Конспект совместной образовательной деятельности /ФЭМП/

старший дошкольный возраст

«Старинные часы»

Тема: «История часов»

Цель: формирование у детей представлений о прошлом часов.

Задачи

Материал

Организация

1.

Познакомить детей с историей возникновения часов;

упражнять детей в прямом и обратном устном счёте;

упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу;

упражнять в нахождении сходства и различия между предметами;

учить соотносить число с цифрой.

2. Развивать кругозор детей.

3.

Воспитывать интерес к познанию нового;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, вызвать стремление к качествен ому выполнению задания.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением необычных часов (солнечные, водяные, часы – свеча, часы- цветы, песочные), мяч, цифры, 3-4 обруча, лист ватмана, разделённый по горизонтали на три части; кубики.

Раздаточный материал:

По одному рисунку, на котором изображены электроприборы с часами, клей, кисти, салфетки.

Фронтальная работа.

Организационный момент

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какое сейчас время года?

- Назовите сезонные изменения в природе, которые произошли с наступлением зимы?

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назовите зимние месяцы.

- Какое время года следует за зимой?

Беседа

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Я напрасно не хожу,

Когда надо, разбужу.

(часы)

- Сегодня мы поговорим о старинных часах. Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто – нибудь из вас знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?

Воспитатель сопровождает свой рассказ иллюстрациями с изображением часов.

- Давным – давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться?

Солнечные часы имели недостаток – они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени.

Кроме водяных часов есть ещё часы песочные. Они показывают время и днём и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется

в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3, 5 или 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас. Сегодня, когда вы будете одеваться на прогулку, мы проверим, за сколько минут вы оденетесь.

Были когда – то ещё часы – свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало, что прошёл определённый отрезок времени.

Ну а самые необычные, пожалуй, – цветы – часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днём закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днём всегда закрыты. По ним тоже можно определять время.

Физкультминутка «Цветы»

Наши нежные цветки Наши алые цветки

Распускают лепестки. Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, Тихо засыпают,

Лепестки колышет. Головой качают.

(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их.)

Дидактическая игра «Назови скорей»

В начале игры воспитатель предлагает детям называть числа на единицу больше. Педагог бросает мяч и называет число. Ребёнок ловит мяч, и, бросая его обратно, называет число на единицу больше. Игра проводиться в быстром темпе. Другой вариант задания: назвать число на единицу меньше.

«Часы в быту»

Ребята, сегодня вы узнали о старинных часах.

- А какие часы есть сейчас?

- Где ещё можно увидеть часы? /в телевизорах, микроволновых печах, музыкальных центрах, стиральных машинах, автомобилях и т.д./

- Кто знает, как называются часы в стиральной машине? /таймер/

- Вы назвали много электроприборов, в которых есть часы. Как вы думаете, что с их помощью можно узнать?

Воспитатель показывает на лист ватмана и говорит, что это витрина магазина «Электротовары», который должен скоро открыться. Давайте украсим вашими рисунками витрину магазина. Наклейте свои рисунки на «полки».

Вопросы:

- Назовите электроприборы, в которых есть часы.

- Чем похожи электроприборы? (во всех есть часы)

- Чем отличаются электроприборы друг от друга (формой, назначением, внешним видом)

- Зачем нужны часы в этих приборах? Что с их помощью можно узнать? (в какое время идёт фильм, за какое время можно приготовить торт, постирать бельё и т. д.)

- Сколько всего электроприборов вы приклеили?

- Чего больше: телевизоров или музыкальных центров?

- Чего меньше: кинокамер или электроплит?

Предложить детям сравнить предметы без счёта с помощью заместителей.

Дидактическая игра «Сколько жильцов в квартире?»

На полу несколько обручей, в каждом лежит одна цифра.

Правила игры.

Дети бегают по комнате. По сигналу они бегут к обручу – «квартире». Цифра показывает, сколько «жильцов» в ней живёт.

Если «квартира не полностью заполнена, необходимо спросить, сколько жильцов не хватает. Игра продолжается. Цифра в обруче меняется.

Итог занятия

- Что нового и интересного вы узнали на занятии?

- Какие старинные часы вы можете назвать?

- Есть ли у вас дома электроприборы с часами? Назовите их.

Как они вам помогают?