Статья.

Основы организации проектной деятельности

с детьми дошкольного возраста.

Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном проекте закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность. Эффективность подхода в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его интерес к проблеме, а также применять полученные знания в деятельности.

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

В деятельности ОУ используем следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).

Они классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и развития детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Методическая работав рамках проектной деятельности

Программа “От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. реализуемая в ОУ, предусматривает значительное количество занятий с детьми о растениях, животных, человеке и обществе.

Включение метода проектов в реализацию педагогического процесса позволяет нивелировать этот недостаток, активизируя самостоятельную поисково-познавательную деятельность детей.

Для успешной реализации проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение.

Одной из первостепенных задач на начальном этапе работы явилось совершенствование уровня педагогического мастерства. В организацию таких форм работы как “Творческая группа”, “Школа молодого воспитателя”, “Круглый стол” легли идеи ознакомления воспитателей ОУ с передовым педагогическим опытом использования данного метода, а также адаптация этого опыта к деятельности учреждения. Анализ методической литературы, опыта коллег, констатировал, что метод проектов способствует развитию творческого начала дошкольника и взрослого, его вступлению в коммуникативные отношения. Педагоги получили теоретические и практические знания, пройдя курсы повышения квалификации на базе ИПК ПРО ТО.

Направление потребовало новых методов и приемов работы с детьми, которые позволили бы заинтересовать детей, объединить в поиске вариативного решения проблемы, а так же имели возможность усложнения.

Одним из первых в деятельности нашего ОУ был социально-значимый проект “Будь здоров!”. Его цель: воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. В ходе его осуществления были решены следующие задачи:

создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с семьей;

воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Создавая условия для организации детской проектно-экспериментальной деятельности, педагогами нашего учреждении разработаны проекты развивающей среды для всех возрастных групп с учетом уровня актуального развития зоны и ближайшего развития. Был организован конкурс “От фантазии к реальности” на лучший проект развивающей среды в группе, в котором активное участие приняли педагоги всех возрастных групп.

Его целью стало создание адаптивной среды в группах с учетом возраста и уровня развития детей, обеспечивающей полноценное и своевременное развитие и оздоровление воспитанников ОУ.

По результатам защиты проектов, в соответствие с критериями оценки, представленными в положении о конкурсе, было отмечено, что оборудование развивающих уголков “Детская лаборатория”, “Экспериментирование”, “Природа”, “Умные книжки”, “Мастерская” и др. способствует развитию детского коллективного творчества, навыков экспериментирования и синтезирования полученных знаний и создает необходимые условия для детской проектно-экспериментальной деятельности.

Проектные методы широко используются нашими педагогами и для активизации и повышения эффективности работы с семьей воспитанников на основе взаимодействия.

Считаем важным, чтобы содержание и формы организации процесса взаимодействия с семьей были не только полезными, повышающими компетентность педагогов и родителей, но и интересными для них. Именно это побудило педагогов к поиску новых, нетрадиционных приемов и форм взаимодействия с детьми и их родителями. Этим требованиям как нельзя лучше отвечает метод проектов, который позволил наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей.

Проекты, созданные нашими педагогами, родителями и воспитанниками, представленные на конкурсе “Диалог с семьей” на лучший проект по организации сотрудничества, отличаются оригинальностью подачи материала, выдумкой и творческим подходом.

Метод проектов нашел свое отражение и в работе по сотрудничеству с социальными институтами “Социум микрорайона – ступенька в большой мир”. Работая над проектами по ознакомлению с социумом микрорайона дети и взрослые получают не только множество сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своим городом, малой родиной.

По завершении работы над проектами в этом учебном году проведен «круглый стол», на котором педагоги обменивались опытом, представили презентации своих проектов с папками достижений своих воспитанников, детскими и взрослыми коллективными работами, мини-вернисажами пр.

Таким образом, методическая работа в рамках проектной деятельности способствовала выработке исследовательских умений педагогов, сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектная деятельность качественно повлияла на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма работников ОУ.

Взросло-детские проекты

Содержание проектной взросло-детской деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии к объектам социальной среды, встречи с интересными людьми разных профессий, практические полезные дела и др.)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

В младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желание пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, мы разработали поэтапный план-схему осуществления проекта, где отразились наиболее яркие формы работы по данному направлению. Для детей этот алгоритм мы перевели в схему реализации проекта, моделирующей коллективную творческую деятельность. Совместно с детьми выстроили последовательность реализации проекта, продумали фигуры-знаки, обозначающие определенное действие.

Начало работы над проектом определяет возникшая в процессе деятельности проблема. Самостоятельно, либо прибегнув к помощи педагога, дети определяют цель проекта, прогнозируют результат. Объединение в группу может возникнуть по разным причинам. Это и общие интересы, и помощь товарищам и другие. На следующем этапе, объединившись в группу, дети решают к кому обратиться за помощью, где можно найти интересующую информацию, вступая в коммуникативные отношения. Педагог принимает равноправное участие, ненавязчиво направляет действия детей, предлагает оптимальные варианты сбора информации. Это может быть совет обратиться за помощью к родителям, рассмотреть иллюстрации, книги и т.д. Происходит обогащение опыта детей. На следующем этапе совместно с педагогом обобщается собранная информация. Все ответы детей фиксируются либо в тетрадь, либо в альбом педагогом или воспитанниками. Сосредотачивается внимание на том, что все сообща получили максимальную информацию об объекте. Далее идет этап планирования. Выбираются средства, способы действия, распределяются роли. Последний этап – завершение реализации проекта, где подводится итог работы, соотносится готовый результат с планируемым.

Огромную роль в проектной деятельности дошкольников выполняют родители и педагоги дошкольных групп.

Например, долгосрочный проект “Диалог с семьей” рассматривается нами как часть работы по сотрудничеству семьи и дошкольного учреждения и представляет собой тематический цикл творческих проектов с участием родителей и воспитанников.

Цель проекта:

Повысить качество отношений “семья – детский сад”.

Задачи проекта:

повышение педагогической культуры родителей и воспитанников детского сада;

привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности;

определение рои семьи в формировании нравственно-этических ценностей личности ребенка.

Предполагаемым результатом от внедрения данного проекта является:

улучшение взаимодействия воспитателей и родителей;

создание содружества в структуре “семья – группа – детский сад”;

активизация традиционных и современных форм работы с семьей.

Проект включает в себя следующие направления:

1) рисуем “Портрет семьи” – создание “визитной карточки семьи”;

2) создаем “Семейное древо” – оригинальное представление родословной;

3) организуем “Сладкий вечер” – представление семейных рецептов, полученных по наследству;

4) создаем “Альбом семейных историй и традиций” – собрание занимательных историй, связанных с процессом воспитания в семье.

Данный цикл проектов при условии тщательной подготовки каждого из них, последовательно реализуется в группах детей в течение года.

Работа над проектом строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план – проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении книжек – самоделок, плакатов, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления и дизайна группы. С их помощью воспитатели приобрели познавательную литературу для детей.

Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка.

Дошкольники учились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектной деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Используемая литература

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу “Управление ДОУ”. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. [Текст]/ Т.Н. Ильина // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно – практический журнал. – 2008. № 1. – С. 75–77.

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.

Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, – С. 8–12.

Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. [Текст] / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2007. № 1. – С. 64–73.

Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / И.В.Цветкова, Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 192 с.