Структурно-логические схемы по истории России

(из опыта проектной деятельности)

Авторы: Василина Михайловна Тимофиенко, Дарья Алексеевна Харитонова – студенты 2 курса, специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Научный руководитель: Наталья Георгиевна Мельникова, преподаватель социально-экономических дисциплин

Образовательное учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волжский политехнический техникум»

2012 г.

Современный рынок труда предъявляет все более высокие требования к выпускникам учебных заведений, поэтому постоянно внедряются новые технологии обучения, увеличивается объем информации, который должен усвоить учащийся. Молодому человеку надо успеть многое – приходится искать такие методы, которые позволят за короткое время усвоить большой объем материала.

Студенты, пришедшие в техникумы и колледжи после 9 класса, на первом курсе сталкиваются с такой серьезной проблемой как изучение истории. Путь, пройденный человечеством за 2,5 миллиона лет, учащиеся должны освоить за 100 часов! Преподаватели Волжского политехнического техникума постарались облегчить эту задачу – по основным темам курса отечественной истории составлены структурно-логические схемы. Материал 3 – 4 параграфов коротко и доступно изложен в виде схемы на одном листе формата А4. Это методическое пособие в 2011 году прошло экспертизу УМО Совета директоров ССУЗов Волгоградской области и ему присвоен гриф «Рекомендовано в качестве учебного пособия для учебных заведений Волгоградской области».

Схемы облегчают восприятие, но этот материал достаточно сух, лишен эмоциональности. Студенты второго курса ФГБОУ СПО «ВПТ» под руководством преподавателя социально-экономических дисциплин Мельниковой Н.Г. решили с помощью программы MS Power Point придать обучению современность и увлекательность. Эта программа позволяет сделать изложение ярким, наглядным, доступным. Поэтапное появление элементов схемы делает ее более понятной.

Можно легко проследить причинно-следственные связи между событиями; выявить характерные черты общественных явлений; четко сформулировать основные направления внутренней и внешней политики в различные исторические периоды. Становится необязательным использование на занятии бумажной наглядности: карт, таблиц, иллюстраций. Все это (причем значительно лучшего качества) можно вывести на экран, увеличить, сконцентрировать внимание на отдельных деталях. При этом частично снимается и проблема недостаточного финансирования: учебному заведению не надо закупать комплекты карт и иллюстраций.

Презентации, сделанные с помощью программы MS Power Point, могут включать в себя фрагменты художественных и документальных фильмов (для выделения нужного фрагмента пришлось освоить программу Sony Vegas Pro), музыкальных произведений, изображения шедевров мировой и отечественной архитектуры, скульптуры, живописи. Все это позволяет более глубоко прочувствовать историческую эпоху, сделать ее близкой и понятной. Конечно, особый интерес вызывает подготовка презентаций по культуре отдельных исторических периодов: необходимо подобрать иллюстрации, характеризующие конкретный художественный стиль, сравнить отечественные и зарубежные памятники, проследить единство стиля в различных сферах изобразительного искусства.

Знания, полученные студентами при изучении учебной дисциплины «Социальная психология», помогли учесть психологические особенности восприятия при подготовке презентаций. Это сказывается в подборе цветовой гаммы (для фона предпочтительны холодные тона, используется не более трех цветов, фон и текст контрастны), используемого шрифта (Times New Roman или Arial, четкое выделение заголовков c помощью жирного шрифта или курсива), количестве информационных блоков в каждом слайде (от 3 до 6), лаконичном построении фраз.

Этот проект старается учесть типичные ошибки оформления презентаций, встречающиеся в Интернете: перегруженность информацией отдельного слайда, расположение текста по вертикали, слишком мелкий шрифт, неоправданное использование эффектов анимации. Эти приемы рассеивают внимание слушателя, отвлекают от главного, мешают правильному восприятию информации.

Эта проектная деятельность не только помогает студентам лучше усвоить исторический материал, расширить свой кругозор, развить логическое мышление. Полученные знания и навыки помогут и в дальнейшей профессиональной деятельности. Современный работодатель предъявляет высокие требования и к своим работникам, и к соискателям. Умение самопрезентации необходимо для современного специалиста. Владение IT-технологиями, различными компьютерными программами (в том числе и MS Power Point) повышает ценность работника на рынке труда. В результате этого проекта Волжский политехнический техникум получит качественный электронный образовательный ресурс, который поможет преподавателям истории сделать учебные занятия современными, яркими, интересными, а первокурсникам облегчит восприятие обширного теоретического материала.

ИСТОЧНИКИ

http://comp-science.narod.ru/pr_prez.htm

http://www.vashigroshi.com/home/recommendations-and-advices/5808-2011-09-09-07-24-15

http://business-worlds.com/marketing-pr-a-advertising/494-2011-03-07-15-26-53.html