Государственное Бюджетное Дошкольное Учреждение

детский сад № 59 комбинированного вида

Колпинского района Санкт – Петербурга

Статья

« Использование игровых технологий

в организации работы с детьми дошкольного возраста

по краеведению».

Составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Костерева Надежда Николаевна

Санкт – Петербург 2012

«Игры детей – вовсе не игры, и правильно смотреть на них как на значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

Мишель Монтень.

Игра – это эмоциональная деятельность и эффективность обучения в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к взрослому, который обучает; к заданию которое он дает.

Несомненно, включение элементов развивающей игры, а в процессе формирования у детей представления о краеведении, создаёт эмоциональный фон, который может обеспечить более эффективный результат усвоения знаний.

Особое место в дошкольном возрасте занимает игра, в которой моделируются ситуации реальной жизни, отрабатывают те или иные решения. Играя, малыш знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учиться новому. Поэтому игра и игровые приемы становятся важной формой обучения детей дошкольного возраста.

Необходимо, чтобы ребенок в процессе игры ощутил удовольствие и от общения с взрослым, и от совместной деятельности, чтобы он пережил радости, самостоятельно решил новую задачу или нашел выход из трудного положения.

Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиска самостоятельного решения.

В последние годы дети испытывают дефицит общения с взрослыми, поэтому много внимания необходимо уделять беседам и разговорам с детьми, во время которых воспитатель, не только закрепляет знания об окружающем мире, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к тому о чем он беседует с ними. Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Большое значение такая работа имеет и для развития связной речи; разговор со взрослым учит ребенка связно рассказывать об увиденном, выражать свои мысли законченными предложениями, грамматически правильно строя их, согласуя в них слова.

Большое внимание следует уделять и основному виду деятельности детей – игре. В игре ребенок познает окружающий мир достаточно активно, стремясь увиденное, услышанное претворить в жизнь. Сделать это он может только в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно. Игра –это источники среда развития ребенка.

Поэтому я решила использовать развивающие и дидактические игры, как знакомство детей с достопримечательностями города Санкт – Петербурга. Я поставила перед собой задачи:

Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой.

Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему городу.

Наладить отношения ребенка с родным городом.

Познакомилась с технологиями по краеведению Смирновой Н.Т «Знакомство с Санкт – Петербургом», Алифановой Г.Т «Первые шаги», Серовой З.Н. «Знаешь ли ты Санкт – Петербург». Определила для себя, что игровая деятельность помогает обогащению представлений детей о родном городе. Для реализации своих задач выбрала место в группе и оформила уголок по краеведению. Подобрала игры по ознакомлению детей с родным городом.

Моя работа началась со средней группы. Знакомство с городом началось с бесед о городе, рассматривание иллюстраций, показ презентаций о нашем городе; заучивание стихотворений, потешек, считалок, загадок. Прослушивали с детьми аудиокниги «Русские народные сказки», песен. В совместной деятельности с детьми рассматривали предметы народного прикладного искусства – дымковские игрушки, хохломские изделия, матрешки.

Вместе с детьми создали карту ближащего микрорайона, «путешествовали» по ней находя тот или иной объект. Познакомила с картой схемой нашего детского сада. Оформила сюжетно – ролевую игру «Перекресток» – где знакомила детей с правилами дорожного движения.

Предложила родителям вместе с детьми сделать в развивающую среду домики из бросового материала (коробки, спичечных коробков). Пополнила уголок книги художественной литературой для детей Берестов «Мы едим по городу», Михалков «Улица нашего города».

Внесла дидактические и развивающие игры:

«На дорогах города»

«Мой дом»

«Собери картинку»

«Самые нужные слова»

«Хорошо – плохо»

«Лабиринты».

Эти игры направлены на формирование у детей представления о родном городе, на развитие у детей уважения, гордости интереса к своему городу. А так же внесла в развивающую среду игры петербургской тематики. В своей работе использовала:

Пособие З.А.Серевой «Знаешь ли ты Санкт Петербург».

Игры: «Петербургское домино»

«Силуэты Санкт – Петербурга»

«Путешествие по Санкт – Петербургу»

«Закончи предложения»

«Назови одним словом»

«Я знаю пять названий»

«Самая – самая»

«Назови любимое место в городе»

Дети очень любят играть в пазлы: «Спас – на – Крови», «Исаковский собор» и т мозаики: «Смольный собор», «Стрелка Васильевского острова»; развивающие игры: «Назови и опиши», «Вспоминай-ка»Силуэты Санкт – Петербурга», «Построй город»; художественные рамки вкладыши – контуры Санкт – Петербурга(по методике Марии Монтессори). Цель игры – создание предпосылок для развития художественных способностей и речи, знакомство с разнообразием окружающего мира.

Также внесла в развивающую среду игры сделанные своими руками:

«Петербургские часы»

«Мой город»

«Найди ошибку»

«Лабиринты»

«Плыл кораблик по волнам»

«Составь картинку (силуэт города Санкт – Петербурга) – эту игру можно использовать и на ковролине.

«Разрезные картинки»

«Найди пару»

«Узнай картинку по её части»

«Узнай по описанию»

Эти игры направлены на знакомство детей с достопримечательностями Санкт – Петербурга, на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, на воспитание культуры поведения, которая всегда отличала истинных петербуржцев, на развитие речи, обогащения словарного запаса. Игры использовала в совместной, самостоятельной деятельности с детьми, НОД – как её часть, на прогулках. Предлагала родителям использовать эти игры в домашних условиях, где они смогли бы подготовить своего ребенка к познавательной экскурсии по городу, в музей или закрепить знания, которые давались в детском саду, или закрепить воспоминания об экскурсиях.

Для оснащения педагогического процесса в группе была создана выставка (сменная) книг «Петр Первый», «История Санкт – Петербурга» и т.д.

Проводилась работа с детьми со словарным панно. Так же использовала откидные календари с видами Санкт – Петербурга.

Сделала выставку картин с достопримечательностями города Санкт – Петербурга. Совместная деятельность с детьми: сделали фотоальбомы «Путешествие в музей», «Как мы провели лето»- с рассказами детей, «Праздничный город» – альбом с рисунками детей с их описательными рассказами.

Это способствует развитию у детей пространственного и сенсорного представления, умению составлять описательные рассказы. А так же облегчает детям в дальнейшем усвоению знаний в разных областях.

Проводилось много экскурсий: музеи, парки, дворцовые ансамбли. Поездки в музеи и экскурсии помогают знакомить детей с историей родного города, способствует обогащению представлений об окружающем мире.

Использовала детскую литературу по данной теме:

Арро В. «Сокровища моего города» СПб 2000г.

Добринская Л. «Там у Невы наш первый сад» СПб 2002г

Нестеров В. «Львы стерегут город» СПб 2003 г

Синдаловский Н.А «Легенды и мифы Санкт Петербурга» СПб 2004 г.

Игры способствуют формированию знаний об истории города, развитию памяти, основ логического мышления. Именно в игре приобретенные детьми знания получают практическое применение, обобщаются, воплощаются в игровых действиях, и самое главное – усваиваются ребенком, становятся его собственными знаниями, повышающими его личностную компетенцию.

Используемая литература:

Анциферов Н.П. «Непостижимый город» СПб 2004г

Бунатян Г.Г. «Петербург за три дня» СПб 2008г

Вежель Г.С «Взрослеем вместе с городом» СПб 2005г

Ермолаева Л.К «Чудесный город» СПб, Институт СПБ 1995г

Канн П.Я. «Прогулки по Петербургу» СПб 2004г