке – Домик, голова и рожки. – Дай-ка пальчики сюда! – То не пальчики – рога. Изображаем пальчиками рожки улитки.Кошка.- Как у нашей кошки – Беленькие ножки, – Мяконькие лапки, – Ноготки – царапки. Ступаем “ножками” – пальчиками мягко, по-кошачьи.- Поцарапаем немножко – Не ребята мы, а кошкиМышка.- Как у нашей мышки – Ножки-коротышки. – Ножки мышкины спешат – К сырной корке – и назад. Изображаем пальчиками мышкины ножки.Солнышко.- Ножки вверх! Ножки вниз! - Солнце, солнышко, качнись! – Солнце с тучкою качнулось – И Трезорке улыбнулось. Пальчиками изображаем ножки Трезорки.Солнышко: - Утро красное пришло, – Солнце ясное взошло. – Стали лучики светить – Малых деток веселить. Пальчики разгибаются по одному- Прилетели тучки – Спрятались лучики. Пальчики прячутся в кулачокЖук- Шесть мелькает ножек-рук – - Это убегает жук. – Ты куда? – но нет ответа. – Жук в траве укрылся где-то. Изображаем пальчиками лапки жука.Черепашка.- “Сколько пыли, сколько сора – - До дверей дойду не скоро”, – - И вздыхает тяжко – Наша черепашка. Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.Мишка.- Мишка топает ногой, - Мишка топает другой, – Ух, как веселится – В доме половица! Топаем “ножками” – пальчиками.- А пока танцует Мишка, – Мы похлопаем в ладоши. – Вместе с лисонькой-плутишкой – Будем зрителями тоже. Хлопаем в ладоши.Журавли.- “До свиданья, до свиданья, - Возвращайтесь поскорей!” – - Провожаем, провожаем – В путь-дорогу журавлей. Машем ручкой вслед птицам.- Крылышками машем: - “До свиданья, Маша! – Полетели мы на юг, – Вспоминай нас, добрый друг!” Ладошками изображаются крылья птиц.Козел.- “Вот какой козел рогатый!” – - Рожки делают ребята. – “Вот какие рожки – У козла Тимошки!” – Встрече Тимофей не рад – - Грозно смотрит на ребят. – “Уходите, вас не знаю: – Забодаю, забодаю!” Пальчиками изображаются козлиные рожки.Рак.- Как хватает рыбу рак? - Да клешней своей – вот так! – Манит он своей клешнею: – “Пощипаемся с тобою!” Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.Слоник.- “Слоник, апельсин подай!” – - “Угощайся попугай!” – Слоник очень-очень рад, – Что сильнее всех носат. Пальчиком изображается хобот.Слоник.- «В зоопарке стоит слон.- Уши, хобот, серый он.- Головой своей кивает,- Будто в гости приглашает»Козочка.- Шел старик дорогою идти пальчиками по стол- Нашел козу безрогую.показать пальчиками рога- Давай, коза, попрыгаем, постучать пальчиками по столу- Ножками подрыгаем.- А коза бодается, снова показать рога- А старик ругается.погрозить пальчикомКиска.- Киска ниточки мотала вращять руками,как бы наматывая нить на клубок- И клубочки продавала.вытянуть обе ладони вперед- Сколько стоит?- Три рубля.Покупайте у меня! показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладониЛошадка.- Одной рукой я травку рву,выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками- Другой рукой я тоже рву.- Я травкой накормлю коня.вытянуть руки вперед- Вот сколько пальцев у меня!и повернуть ладонями вверхОй, ладушки.- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!- На окно поставим, остывать заставим.- А остынут – поедим и воробушкам дадим.Помошник- Топором дрова колю имитировать действия топора,двигать вместе ладошками вверх-вниз- А потом пилой пилю.имитировать действия пилы,двигать вместе ладошками вперед-назад- Отнесу их бабушке,показать ладоши- Чтоб испечь оладушки.похлопать ладонями друг о другаДом- Молоточком я стучу,постукивать кулачками друг о друга- Дом построить я хочу.соединить кончики пальцев обеих рук- Строю я высокий дом,поднять выпрямленные ладони вверх- Буду жить я в доме том.похлопать ладонямиТесто- Тесто ручками помнем сжимаем и разжимаем пальчики- Сладкий тортик испечемкак будто мнем тесто- Серединку смажем джемом круговые движения ладошками по плоскости стола- А верхушку сладким кремом - И кокосовую крошкой- Мы присыплем торт немножко сыплем “крошку” пальчиками обеих рук- А потом заварим чай- В гости друг-друга приглашай.Капуста- Мы капусту рубим рубим говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту- Мы морковку трем трем ручками показывать как мы трем морковку- Мы капусту солим солим пальчики щепоткой-солим- Мы капусту мнем мнем ручками “мнем” капустуОтдыхаем- Мы сегодня рисовали,имитировать рисование,плавно поднимать руки перед собой- Наши пальчики устали,- Наши пальчики встряхнем,встряхивать кистями- Рисовать опять начнем.снова имитировать рисованиеДружба- Дружат в нашей группе девочки и мальчики пальцы рук соединяются в “замок” - Мы с тобой подружим маленькие пальчики ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук- Раз, два, три, четыре, пять поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев – Начинай считать опять. – Раз, два, три, четыре, пять. – Мы закончили считать руки вниз, встряхнуть кистями Отдохнем- Наши пальчики просулись, – Потянулись, потянулись… – И встряхунлись… выполняем все эти движения – По ладошке побежали по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот- Побежали, побежали, – Поскакали, поскакали изобразите эти движения – И устали. Сели отдыхать потрясите пальцами и положите руки на стол или на колениПряткиритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно- В прятки пальчики играли – И головки убирали,- Вот так,вот так,- И головки убиралиДождик- Дождик, дождик, поливайУказательным пальцем постукивать по ладони другой- Будет хлеба каравай,образовать перед собой круг руками- Будут булки, будут сушки,похлопывать поочередно одной ладонью другую- Будут вкусные ватрушки.соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой кругСтроим стенку.- Строим стенку,- Выше, выше,     Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.- Добрались уже до крыши!     к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.- Чья крыша выше?- Выше, выше, выше!Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)- Прорубили мы окошко,- И дверку для кошки,- И дырочку для мышки: – Пи-пи-пи-пи–пи!     Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.Квасим капусту- Это что еще за куст?Стоя, руки перед грудью в «замке»- Это что еще за хруст?     Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!- Как же мне без хруста,Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. - Если я – капуста?- Мы капусту рубим, рубим,«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.- Мы капусту солим, солим,Обе руки сложены щепотью и «солят». - Мы капусту мнем, мнем,Сжимаем и разжимаем кулаки- А морковку трем, трем,Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой. - Все перемешаем!Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.- В бочки набиваем     Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .- В погреб опускаем.     В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.- Эх, вкусная капуста!     Выпрямляемся и гладим себя по животу.Улитка.Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.- Улитка-улитка, - Отвори калитку, – выходи из дома,- Будем знакомы!     Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.- Улитка-улитка, - Высуни рога, – Дам пирога!Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте. - Улитка-улитка, пошли гулять!На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).- Поползли, поползли, поползли…«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!(При повторении – до свидания, улитки!)«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.Гусеница.- Гусеница, гусеница,Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)- Бабочкина дочка,«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки- По травинкам ползает,     То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»- Кушает листочки:И по другой стороне обратно.- Ам!Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. - Ам!- Ам!- Ам!- Ам!- Поела Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…- Спать захотела.     … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко. - Проснулась –     Постепенно расправляем ладони…- Бабочкой обернулась!     Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.- Полетела, полетела, полетела!     Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.Круговорот воды в природе.- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам - Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.- И в море большое-большое-большое впадает…Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.- А с моря в жару пар поднимается,Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.Тучку изображают сцепленные над головой руки.- Кап-кап и т.д.Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей от полугода до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.Упражнения для развития мелкой моторики рук.1. Ладони на столе (на счет “раз-два” пальцы врозь-вместе.)2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет “раз-два-три”).3. Пальчики здороваются(на счет “раз-два-три-четыре-пять” соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).1 .Лиса и заяц (лиса “крадется”- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц “убегает” – быстро пальцы движутся назад.)2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

Пальчиковая гимнастика – игры в ладошках

В продолжение статьи “Пальчиковая гимнастика”

Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.Дом и ворота- На поляне дом стоит ( изображаем “дом”)- Ну а к дому путь закрыт (изображаем “ворота”)- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)- В этот домик приглашаем . (изображаем “дом”)Репка. Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке) Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки) Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики) Хороша и крепка! (ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону) Вытянуть не можем, Кто же нам поможет? Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)Зайчики.Поставить все пальчики одной руки на ладонь другой или на стол. Вышла зайка на лужок, Встала в маленький кружок (пересчитываем заек) Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, … Будет лапками стучать (пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой) Постучали, постучали и устали Сели отдыхать.Строим дом. Это домик (ладошки приставлены друг к другу) Это крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены) А труба еще повыше (мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке, то на другой, то на обеих одновременно)Цветок. Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу. Растет цветок, поднимается (выпрямляем пальцы) Лепестки его раскрываются (ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков-лепестков стараемся развести в стороны как можно дальше)Прыг-скок.На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди. Наши пальцы на ладошке Пусть попрыгают немножко: Прыг-прыг-прыг. Пальчики малыша могут прыгать как вместе, так и вразнобой.Наши пальцы на ладошке Пусть потопают немножко: Топ-топ-топ. Цап-царап.Ребенок кладет свою ладошку поверх вашей, мама размеренно читает стишок, а малыш слушает ее и внимательно следит за движениями. В нужный момент – на слове «цап-царап» малыш отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался. По ладошке, по дорожке Ходит маленькая кошка, В маленькие лапки Спрятала царапки. Если вдруг захочет – Коготки поточит. Цап-царап! Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность и правила движений, можно поменяться с ним ролями.Братцы.Игра довольно трудная. Возможно получится только немного. Засиделись в доме братцы (ладошку выпрямить, все пальцы сомкнуть) Решил младший прогуляться (отодвигать мизинец вбок, немного задерживать и возвращать на место). Да скучно ему Гулять одному Зовет он братца Вдвоем прогуляться (отодвигать мизинец и безымянный палец вбок, немного задерживать и возвращать на место). Да скучно им Гулять двоим. Зовут они братца Втроем прогуляться (теперь нужно постараться отвести вбок уже три пальца). Грустно старшим сидеть в избе. Зовут они братцев домой к себе (собрать пальцы в щепотку и в кулачок). ЧЕРЕПАХА Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )КАПУСТКА Мы капустку рубим-рубим, (Движения прямыми ладонями вверхвниз)Мы капустку солим-солим, (поочередное поглаживание подушечек пальцев )Мы капустку трем-трем, (потирать кулачок о кулачек )Мы капустку жмём-жмём. (Сжимать и разжимать кулачки. )РЫБКИ Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. (Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)МАЛАНЬЯ У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. )Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку )Семь сыновей, (Показать семь пальцев )Все без бровей.(Очертить брови пальцами )Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам)Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами)Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные “гусарские” усы)Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду )Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту “чашку”, другой – “ложку”.)На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами)И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия)ОЧКИБольшой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.На коне верхом Сидит Пахом, Книги читает,А грамоты не знает.ФЛАЖОКЧетыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себеГорит на солнышке флажок, Как будто я Огонь зажег.ЛОДКАОбе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.ПАРОХОД I(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).Паровоз. Без колес!Вот так чудо-паровоз!Не с ума ли он сошел –Прямо по морю пошел!СТУЛЛевая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет “раз”.Есть у него спина, А не лежит никогда, Есть четыре ноги, А не ходят и три. Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.СТОЛЛевая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет “раз” .В лесу родился, В лесу вырос, В дом приходил, Всех вокруг себя посадил.ГРАБЛИЛадонь вниз, пальчики согнуты, “гребут” Листья падают в саду, Я их граблями сгребу.ЦЕПОЧКАБольшой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики .Пальчики перебираем И цепочку получаем.СКВОРЕЧНИКЛадошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрьСкворец в скворечнике живет И песню звонкую поет.ШАРИКВсе пальчики обеих рук сжаты в “щепотке” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положениеШар надутый две подружки Отнимали друг у дружки –Весь перецарапали! Лопнул шар, а две подружки Посмотрели нет игрушки,Сели и заплакали…ЕЛКАЛадони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются .Весной цветет, Летом плод дает, Осенью не увядает, Зимой не умирает.КОРЗИНКАЛадони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку .В лес корзинку я беруИ грибы в нее кладу.КОЛОКОЛЬЧИКТыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает .Колокольчик голубойПоклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы… А ты?СОБАКАЛевая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой вертун, А сам ворчун.КОШКАСредний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .У нашей Анютки Зверь в атласной шубке, Возле печи греется, Без водички моется.МЫШКАСредний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам .Маленький шарик Под полом шарит.ЗАЙКА И УШКИПальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .Маленький, БеленькийПо лесочку прыг-прыг, Ушками дрыг-дрыг,По снежочку тык-тык.ЗАЙКА И БАРАБАНПальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам!КОЗАВнутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .Тили-тили, тили-тили, Три козы траву косили По лугам-лужочкам, По зеленым кочкам, Козушки молоденькие, Хвостики коротенькие.ЗАЙКА И ЗЕРКАЛОЛевая ладонь кверху, делаем “козу”. Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает “козу”””” (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит.ЛОШАДЬПравая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойсь.ГУСЬПредплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу .В воде купался,Да сух остался.ПЕТУШОКЛадонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх .Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок,Кто же это? Петушок.КУРОЧКАЛадонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении .Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки –Желтые цыплятки.ШМЕЛЬВыставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.Жужужу, жужужу, На лужайке я жужжу! На лужайке я жужжу! Над ромашками кружу! Безобидно я жужжал, Что ж ты, детка, убежал? ЖУКПальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими .Идет воин, Землю роет, А сам воет. Два рога не бык, Шесть ног без копыт.ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕОбхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить .Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет.КРАБЛадони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую .Краб ползет, ползет по дну, Выставив свою клешнюСЛОНЛадонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью .Больше всех на суше он, Очень, очень добрый слон. Видно, даже у зверей Тот и больше, кто добрей.ДЕРЕВОПрижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.У красы-березки платье серебрится. У красы-березки зелены косицы. Со двора к березке выскочили козы. Стали грызть березку, а березка в слезы.ПТИЦАЛадони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы крылья. Помахать ими .Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица грач.ФИЛИН Руки в кулачки, прижаты. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе и вперед: они образуют клюв филина.Днем спит, Ночью летает, Прохожих пугает.ВОЛК И ЛИСАВолк: Делаем “пароходик”, большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде “лодочки” верхнюю и нижнюю челюсти .Лиса: Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы бьла острее. Большие пальцы чуть сгибаем.Одна фигурка превращается в другую .“Лисавета, здравствуй!” “Как дела, зубастый?” –”Хорошо идут дела, Голова пока цела!”КРОКОДИЛЛадонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза. Он зеленый весь, как тина, От макушки, до хвоста.