Проблемы адаптации детей в условиях ДОУ.

Подготовила воспитатель: Мокроусова О.А.

1.Проблема адаптации в современном ДОУ.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей до 3,5-4 лет: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.). «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», – отмечала Е.И. Морозова (1999).

Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что эта проблема – одна из плохо-решаемых. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков.

В связи с этим старшему воспитателю и психологу необходимо усилить работу с персоналом в этом направлении: систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка (Г.М. Лямина), этапы развития общения взрослого с ребенком (С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), практическое применение этих знаний в условиях адаптации (НД. Ватутина), диагностическая методика адаптационного профиля (Е.И. Морозова).

Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Следует сразу же пояснить, что иерархическая лестница применительно к данной проблеме предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке очередности их решения при жестком условии: без успешного решения задач предыдущей ступени невозможно эффективное движение вверх.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Период привыкания детей – неизменно сложная проблема. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования, облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков, комплексы профилактических мероприятий. Но все предлагаемое лишь несколько смягчило остроту проблемы.

Н.М.Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, не раз возвращалась к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно всё равно болеет, листики его вянут. А мы безжалостно отрываем ребёнка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью. Немало грамотных педагогов откликнулись на этот призыв – были подобраны комплексы развлекающих мероприятий, рекомендации по индивидуальному подходу к новеньким на основе тщательно разработанных анкет, вопросников для беседы с мамой: как ласково называют малыша дома? Каким игрушкам он отдает предпочтение? Может ли самостоятельно занять себя? Как и что ест малыш? Как и где спит? И т.п. Воспитателю предлагалось посетить семью будущего подопечного с целью ознакомления с особенностями его развития и воспитания. Но родители не понимали, чего от них хотят, отделываясь малозначащими фразами: «Проблем с воспитанием ребенка у нас нет», «Сын любит играть в машинки и другие игрушки», «Оля умеет все, но ленится делать сама», «Выполняет поручения, если они понравятся», «Умеет раздеваться и одеваться, но балуется» и т.п. Воспитатели, посещая незнакомую семью, в большинстве случаев чувствовали себя скованно, не видя конструктивных результатов данного мероприятия. В результате все попытки определить точки соприкосновения семьи и дошкольного учреждения, разработать общие подходы к малышу оказались малоэффективными: дети приходили в группу с любимой игрушкой, слышали свое знакомое по дому ласкательное имя, ходили за ручку с приглянувшимся взрослым, но продолжали все так же отчаянно страдать, переступив порог групповой комнаты.

В настоящее время существенную помощь в положительном решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают педагогов знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общении с взрослым и др.

Разными подходами к проблеме адаптации делятся практические работники, о научных достижениях в этой области рассказывают ученые. Внимательно знакомясь с опубликованными материалами, каждый раз можно убедиться, что характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин. Чтобы полнее представить себе эту проблему, следует разобраться в многообразии подходов к ее решению.

Многое зависит от возраста ребенка. Малыш первого полугодия еще не в состоянии отличать своих взрослых в семье от чужих. Он с благодарностью принимает помощь любого взрослого, который вовремя кормит и укладывает его спать, обнимает, поет, носит на руках. Поэтому, казалось бы, дети в возрасте до 7-8 месяцев, поступая в ясельную группу, не должны испытывать напряжения адаптационного периода, если часы кормления и сна не нарушаются. Однако даже таким малышам нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, незнакомым рукам и даже к тембру голоса воспитателя. С целью выработки единых подходов к ребенку в беседах с родителями воспитатели уточняют, чем его кормят дома, каковы характер и длительность дневного сна, в каких условиях он протекает. Одновременно узнают особенности методов и приемов воздействия на ребенка в часы бодрствования, при кормлении и укладывании.

Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5-4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основе личных симпатий у него начинают складываться избирательные взаимоотношения со сверстниками, его манят «неизведанные дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт.

Ничего этого еще нет у крохи с девятимесячного возраста и до 3-3,5 лет. Адаптационный период дети этого возраста переносят крайне тяжело. По статистике, сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполнится 1,5-2 года: ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к нему речь взрослого, может как-то рассказать о своих проблемах, не столь существенно зависит от помощи взрослого. Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь критическом для него положении. Он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый собирается произвести с ним какие-то манипуляции, отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его с трудом может проглотить две-три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе малыш остаётся голодным. А кормить насильно нельзя. Во-первых, даже незначительный кусочек картофеля или моркови может, затруднить глотание; во-вторых, у детей может быть избирательное отношение продуктам питания, например к луку; в-третьих, можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвав неприятное ощущение и даже рвоту, которая быстро сформируется в анарексию, когда рвотные позывы появляются уже при виде пищи. Ребенок в первые дни посещения гpyппы с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не видел такого большого помещения с таким обилием игрушек. Ему бы спокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут в другие, совсем несимпатичные для него помещения. Среди множества полотенец, рычащих сливных бачков туалетной комнаты его пытаются усадить на незнакомый горшок. Малыш упирается изо всех сил. Ему страшно, хочется побыстрее сбежать из этого помещения, и все усилия взрослых остаются безрезультатными. Меняя штанишки малышу, воспитатель ворчит «За два года мамаша не удосужилась приучить к горшку». А надо было всего лишь взглянуть с участием в полные отчаяния глаза ребенка, ободрить его.

Вернувшись в групповую комнату, малыш не успевает передохнуть от пережитого, как его ведут в другую комнату, с множеством кроватей. Ему некогда даже осознать, что его ждет: так быстро его раздевают и укладывают в незнакомую кровать. Есть еще силы у малыша, он протестует, кричит; нет – лежит неподвижно, боясь пошевелиться, закрыть глаза. Надо отдать должное, в практике работы с детьми есть и положительные моменты, когда время пребывания новенького ограничивается — до обеда или до укладывания на сон.

Вернувшись домой, первое, что испытывает ребенок, – невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днём ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем.

Такие испытания не проходят бесследно, и, как правило, через три-четыре дня ребенок заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Кто-то чихнул рядом, кашлянул в лицо. Много ли надо новенькому? Особенно часто в период адаптации болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, и ОРВИ.

Персоналу группы, особенно в адаптационный период, следует неукоснительно выдерживать график проветривания помещений, четко организовывать фильтр во время утреннего приёма, тщательно обрабатывать не только посуду, но и игрушки. Ответственность за эти мероприятия несёт старшая медсестра.

Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций. Узнав от воспитателей, как вел себя малыш в группе, родители бывают удивлены, озадачены. Они не знали своего малыша с такой стороны!

2. Эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Какие показатели он включает. I. Отрицательные эмоции – как правило, важнейший компонент ЭП (эмоционального портрета), встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить… И вдруг, вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая “белку в колесе”. Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.В палитру плача входит также и “плач за компанию”, которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает “новичков”, пришедших в группу, и составляет “плачущий дуэт” или же просто подпевает в хоре.Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.II. Страх – обычный спутник отрицательных эмоций, их “сослуживец”, “компаньон” и “друг”. Навряд ли нам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что его предали, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой… Малыш боится… Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх – источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.III. Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.В период адаптации ребенок похож на “ахиллесову пяту” и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.IV. Положительные эмоции – противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно, в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто “опьянен” ориентировочной реакцией на “прелесть новизны”. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, – главные “лекарства”, вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.V. Социальные контакты. Коммуникабельность ребенка – это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в “гордом одиночестве”. На смену этой “гордой бесконтактности” приходит “компромиссная контактность”, означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. VI. Познавательная деятельность – обычно верный “друг” всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В раннем возрасте эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ребёнок находится словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако, в скором времени активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. В ответах на вопросы – “телеграфный стиль”. Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой – она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако нужно постараться все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как “ванька-встанька”. Его не успеваешь уложить, как он уже сидит на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но, сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, пытаясь своим “волчьим” аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.Надо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об “адаптационных свечах”. Такие “свечи” лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.

3. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению. I. До родов (антенатальные факторы).Токсикозы I и II половины беременности.Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).Профессиональные вредности матери в период беременности.

Употребление матерью алкоголя во время беременности.Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.Курение матери в период беременности.II. Во время родов (интранатальные факторы).Осложнения в родах.Наличие асфиксии разной степени тяжести. Родовая травма.Хирургические вмешательства во время родов. Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.III. После родов (постнатальные факторы).Недоношенность или переношенность ребенка.Крупная масса тела (вес больше 4 кг).Заболеваемость на первом месяце жизни.Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.Курение матери во время вскармливания грудью.Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).Искусственное вскармливание ребенка.Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия).Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет.Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.).Задержка нервно-психического развития.Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.Отсутствие закаливающих мероприятий.Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.Конфликтные взаимоотношения в семье.Отсутствие отца или матери в семье ребенка.Первый или единственный ребенок в семье.Неправильное воспитание ребенка: “кумир семьи”, “кронпринц”, “Золушка”, “ежовые рукавицы”, гиперопека, гипоопека и т. д. Всё это различные анамнестические факторы риска, которые в той или иной степени воздействуют на адаптацию ребенка, препятствуя нормальному течению ее.Некоторые из них изменить не под силу. Ну, например, все то, что было связано с беременностью или с родами ребенка. Однако среди многих неблагополучий, влияющих на адаптацию ребенка и выявленных после родов, есть группа факторов (социальных), которые возможно устранить и даже нужно. Ну, например: пассивное курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении, лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т. д. Если родителям хочется, чтобы их ребенок адаптировался к саду быстрей и легче, чем он должен адаптироваться по прогнозу, необходимо как можно раньше устранить все, что устранимо из этого набора неблагополучий различных факторов анамнеза ребенка.

4. Три группы детей по характеру поведения при поступлении в детский сад.

Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группанемногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, где есть дедушка и бабушка, тетушки и дядюшки, живущий среди шумной ватаги братьев и сестер, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого можно ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто-нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Здесь ребенок набирается житейского опыта, самостоятельно обходя родные пенаты. Он отлично ориентируется в обстановке и безошибочно знает, какую дверь лучше обойти стороной, а в какую можно упорно стучать кулаком и даже ногой, ожидая, когда впустят и окажут радушный прием. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакции понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.

Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком: отгородившись от всего света; их круг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь.

В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. Это характерно для семей, живущих в загородных коттеджах. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.

Не имея никакого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке, ребенок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание, даже если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого и т. д. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением: отказываются брать ложку, прикоснуться к хлебу, протянуть руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях; надолго нарушаются характер и длительность сна.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.

Неопытные воспитатели спешат в первый же месяц жизни детей в группе выявить уровень их развития, не согласуя его с оценкой родителей. По окончании адаптации они устало вздыхают: «Достаточно нам было поработать с каждым ребенком каких-то 1-1,5 месяца, и мы вывели всех на нормальный уровень развития!», не считаясь с тем, что все свои силы ребенок был вынужден сконцентрировать на том, чтобы в столь нежном и хрупком возрасте самостоятельно преодолеть серьезнейшие жизненные испытания.

Не одно десятилетие ученые и практики бились над положительным решением этой серьезной проблемы. Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающий переосмыслить многие положения этой проблемы. Опыт практиков, описывающих поведение детей в этот период, также свидетельствует о том, что следует по-новому выстроить всю систему жизнеобеспечения малышей, создать четкую систему иерархии потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации. Для наглядности ступени иерархической лестницы можно представить в виде перевернутой пирамиды.

Ребенок + дети Ребенок + ближайшее окружение Ребенок + взрослые Ребенок + мать

I ступень - ребенок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. Пытаясь создавать благоприятные условия в период привыкания малыша, мы в первую очередь не имеем права отрывать ребенка от матери, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностной структуры.

II ступень - расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми. Вначале эти связи ограничены рамками семейных отношений. Круг общения с взрослыми постепенно расширяется за счет взрослых из ближайшего окружения (соседка, приезжающая с визитом тетушка и др.). Со временем в круг знакомых начинают вписываться и продавец ближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка. Особо следует отметить, как ребенок начинает воспринимать того или иного взрослого, механизм этого процесса. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама, встретив на прогулке свою знакомую, – малыш тут же, как ее отражение, улыбается тете и даже может вступить с нею в контакт. Насторожена мама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Такая оценка взрослого ребенком происходит почти мгновенно и стойко удерживается довольно долгое время. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребенка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение к которому со стороны мамы поможет ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого.

Теперь с помощью мамы и воспитателя ребенок сам переходит на III ступень: начинает проявлять интерес к объектам и предметам ближайшего окружения. Он и раньше мельком замечал и яркие детали интерьера, и богатый набор игрового материала, но все свои силы сосредотачивал на первоочередном для себя знакомстве с взрослым. Обеспечив надежный тыл в лице всех взрослых, малыш с их помощью переходит к детальному знакомству с объектами, предметами ближайшего окружения, с расположением и назначением каждого из подсобных помещений. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начнет передвигаться в незнакомом пространстве по периметру и в глубь, менять свое местоположение за столом, с интересом заниматься с игровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Отметив понравившуюся игрушку, малыш все свое внимание обращает только на нее, не замечая ничего и никого вокруг, стремится завладеть ею и искренне удивляется, встретив сопротивление хозяина этого сокровища, и даже может вступить с ним в единоборство. Отсюда и постоянные конфликты из-за игрушек

Сверстники малышу пока неинтересны, и это понятно. Игровой опыт каждого из них одинаково мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке другого ребенка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается. Более того, дети иногда воспринимают новенькую, ярко разодетую девчушку за интересную игрушку и могут вдруг потянуть ее за волосы, дернуть за руку. Вполне резонно, что на иерархической лестнице отношения «ребенок + дети» занимают последнюю – IVступень. Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьезных задач воспитательного процесса.

Возвращаясь вновь к проблеме адаптации, следует признать, что, не владея информацией об иерархии потребностной структуры малышей, мы невольно совершаем ряд грубейших ошибок.

1 -я ошибка. Хорошо известно, какие последствия имеет насильственный отрыв ребенка от матери, какое глубокое потрясение испытывает малыш. А мы упорно продолжаем совершать эту ошибку, разлучая ребенка с мамой, подрывая у него тем самым формирующееся доверие к миру.

2-я ошибка. Практическим работникам известна ведущая роль взрослого в развитии ребенка, но в период адаптации мы забываем о ней, оставляя малыша без всякой помощи и поддержки. Переступив порог группы и оказавшись вдруг в незнакомой обстановке среди незнакомых взрослых, без близких, ребенок мобилизует собственные силы и самостоятельно пытается наладить контакт с незнакомым человеком (просится на руки, ходит, держась за подол ее платья, и др.). А взрослый? Чуть успокоив отчаявшегося, он предлагает: «Смотри, сколько у нас интересных игрушек! Твои любимые машинки тоже есть», перебрасывая малыша с первой ступени сразу на третью. Еще хуже обстоят дела, когда его бросают сразу на четвертую ступень со словами: «Смотри, сколько у нас детишек и никто не плачет! Пойди, поиграй с ними!». А ведь каждому практическому работнику хорошо известно: новенький даже не двинется в сторону сверстников. Более того, он вынужден самостоятельно учиться ориентироваться в чужой для него обстановке. И на все это у малыша уходит от одного до шести месяцев.

3-я ошибка. Так сложилось на практике, что период адаптации начинается, когда группы еще полностью не открыты. В этом случае адаптирующихся детей объединяют в одном помещении, а после адаптации отправляют в основную возрастную группу. Почему-то взрослые не догадываются, какой непоправимый ущерб они наносят маленькому существу своими неумными действиями, заставляя его повторно пройти те же испытания адаптацией, напрочь забывая главную, наипервейшую задачу дошкольного учреждения – заботиться о здоровье ребенка.

4-я ошибка. Неправильно выстроенная линия поведения всех взрослых приводит к тому, что ребенок отчаянно плачет в течение всего времени пребывания в группе, расшатывая свою нервную систему. К тому же дети эмоционально заражаемы и очень часто без причины начинают плакать хором. Неспокойный эмоциональный фон утомляет остальных детей, в группе создается нервозность. Нелегко детям. Трудно в таких условиях работать и взрослым.

Надо быть спокойным, приветливым, внимательным к каждому. Воспитателю нужно найти время, чтобы отвлечь, успокоить плачущих, кого-то взять на руки, кого-то прижать, погладить по голове, проявить сочувствие, а с кем-то поиграть, поговорить. Необходимо уделять внимание и другим детям и не выбиваться из плотного графика работы.

Поневоле взрослые работают напряженно, без улыбок, движения их порывисты, речь скупа на эмоции, напрочь забываются знания об уровнях общения с ребенком. Дети чутко улавливают настроение взрослых, заражаются им, не находят успокоения в таком примитивном общении.

5-я ошибка. Чтобы как-то ослабить напряжение в работе персонала, администрация совершает очередную ошибку – разрешает не выводить на прогулку новых детей. А ведь прогулка для малышей – своеобразная передышка. Во-первых, они несколько успокаиваются, когда с них не снимают одежду, а наоборот, надевают свою, знакомую. Во-вторых, на участке дети почти не плачут: в их жизненном опыте уже были и горка, и песочница. В-третьих, на прогулке у воспитателя появляется реальная возможность не спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним от одной играющей компании детей к другой, покачать малыша на качелях, организовать подвижную игру, рассмотреть цветы на клумбе и т.п. Конечно, возвращение с прогулки – это опять поток слез. Поэтому лучше всего на таком эмоционально-положительном всплеске расстаться с малышом, передав его маме. Дети вместе с воспитателем, прощаясь, говорят новенькому: «Приходи завтра, мы тебя будем ждать!». Успокоенный малыш довольно улыбается. Рада и мама.

А может ли малыш улыбаться в период адаптации? Оказывается, может. Для этого нужны лишь слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей и всех сотрудников дошкольного учреждения.

Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей – правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей.

Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в два этапа. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей и воспитателей.

Первый этап - подготовительный, длительностью в 4-5 месяцев. Второй этап - основной, длительность его полностью зависит от того, насколько глубоко родители прониклись серьезностью данной проблемы, чтобы не травмировать психику малыша в этот сложный период, правильно вести его до полного привыкания. Успешность адаптации детей зависит на этом этапе и от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было интересно с ним; руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель – союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях неизменно рождается союз единомышленников, от чего выигрывают и ребенок, и сами взрослые.

5. Условия, необходимые для сравнительно спокойной адаптации.

• Ребенок не должен ощущать потерю защиты и неудовлетворенность в базисной потребности в безопасности, поэтому присутствие кого-либо из членов семьи (мамы или бабушки) необходимо вплоть до окончания периода адаптации.

• Старший воспитатель и психолог на основе наблюдений за детьми должны разрабатывать рекомендации для мам и воспитателей группы, помогать им успешно решать задачи на ступенях иерархической лестницы, выстраивая личностно ориентированную линию поведения с каждым ребенком.

• Необходимо придерживаться вариативной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключительно на оценке поведенческих и познавательных характеристик каждого из них. Первое знакомство с дошкольным учреждением, как правило, проходит на прогулке (в утреннее или вечернее время) и длится не более 30-40 минут. В день можно принимать до четырех детей (по одному человеку на начало прогулки и к ее окончанию). У каждого малыша свой ритм адаптации. С учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки. Завтрак, обед и дневной сон должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом – завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками.

• На время адаптационного периода следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить детей на прогулку сразу после завтрака, заменить предусмотренные по сетке игры-занятия на развлечения, подвижные игры, наблюдения за животными в живом уголке и на прогулке.

• Воспитателю следует работать спокойно, без напряжения, доброжелательно встречать нового ребенка и его маму. В трудные моменты проведения режимных процессов нужно опираться на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки-самоделки, дарить их всем детям.

• С целью снятия эмоционального дискомфорта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу (завхоз, музыкальный работник и др.).

6.Два этапа адаптационного периода.

Первый этап – подготовительный - начинается с первого общего родительского собрания, которое администрация дошкольного учреждения проводит за четыре-шесть месяцев (февраль-март) до начала поступления детей в группу. На собрании заведующая знакомит родителей с сотрудниками административного аппарата, с персоналом группы, рассказывает о традициях и текущих задачах учреждения, показывает кабинеты специалистов, физкультурный и музыкальный залы, групповые помещения. Старший воспитатель и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:

• привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

• познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;

• по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании (см. показатели развития детей);

• расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки, чаевничать у соседки и т.п.

Часто родители задают вопросы: как долго будет длиться адаптация детей? Когда маме можно выходить на работу? Ответ прост – все зависит от того, насколько правильно она подготовит малыша к этому значимому периоду его жизни.

В августе, за 10-15 дней до начала второго этапа адаптационного периода – приема детей в группу, – проводится второе родительское собрание.

На собрании заведующая рассказывает о режиме работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни. Родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально-типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни. Заведующая сообщает, что адаптационный период будет проходить под контролем медико-педагогической службы с участием психолога, подчеркивает: для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых – родителей, воспитателей, медицинских работников, старшего воспитателя и психолога. Одно из главных условий успешной адаптации ребенка – присутствие мамы.

Старшая медицинская сестра дает рекомендации по профилактическим мероприятиям с детьми (обработка носоглотки, витаминизация, рацион питания, щадящий режим в домашних условиях и т.д.), объясняет родителям, почему дети все же могут заболеть.

Старший воспитатель рекомендует в оставшиеся до прихода детей в дошкольное учреждение дни формировать у них положительное отношение к детскому саду. Не следует пугать ребенка: «Не хочешь есть сам? Вот пойдешь в детский сад – там тебя быстро выучат!». Следует говорить: «Учись есть сам – тогда тебя возьмут в детский сад». Все члены семьи должны радоваться, удивляться: «Смотрите-ка, а Танюшка совсем большая стала, уже в детский сад собирается! Там хорошо, весело, интересно!». Можно вспоминать яркие события из собственной «детсадовской» жизни; придумывать истории о том, как игрушечный мишутка отправился в детский сад.

Старший воспитатель также рассказывает о том, какие задачи будут решаться всеми взрослыми на этом этапе адаптационного периода.

Психолог подробно описывает поведение мамы в первые дни совместного с ребенком посещения учреждения: чтобы не вызывать у малыша тревоги, напряжения, не следует прижимать его к себе, брать на руки; необходимо спокойно относиться ко всем предложениям персонала, помогать воспитателю в выполнении наиболее трудоемких режимных моментов (сборы на прогулку и др.), но не подменять его в учебно-воспитательном процессе (не устраивать игр, хороводов и т.п.). Главная задача мамы: формировать положительное отношение к воспитателю – интересному, доброму взрослому; быть помощником в решении текущих задач на каждой ступени иерархической лестницы.

В конце собрания под руководством медико-педагогической службы учреждения устанавливается очередность наполнения группы новыми детьми.

7. Пример адаптации малыша к условиям детского сада.

В первый день приема детей мама, гуляя с Алешей, предлагает ему зайти в детский сад, где играет с детьми добрая, веселая Татьяна Ивановна. Мама, помня о том, что Алеша будет смотреть на нового взрослого, доверяясь ей, здоровается с воспитательницей как с доброй старой знакомой. Воспитатель, зная, кто и в какое время придет на участок, приветливо встречает вошедших: «Я рада, что вы с Алешей пришли к нам. Поиграйте, у нас весело!». Не навязывая общение, не нарушая личностного пространства ребенка, она в основном контактирует с мамой, с улыбкой, поощрительно поглядывая на малыша.

Мама, дав понять, что Татьяна Ивановна – хорошо знакомый человек, продолжает реализовывать задачу второй ступени – формировать положительный образ интересного взрослого, что помогает ребенку без проблем и довольно быстро принять его, легче наладить контакт.

Задача воспитателя – наблюдать за ребенком и мамой, отмечать стиль их общения, уровень развития малыша, его потенциальные возможности.

Обычно дети держатся скованно, настороженно, пытаются теснее прижаться к маме. Поэтому мама предлагает Алеше спокойно посидеть рядом с ней на скамейке, не спеша оглядеться. Малыш бросает беглый взгляд вокруг, несколько успокаивается, так как участок оборудован также, как знакомая детская площадка: такая же горка, песочница, лесенка. Но его внимание все же направлено на незнакомого взрослого.

Мама комментирует действия воспитателя только с положительной стороны: добрая (поливает цветы), веселая (затеяла с детьми игру) и т.п. Улучив момент, она интересуется, как зовут черепаху, которая гуляет в траве, сообщает, за каким животным ухаживает Алеша дома. Так она вовлекает сына в общий разговор: спрашивает у него, как зовут его птичку, кто ее подарил. Воспитатель поддерживает разговор с мамой, радуется, смеется, удивляется высказываниям ребенка. В дальнейшем эти сведения послужат поводом обратиться к Алеше напрямую, без посредников: «Как поживает твой Кеша?» – и оценить уровень развития речи ребенка. На прощание Татьяна Ивановна приглашает приходить почаще. Мама подчеркивает, как им было интересно в детском саду, а дома рассказывает об этом всем членам семьи.

На следующий день Алеша активнее включается в общую беседу (речевой контакт с взрослым), откликается на предложение посмотреть что-то интересное (вместе с мамой). Раз от раза у него все устойчивее проявляется познавательный интерес к деятельности воспитателя, все чаще он смотрит на Татьяну Ивановну с улыбкой, ожидая интересных предложений. Это свидетельствует о том, что у него успешно формируется положительный образ взрослого. Вот мама помогает Алеше взойти на горку, а Татьяна Ивановна подхватывает его с другой стороны. Ребенок настораживается, вопросительно смотрит в сторону мамы. Та, создавая условия для возникновения эмоционально-телесного контакта с воспитателем, доброжелательно относится к происходящему; малыш видит это и успокаивается. Вскоре он спокойно воспринимает помощь воспитателя.

Вместе с мамой малыш начинает ближе подходить к Татьяне Ивановне, когда она рассказывает о чем-то интересном детям. Мама хорошо знает своего ребенка и, улучив момент, незаметно отходит на шаг, встает за его спиной, чтобы в нужный момент успеть успокоить словом, взглядом, прикосновением: не волнуйся, я здесь. Постепенно дистанция между сыном и мамой увеличивается. В это же время Татьяна Ивановна постепенно налаживает эмоционально-телесный контакт с Алешей: то, умиляясь его умению, обнимает, то со смехом проводит рукой по его голове и т.д. Алеша все чаще по собственной инициативе отходит от мамы, все дольше задерживается возле воспитателя, охотно откликаясь на интересные предложения, а это значит, что он уже крепко «стоит» на второй ступени иерархической лестницы.

Старший воспитатель и психолог следят за поведением детей, обсуждают результаты наблюдений с воспитателем и родителями. Отметив возрастающий уровень поведенческой активности Алеши, все вместе решают вопрос о переводе его на третью ступень иерархической лестницы. На этом этапе мама с воспитателем совместными усилиями помогают ребенку постепенно знакомиться с помещением групповой комнаты, ориентироваться в нем.

Задачи мамы: продолжать формировать у сына положительный образ воспитателя, способствовать установлению эмоционального комфорта в новых условиях. Задачи воспитателя: выстраивать с ребенком отношения, удовлетворяющие его потребности в защите и безопасности, доверии к взрослому; определив уровень развития малыша, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие, предлагать тип общения, соответствующий его возможностям.

Старший воспитатель должен следить за тем, чтобы в групповом помещении одновременно находилось не более двух-трех новичков с мамами: скученность негативно сказывается на эмоциональном состоянии детей – одних возбуждает, других угнетает.

И вот мама с Алешей приходят в группу (после завтрака или после полдника). Татьяна Ивановна встречает их в раздевалке и сразу же «дарит» Алеше персональный шкафчик, а чуть погодя в туалетной комнате – горшок и полотенце с картинкой, что тут же положительно оценивает мама, а затем и сын.

Обеспечив в лице взрослых надежный тыл, ребенок начинает проявлять интерес к ближайшему окружению. Воспитательница показывает ему игрушки, уточняет места их расположения. Мама радуется, удивляется их обилию и разнообразию, обращает внимание сына на новые для него объекты (аквариум, пианино и т.п.). Попутно она рассказывает Татьяне Ивановне, чем увлекается Алеша, как он умеет играть. Воспитательница щедра на похвалы.

Как правило, детям трудно сразу освоить большое помещение игровой комнаты, запомнить места хранения игрушек, расположение туалетной комнаты. Поэтому взрослые постоянно приходят Алеше на помощь: подсказывают, подбадривают, хвалят, поддерживают его возрастающую познавательную активность. В напряженные режимные моменты (высаживание, сборы на прогулку) мама рядом с сыном: помогает ему по мере необходимости, а воспитатель хвалит за демонстрируемые им умения. В таких ситуациях мамы своим присутствием и непосредственным участием в выполнении совместных действий по самообслуживанию сглаживают остроту восприятия необычного для малышей, напряженного ритма жизни, приучая к необходимости выполнения жестко регламентированных действий. Алеша уже оделся на прогулку, и мама помогает другим детям. Взрослые обращают внимание детей на яркую одежду и умения соседа, тем самым вызывая интерес к сверстникам, – это первые шаги к четвертой ступени иерархической лестницы.

На прогулке Алеша держится спокойно, может отойти от мамы – поиграть в песочнице, прокатиться с горки и т.п. Наблюдая за поведением детей, за их игровыми действиями, Татьяна Ивановна выстраивает собственную линию поведения. Малышам, не в полной мере овладевшим игровыми навыками и часто обращающимся к маме за помощью, она ненавязчиво предлагает взаимодействие на уровне эмоционального общения: игру в ладушки, перебежки и т.п. Детей с достаточно высоким уровнем игровых действий вовлекает в интересное занятие. Такое ситуативно-деловое общение значительно облегчает и сокращает период адаптации.

Следуя психолого-педагогическим рекомендациям, родители уже могут оставлять малышей на некоторое время без опеки. Вот и мама Алеши в момент наивысшей его заинтересованности в происходящем (участие в подвижной игре) на короткий срок покидает помещение группы, предупредив сына: «Я позвоню и сразу же вернусь!». Фраза знакома и понятна малышу, но он все же насторожился и прекратил игру. Воспитатель успокаивает: «Не волнуйся, мама сейчас придет!». Предупреждать ребенка нужно обязательно, иначе он будет постоянно оглядываться на маму, следить, не ушла ли она без него. Нельзя затягивать возвращение мамы, допускать нарастание тревожности. Время отсутствия мамы увеличивается постепенно. У каждого ребенка свой ритм вхождения в новые условия жизни, но все дети обязательно придут к тому, что смогут без волнения, спокойно расставаться с мамой на пороге групповой комнаты в утренние часы и радостно встречаться с ней к концу прогулки, чтобы в спокойной домашней обстановке пообедать и лечь спать.

Проходит время, и после прогулки Алеша вместе с детьми возвращается в группу, где им предлагают обед. В первое время он не начинает обедать сразу же, а спокойно играет, ожидая маму. Мама приходит и вместе с ним садится за стол, помогает ему и детям, сидящим рядом, закончить обед. Спустя некоторое время Алеша уже без мамы по предложению воспитателя садится обедать, но спать уходит домой. Теперь его можно приводить в детский сад в утренние часы приема, он спокойно завтракает и обедает в группе.

На заключительном этапе адаптации детей приучают спать в детском саду. Воспитатель предлагает Алеше: «Покажи всем детям, как ты умеешь раздеваться, и помоги раздеться малышам. Ложись в кровать, пусть отдохнут твои руки, ноги. Ты не спи, не закрывай глаза. Я буду рядом».

При этих словах малыш расслабляется и спокойно засыпает. На первых порах Алеша засыпал позже всех, а иногда просыпался с плачем раньше времени, но главное – во время пробуждения мама всегда была рядом до тех пор, пока он не привык спокойно спать до подъема и просыпаться в бодром настроении. Только в этом случае можно считать, что адаптационный период подходит к концу.

Постепенное введение ребенка в новые условия жизни с помощью мамы и симпатичного для него воспитателя помогает ему безболезненно освоиться на третьей ступени иерархической лестницы, преодолеть этот трудный период жизни. Несмотря на усилия всех взрослых, у многих детей в домашних условиях в это время все же наблюдаются поведенческие и эмоциональные проявления регрессии: утрачиваются навыки опрятности и самообслуживания, снижается уровень речевого общения и игровых умений. Это объясняется тем, что дети устают от напряженного ритма жизни группы, постоянного присутствия значительного количества сверстников, непрерывного шумового фона в помещении.

Повторим, длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться, то делает это медленно, отстает от всех. Все это накладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Болезненным, стеснительным детям необходимо в середине недели устраивать «выходной». Следует иметь в виду, что длительные перерывы (от семи-десяти дней и более) затягивают и осложняют период адаптации.

Во время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, интересной деятельностью и т.п. Следует пораньше укладывать детей на ночной сон после теплой ванны. В этот период нужно как можно реже ходить в гости, посещать поликлинику, парикмахерскую, чтобы лишний раз не перегружать малышей впечатлениями. Необходимо охранять нервную систему ребенка, окружить его любовью.

Список литературы.

1.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2006,- 236с. 2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ – М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил. 3. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. – М.: Педобщество, 2003, 240с.

4. С. Теплюк. Улыбка малыша в период адаптации.//Дош. воспитание №3 2006.

5. С. Теплюк. Улыбка малыша в период адаптации.//Дош. воспитание №4 2006.