Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Термин «ОНР» применяется в патологии речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики (Р. Е. Левина). Обучение дошкольников с ОНР в специализированной группе позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к обучению в школе (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).

Развитием речи в этих группах занимаются и логопед, и воспитатель, в том числе на занятиях – как общеобразовательных фронтальных, так и специальных логопедических. Несмотря на их несомненную пользу, нельзя не отметить и недостатки: практически работают только активные дети, удельный вес собственной речи ребенка невелик – большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и других детей. Следовательно, необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в ДОУ развивающую речевую среду.

Среда не должна быть просто «обстановка», а источником детского развития. В ребенке работает внутренняя пластическая сила. Все, что воздействует на ребенка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств. В Древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении. И это должно лечь в основу принципа организации развивающей среды.

Развивающая среда это не отработка или отшлифовывание знаний ребенка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь все, что попадает в поле зрения ребенка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижером, развивающим разум ребенка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

Принцип коррекционно-развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает «зону ближайшего развития» ребенка, которая предоставляет резерв его потенциальных возможностей.

Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:

развитие познавательной активности детей с ОНР;

развитие общеинтеллектуальных умений.

Задача развивающего обучения – это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребенка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.

«Каркасом» коррекционно-развивающего должна стать логосреда. Она должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Здесь важно следовать принципу «развивающей» интриги.

Предметно-игровая среда должна отвечать следующим параметрам:

проблемная насыщенность;

создание оптимальных условий для речевого личностного развития детей-логопатов;

многофункциональность и вариативность модели среды: открытость к изменению, преобразованию среды детьми, в соответствии с рабочей лексической темой;

необыденность, приближение к домашней обстановке;

стимулирование и провоцирование речевой активности, диалога в освоении речевой лексической темы;

психологическая комфортность: создание обстановки, которая расковывает и подводит к мотивации успешности.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать:

чувство психологической защищенности;

средства полноценного развития, то есть должна быть обеспечена радость существования;

решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребенок – педагог»;

сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

А значит, предметная среда должна предоставлять ребенку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из нее информацию.

Логосреда оформляется согласно тематическому планированию по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда и направлен на индивидуальное развитие каждого ребенка, максимальное раскрытие его индивидуальных возможностей. Игры и пособия должны быть интересны и привлекательны, чтобы дети захотели самостоятельно продолжать деятельность предложенную педагогом.

Один из вариантов оформления: экологический букварь. Он разделяется на четыре сезона: осень, зима, весна, лето. А в каждом сезоне меняется лексическая тема.

Например, осенний период – «Осень в волшебном лесу» (темы: фрукты, овощи, перелетные птицы, откуда хлеб пришел и др.); зимний период – «Зима в волшебном лесу» (темы: зимующие птицы, зимние месяцы, зимние развлечения и др.).

Очень хорошо использовать выставки и мини-музеи на подиуме:

сентябрь: «Дары леса», «Подарки лесовичка (поделки из природного материала)».

октябрь: «Ярмарка», фоторепортаж «Как мы в лес ходили».

ноябрь: «Модельное агентство («Одежда»)», «Посуда бабушки Федоры (старинная деревянная и металлическая посуда)», рекламная акция (выставка современных столовых и чайных сервизов).

декабрь: «Пришла зима в город», «Игрушки своими руками (поделки)», «Самая смешная фотография про новогодний праздник», мини-музей «Птицы», «Парад снеговиков».

январь: «Мой самый верный друг (фотовыставка собак)», «Кто живет на льдине».

февраль: «Звери Севера», мини-музей «Русские воины», музей орденов и фотографий пап и дедушек о военной службе.

март: «Мамина шкатулка», «Золотые руки наших мам (поделки и работы мам)».

Можно создать в логопедическом уголке персонажа (цыпленок, котенок), который будет предлагать детям различные темы, игры, загадки, вопросы и создавать соответствующее оформление темы.

В логосреде невозможно обойтись без зеркала. С его помощью в вечерние часы проводятся индивидуальные занятия по автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков. Ту же можно поместить дыхательные тренажеры, соответствующие лексической теме: «транспорт» – самолеты, «зима» – снежинки, «осень» – листочки, капельки дождя. Вокруг зеркала можно расположить пиктограммы для проведения психогимнастики. Это наборы фруктов, снежинок, листочков, посуды, а также сапожки, машины со схематичными изображениями эмоций. С их помощью дети учатся выражать свои чувства и переживания.

На магнитной доске можно прикрепить для рассматривания и составления рассказов предметные и сюжетные картинки, соответствующие лексической теме. Можно сделать для них специальные кармашки, чтобы дети могли ими свободно пользоваться. Также хорошо сделать альбомы с демонстративными картинками по темам.

Еще в логосреде находятся:

план-схемы для составления описательных рассказов;

условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей (наборы карточек с разнообразными изображениями);

дидактические игры на развитие тактильных ощущений, на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного и слухового восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений;

аудио- и видеозаписи;

уголок художественной литературой с подбором книг по теме;

картотеки артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений и стихотворений для заучивания с детьми;

медиатека презентаций и компьютерных игр по лексическим темам;

игровые модули для сюжетно-ролевых игр;

игрушки – маркеры;

наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов).

Очень важно, чтобы стимулирование речевой активности детей проходила через взаимодействие со всеми специалистами ДОУ: на физических занятиях, музыкальных занятиях (развитие дыхательных, артикуляционных отделов, координированности, акустического восприятия, развитие моторных функций в танцевальном движении); на занятиях психолога (развитие восприятия различной модальности, зрительного и слухового внимания, зрительной и слухоречевой памяти, наглядно-образного и словесного мышления).

Речь взрослых является образцом для подражания детей. Поэтому она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости: тихая – снижает слух, восприятие и речевое внимание; громкая – приводит к быстрому утомлению акустического анализатора. Особое внимание нужно уделять интонации. Речь должна быть эмоциональной, выразительной, с естественными интонациями.

Кроме этого, педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверканье слов, использование мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз.

По форме и тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения.

Грамматическое оформление обращенной речи нужно согласовывать с возрастом ребенка (чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура речи). Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития и запасом представлений об окружающем мире у детей.

Воспитатели должны использовать все режимные моменты для активизации речевой активности детей.

Очень важна работа с родителями, вовлечение их в педагогический процесс, их участие в выставках, консультациях, открытых занятиях, активное выполнение домашних заданий, подготовленных учителем-логопедом.

И только тогда, когда логосреда будет специально оформлена, когда она будет развиваться системно во всех видах деятельности и при участии всех специалистов ДОУ и родителей, только тогда вовлеченные в интересную для себя деятельность активизируются и дети, а, следовательно, будет лучше и качественнее результат коррекционной работы с ними.