«Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления».

Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Влияние окружающей природы на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни ребенка. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Для людей окружающая их природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам необходим воздух, вода, пища. Их дает нам природа. Природа радует, восхищает нас своей красотой. Природа охраняет наше здоровье. Любовь к природе, забота о ней, делает нас добрее. В ней все удивительно, в ней множество загадок, только разгадывай!

С давних пор люди стремятся как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки: метеорология, аэрология, география, биология, физика, химия, природоведение. Одна из них исследует природу. Это увлекательная и очень важная наука называется экологией. Экология – « наука о доме». Эта наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Большинство изменений в мире природы человек может заметить и почувствовать, и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в мир природы. Ребенок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется к красивому и яркому. Все это он может увидеть в природе, все для него впервые, все удивляет и радует. Природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления.

Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания. Экологическое воспитание – это ознакомление детей с природой, это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Правильное отношение может быть сформировано у ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, представляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, разными проявлениями в благоприятных условиях.

Основной целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Экологическое воспитание дошкольника направлено на развитие гуманных чувств, накоплению эмоционального положительного опыта общения с природой, на развитие интеллекта.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина.) показывают, что возможности умственного развития дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но их внутренние связи и отношения. Такое познание осуществляется детьми, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально – познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта.

Экспериментирование – особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение; стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний. Ребенку по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями.

В младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремиться рассмотреть предмет, но потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе, воде. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставлять их, классифицировать, делать выводы.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет естественно создать атмосферу, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Развитие способности детей экспериментировать представляет определенную систему.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально – организованных видах деятельности под руководством взрослого, затем материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметную среду группы для самостоятельного экспериментирования, если это безопасно для его здоровья. Дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, приобретают опыт работы с магнитами. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными методами, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Результатом детского экспериментирования является не качество результата, а характер процесса. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, влияет на развитие творческих способностей, формирует трудовые навыки.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Темирязев.