Использование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. У большинства из них наблюдается недоразвитие сенсомоторных функций, существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль, снижена двигательная память, что задерживает как двигательное, так и умственное развитие, в том числе и процесс формирования элементарных математических представлений. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам, что затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет ребенку осуществлять счет на основе зрительного и слухового восприятия. Низкий уровень формирования количественных представлений выражается в неосознанном механическом счете в прямом порядке и отсутствии обратного счета, несформированности обобщенных представлений о количестве, в трудностях правил пересчета предметов, в безытоговом счете, в усвоении цифр, в отсутствии переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Наиболее несформированными оказываются пространственно-временные представления. Детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и объектов относительно себя. Затруднена дифференциация геометрических форм по названию и определение названия, предъявленного геометрического объекта, выделение знакомых форм в окружающих предметах. При решении арифметических задач дети не понимают предметные и количественные отношения, выраженные в условиях задачи, показывают низкий уровень предметно-практических действий, являющихся средством для понимания условия задачи, не могут сосредоточиться на задании, удерживать в памяти числовые данные, в ряде случаев не понимают вопрос задачи. Данные существенные нарушения в познавательной сфере характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, низкой интеллектуальной активностью.

Первостепенной задачей предматематической подготовки детей дошкольного возраста является формирование интереса к математической деятельности и прежде всего к процессу и результату деятельности. Его наличие служит необходимым условием успешного овладения ребенком математическими знаниями и умениями. На фоне сниженной познавательной активности и своебразно протекающей всей познавательной деятельности такой интерес у детей с ЗПР спонтанно не формируется. Наиболее успешна игровая совместная образовательная деятельность – как наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. Я отметила, что необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна моим воспитанникам. Желание достичь цели, например, составить фигуру, дать правильный ответ и т. д. стимулирует активность. Разнообразия игр обеспечивает возможность многократного повторения формируемых знаний и умений, что ведет к их закреплению.

Эффективным является использование следующей последовательности в применении приемов обучения при организации игр и игровых упражнений с математическим содержанием:

Проигрывание действий педагогом на глазах у детей;

Совместное проигрывание действий педагогом с детьми;

Выполнение ребенком действий с опорой на образец педагога;

Выполнение ребенком действий по словесной инструкции;

Сопровождение ребенком выполняемых действий речью.

Особый интерес вызывают игры-соревнования типа «Кто быстрее найдет (назовет)».В соответствии с особенностями детей с ЗПР использую разнообразные формы непосредственно образовательной деятельности: работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей под руководством педагога с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.

Использование демонстрационного дидактического материала обогащает зрительные представления ребенка, включает его в практическую деятельность, повышает эффективность обучения, способствует лучшему усвоению поставленных задач. Поэтому в качестве демонстрационного материала помимо традиционных объемных и плоскостных пособий эффективно использую яркие объемные пособия типа: «Загадочная планета», «Чудо-куб».

Благодаря сменному материалу на липучках, предъявленному в

виде моделей на «планете» и «кубе», детям в занимательной форме представляется все содержание совместной образовательной деятельности, а они сами в роли исследователей, открывающих основополагающие свойства и отношения. Такое «знакомство» с планом предстоящей деятельности позволяет направить внимание детей на решение учебных задач, приучает их планировать свою деятельность.

Изучение нового материала предлагаю построить следующим образом:

Объяснение нового материала с демонстрацией наглядных пособий;

Выполнение заданий под контролем педагога/самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

Проверка выполнения заданий.

Обязательно использую физкультминутки, позволяющие переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. В том числе к разряду очень увлекательных игр, связанных с активным движением детей, можно отнести игры с необычным мячом. «Наш веселый мяч» помогает усваивать детям прямой и обратный счет, временные понятия, решать примеры и задачи и т.д.

Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизирует их мышление, речь. Хорошее побудительное воздействие оказывает на детей поощрение, поддержка словами, показ достижений, положительная оценка, что позволяет им почувствовать удовлетворение от своих действий.