Окружающий мир в дидактических играх дошкольника. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Значит , мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Учиться, играя! Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Хочу предложить несколько дидактических игр, которые будут интересны и полезны детям.

Словесные игры:

«Похож – не похож»

Цель: Учить сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность мышление, речь.

Правила: Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство.

«Вершки и корешки»

Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки.

Правила: Взрослый называет овощ, ребенок отвечает: вершок или корешок.

«Отгадай – ка»

Цель: Учить описывать предметы, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Правила: рассказывать о предмете нужно так, чтобы ребенок не сразу догадался о предмете.

«Назови три предмета»

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

Правила: Назвать три предмета одним словом.

«Наоборот»

Цель: Развивает у детей сообразительность, быстроту мышления.

Правила: Называть слова, только противоположные по смыслу.

« Четвертый лишний»

Цель: Закреплять знание классификации предметов.

Правила: Называются три предмета одной группы, четвертый лишний.

«Дополни предложение»

Цель: Развивать у ребенка речевую активность, быстроту мышления.

Правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение.

«Скажи слово с нужным звуком»

Цель: Развивать у ребенка фонематический слух, быстроту мышления.

Правила: Назвать быстро и правильно слово на заданный звук.

Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Дидактические игры способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности : предметов, действий, отношений между людьми. Они имеют огромное значение для самостоятельного использования ими полученных знаний, в том числе в сюжетно-ролевых играх. Очень важно при объяснении и проведении игры обращать внимание детей на это: ведь дидактическая игра- это средство не только обучения, но и воспитания.