Подгрупповое занятие-путешествие

«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л]

В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»

(старший дошкольный возраст)

Цел и :

Образовательные: закрепить умение четко произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях; автоматизировать звуки в спонтанном речевом потоке; развивать слуховое восприятие; закреплять артикуляцию [л] с гласными звуками; учить определять наличие звука в словах.

Развивающие: развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений пальцев рук; развивать зрительный и слуховой анализатор; создать условия для развития умения действовать коллективно и самостоятельно; развивать фонематический слух; развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: цветок лилия, рисунки четырёх лягушек с разными артикуляционными укладами (губы овалом, губы кружочком, губы трубочкой, губы в улыбке); схематический рисунок болота – извилистая дорожка со схематическим изображением болотных кочек, около последней кочки – изображение мотылька; маски лягушек – по количеству детей; декорации болота; «чудесный мешочек» с атрибутами (яблоко, клубок, флаг, флакон, кукла, глобус, колпачок, слоник, ложка, лак, мел, шоколад) (некоторые атрибуты по возможности изготовлены педагогом).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Подготовка к восприятию нового материала.

Логопед (держит в руках цветок лилии). Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. А поможет нам в этом цветок лилия. Сейчас я вдохну её нежный аромат и передам её вам.

Тот, кому логопед передаёт лилию, должен взять цветок и передать следующему ребенку, назвав ребёнка по имени и сказав, например: «Маша, я так рад тебя видеть».

Вот мы и поприветствовали друг друга.

Какой красивый цветок! Ребята, а где растёт лилия? (На болоте.)

А вы хотите побывать на болоте?

Дети отвечают утвердительно.

-Глазки закрывайте,

1-2-3 – повернись, на болоте окажись.

П. Усвоение нового материала.

1. Закрепление звука [л] в прямых слогах.

Декорации небольшого болотца.

Логопед. Ребята, глазки открывайте и посмотрите – нас встречают лягушки.

Выставляются карточки с изображением лягушек с разной артикуляцией.

Логопед (показывает и говорит).

Эта лягушка, у которой губки «кружочком», поёт нам такую песенку: «Ла-ла-ла».

Эта лягушка, у которой губки «трубочкой», поёт нам такую песенку: «Лу-лу-лу».

Эта лягушка, у которой губки «овальчиком», поёт нам такую песенку: «Ло-ло-ло».

Эта лягушка, у которой губки «в улыбке», поёт нам такую песенку: «Лы-лы-лы».

Ребята, давайте вспомним, какие песенки пели лягушки.

Логопед показывает картинки и предлагает детям воспроизвести песни лягушек по предложенной артикуляции.

-А теперь вместе повторим эти песенки (тихо ~ громко, индивидуально , по цепочке и хором).

2.Закрепление звука [л] в обратных слогах и в интервокальной позиции.

Логопед. Наши лягушки песенки попели и вдруг кушать захотели.

Выставляется схематический рисунок болота - извилистая дорожка со схематическим изображением болотных кочек, около последней кочки - изображение мотылька.

Логопед. Чем питаются лягушки?

Дети. Комарами, стрекозами, мотыльками.

Логопед. Давайте нашим лягушкам поможем ловить мотыльков. Поиграем в игру «Лягушки охотятся на мотылька». Нужно прыгать по кочкам и суметь не провалиться в болото, кочки не простые, а звуковые.

Героям необходимо добраться к любимой еде, проводя пальцем по извилистой дорожке и дойдя до кочки, произносить слог по инструкции логопеда, например: ал-ол-ул-ыл, и в интервокальной позиции: ала-оло-улу-ылы, столько раз, сколько будет кочек. По прохождении дорожки ребёнку выдаётся картинка с изображением мотылька. Показ логопедом, затем играют дети, чётко проговаривая звук [л].

3.Закрепление звука [л] со стечением согласных.

Логопед. А сейчас вы сами «превратитесь» в лягушек и будете ловить мотыльков.

1-2-3 – повернись и в лягушек превратись.

Детям надевают маски лягушек.

-Чтобы поймать мотылька, нужно правильно повторитьслоговые ряды, чётко проговаривая звук [л]. Повторишь правильно – получишь мотылька. (Выдаётся рисунок мотылька.)

-Повторишь неправильно – мотылёк улетит и придётся ловить снова.

Логопед проговаривает слоговые ряды, ребенок повторяет:

Лва-лво-лву-лвы, дла-дло-длу-длы, кло-кла-клу-клы, сла-сло-слу-слы, глы-гло-глу-гла, пло-плу-плы-пла.

4.Определение наличия звуков в словах.

Дети в масках лягушек.

Логопед. Лягушки очень любят прыгать. Если услышите слог «пла» в словах, подпрыгните, если нет – покачайте «отрицательно» головой.

Плакат, плавать, плут, пластилин, оплата.

-Если услышите слог «ела» в словах, подпрыгните, если нет -покачайте «отрицательно» головой.

Слава, вёсла, слабый, случай, сладость.

5.Автоматизация звука [л] в словах и в предложениях.

Логопед с детьми гуляют по залу, рассматривают «болото» и находят за камышами мешочек.

Логопед. Чего только нет на болоте! Это, наверное, клад. Давайте посмотрим.

Дети достают из мешочка предметы сами, чётко проговаривая слова и выделяя звук [л], выкладывают на стол и составляют предложения: яблоко, клубок, флаг, флакон, кукла, глобус, колпачок, ложка, шоколад, слоник, мел, лак.

Например:

У меня спелое яблоко.

У меня круглый клубок.

Пластмассовый колпачок.

Сладкий шоколад.

Флакон сделан из стекла и т. д.

Логопед. Все предметы мы сложим обратно в мешочек, а яблоком и шоколадом угостимся.

-Пора нам выбираться из болотца.

1-2-3 – повернись и в ребят превратись.

III. Итог занятия.

Дети, где вы сегодня побывали?

Что вы делали?

Что вам понравилось?

Ответы детей.

-Вам пришлось сегодня немало потрудиться, но труд никогда не бывает напрасным. Вы научились красиво произноситьзвук [л]. Дома вы можете нарисовать рисунки о том, что вы видели и что вам понравилось.

Желаю вам успехов.