Статья

«Развитие интеллектуальных способностей в процессе ознакомления с растительным миром».

Написала Смирнова Елена Викторовна

Воспитатель ГБДОУ № 70

Санкт-Петербург

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Природа окружает нас с ранних лет. И.Г Песталоцци отмечал, что «это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям, а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи».

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка логически мыслить, ведите его в природу – логика природы самая неопровержимая.

Из-за отсутствия знаний, из-за непонимания важности и необходимости растительного мира для всего живого не только дети, но и подростки очень грубо обращаются с деревьями: сдирают кору, ломают не только ветки, но и молоденькие деревца, срывают и выбрасывают ягоды, не задумываясь о последствиях своих действий, о том, какой ущерб они наносят окружающему миру. Многие дети не относят деревья к живой природе, не знают, зачем дереву листья, не имеют представлений о том, что деревья цветут, считают, что деревья нужны для красоты.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес к растительному миру , важно использовать разнообразные методы и приемы :

Дидактические игры для обогащения словаря, развития логического мышления, внимания, памяти, воображения.

Экспериментирование с природным материалом – корой, листьями, семенами.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение энциклопедической и художественной литературы.

Использование загадок, пословиц, словесных дидактических игр.

Наблюдение живой природы.

Подвести детей к пониманию того, что деревья – живые существа можно в игре «А что у дерева?», основанной на сравнении со свойствами человека:

У человека рот – у дерева…(корни)

У человека позвоночник – у дерева…(ствол)

У человека кожа – у дерева…( кора)

У человека сосуды – у дерева…(прожилки)

У человека кровь – у дерева…(сок)

У человека легкие – у дерева…(листья)

Дети часто нарушают правила взаимодействия с объектами живой природы, потому что у них не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому при выходе на прогулку можно поприветствовать всех жителей участка, спросить об их настроении, самочувствии, радостях, печалях и просьбах. Постарайтесь убедить детей в том, что растения «разговаривают» с людьми, «рассказывают» о своей жизни, только говорят они не словами, и поэтому люди часто их не слышат и не понимают. Растения говорят своим внешним видом. По внешнему виду деревьев на участке можно определить, как дереву живется. На прогулках в разные периоды времен года наблюдайте изменения, происходящие с деревьями, кустарниками, рассматривайте кору, семена, листья, Побуждайте детей к сравнению, к выделению общего и отличного.

Закреплять знания, полученные на прогулках, можно с помощью моделирования, зарисовок. Очень хорошо в этом помогает гербарий. Рассмотрите с детьми через лупу форму листьев, черешки, почки, расположение листьев на ветке.

Очень привлекает детей исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, а главное- дети все проделывают сами. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение логически мыслить, обобщать. Во время опытов можно выяснить, как корни всасывают воду, как листья испаряют влагу, какой стороной дышит листик, как стебель проводит воду, как растения двигаются? В течение года можно понаблюдать, как поворачиваются листья к свету, как комнатное растение маранта вечером складывает свои листочки, как раскрываются бутоны. Все результаты лучше зарисовывать.

Экспериментальная деятельность неотделима от трудовой. После проведения опытов, во время которых выясняли, какие условия необходимы для роста растений, дети начинают осознанно относиться к труду и им уже не придется напоминать о необходимости полить растения или помыть листья. Потому что они понимают, как трудно листикам дышать под слоем пыли, как необходимо питание растениям.

При ознакомлении с растительным миром нужно обращать внимание не только на то, что человек без природы не может, но и на зависимость состояния природы от поведения и деятельности человека. В процессе труда нужно создавать проблемные ситуации и предлагать разрешить их детям самим, что повышает интерес, ставит перед необходимостью пополнять свои знания.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а вместе с ним и мышления, внимания, памяти являются игры и задачи «открытого типа». После чтения художественной литературы нужно обязательно задавать вопросы относительно последствий, которые могут произойти. Например: «Что может произойти при встрече дождя и дерева? Что дерево скажет дождю? Что произойдет при встрече дерева с огнем? С человеком? Предложите детям «мысленное путешествие по картине». Пускай они представят себя одним из персонажей, изображенных на картине, и расскажут о том, что они чувствуют, о чем хотят сказать.

Активизировать мышление детей можно, задавая вопросы , побуждающие искать ответ в воображаемом плане. Так, на осенней прогулке можно предложить подумать, как изменились бы деревья, если бы стоял морозный зимний день?

Интересное упражнение «Фантастические гипотезы». Детям задаются вопросы: «Что было бы, если? (из леса исчезнет ветер, дождь будет лить, не переставая, деревья научатся ходить).

В игре «Представь себя совсем иным» дети научатся понимать другие живые существа, переживать судьбу сломанного деревца, страдающего от голода в мороз воробышка.

Предложите детям объяснить пословицы: «Не от добра дерево лист роняет», «Сломать дерево недолго – вырастить годы», «До поры до времени не сеют семени». Чтобы объяснить пословицу, детям нужно сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Для закрепления знаний можно провести интеллектуальную разминку:

У каких деревьев сладкий сок? (клен, береза)

Какое дерево самое грустное? (плакучая ива)

Растет ли дерево зимой?

Как называется дубовый лес?

Какие животные питаются желудями?

Чем отличается дерево от кустарника?

У каких деревьев осенью листья красные? (рябина, осина)

Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет?

У каких деревьев семена с крылышками?

Какие лиственные деревья ты знаешь?

Какую пользу приносят деревья?

Чем отличается лиственница от сосны и ели?

Кто любит угощаться березовым соком?

Какой гриб любит расти под березой?

Что дает дуб людям?

Как выглядят семена липы?

Какое дерево дает лучший мед?

У какого дерева дрожат листья?

Почему у осины дрожат листья?

Как называется часть листа, которая соединяет его с веткой?

Кто любит лакомиться осиновой корой?

Какой гриб любит расти под осиной?

Зачем семенам «крылышки»?

Как называют сосновую смолу? (живица). Почему?

Назовите хвойные деревья?

Как называется окаменевшая смола сосны?

Какие звери и птицы любят лакомиться сосновыми семенами?

Про какие деревья говорят «зимой и летом одним цветом»?

Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом?