МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ

Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий. Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века.

Обобщив исторический опыт разработки проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1 – педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2 – разработка плана деятельности для достижения цели, т.е. к кому обратиться за помощью, в каких источниках искать информацию, какие предметы использовать, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3 – практическая часть.

4- определение задач для новых проектов.

Проекты классифицируются:

- по составу участников;

- целевой установке;

- тематике;

- срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

- исследовательско – творческие,

- ролево – игровые,

- информационно – практико – ориентированные,

- творческие.

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие монопроектами. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты, например, (в словесном и изобразительном творчестве).

Проектная деятельность детей способствует саморазвитию каждого ребёнка. Все темы, предлагаемые проектом, должны быть посильны пониманию детей. Чем меньше ребёнок, тем проще проект. Маленькие дети способны рассчитывать свою работу на день или несколько часов. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью и простотой. Дошкольник должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути её решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения и мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. По продолжительности проекты могут быть следующие:

- краткосрочные: одно или несколько занятий;

- средней продолжительности: 1-2 недели; месяц;

- продолжительные: 2-4 месяца; учебный год.

Педагогическая ценность проектов определяется, прежде всего:

- возможностью осуществления его силами ребёнка или коллектива;

- содержанием в нём новых проблем;

- умениями и навыками, которые ребёнок развивает в ходе работы над проектом;

- заинтересованностью ребёнка в работе над проектом.