АВТОРИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

Сербиной Т.И.

МБДОУ № 9

ст. Варениковская, 2012

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9

станицы Варениковской муниципального образования

Крымский район

Утверждено: педагогическим советом

протокол № 1 от «30» августа 2012г.

Программа кружка «Веселая математика»

для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации: 1 год

Сербина

Татьяна

Ивановна

ст. Варениковская

2012

Пояснительная записка.

Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Его «почему? как? где?» ставят в тупик неискушенных взрослых.

Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования. Какие это мыслительные игры? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед?

Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации.         Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.     Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

    Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к  ребенку  и  его  развитию.   Насущной   стала  проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей в детском саду. Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и игры Воскобовича с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место.  Нашим отечественным педагогам эти пособия тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера,  рекомендованные  для обучения детей основам математики.

Программа логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ «Детство» Л. И. Логиновой, учебно-методических пособий: «и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.

Цель программы: расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.

Задачи:

1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;

3) обогащать и активизировать словарь детей.

Работа кружка «Юный математик» организована по запросам родителей и строится на основе положения о кружковой работе в МБДОУ детском саду № 9 (приложение № 1).

Организация занятий: проводятся 1раз в неделю во второй половине дня.

Длительность занятия 25 минут.

Форма организации: подгрупповая.

Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов (приложение № 1) которые способствуют лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.

В результате изучения ребёнок должен:

- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Формы подведения итогов работы кружка:

- итоговое занятие

- фотовыставка

На начало учебного года была проведена диагностика с детьми подготовительной группы «А». Были использованы упражнения, направленные на определение уровня логико-математического мышления: «Назови цвета», «Отбери фигуры по форме», «Повтори», «Числовые примеры», «Сложи силуэт», «Классификация на ощупь», «определение геометрических форм, которые использованы на карточке».

Диагностика показала на начало года следующие результаты:

подготовительная группа «А» (11человек)

начало года

Литература:

В.П. Новикова, Л.И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера (раздаточный материал)

Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пообие – СПб.: Корвет, 2011

Финкельштейн Б.Б. Лепим нелепицы: альбом – СПб.: Корвет, 2011

Финкельштейн Б.Б. Спасатели приходят на помощь: альбом – СПб.: Корвет, 2011

Финкельштейн Б.Б. Поиск затонувшего клада: альбом – СПб.: Корвет, 2011

Финкельштейн Б.Б. Страна блоков и палочек: альбом – СПб.: Корвет, 2011

Цветные счетные палочки Кюизенера: наглядно-дидактическое пособие: СПб.: Корвет, 2011

Воскобович В.В. Соты: игра – СПб.: РИВ, 2011

Воскобович В.В. Крестики: игра – СПб.: РИВ, 2011

Воскобович В.В. Чудо-крестик: игра – СПб.: РИВ, 2011

Воскобович В.В. Геоконт: игра – СПб.: РИВ, 2011

Воскобович В.В. Логоформочки: игра – СПб.: РИВ, 2011

Воскобович В.В. Прозрачный квадрат: игра – СПб.: РИВ, 2011

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАГАДКИ, СТИХИ, СЧИТАЛКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕ,

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ, ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОТЕ КРУЖКА «Веселая математика»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение составлено в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением ДОУ, утверждённым Правительством РФ от 12 сентября 2008 года за № 666;

Кружковая работа ориентированна на удовлетворение образовательных потребностей воспитанников и имеет практическую направленность;

Группы формируются согласно пожеланиям родителей (законных представителей) и интересов детей;

1.4 Деятельность кружка начинается с 01 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Занятия в кружке ведётся в соответствии с образовательной программой;

Тематическое планирование составляется на весь учебный год с учётом количества часов, отведённых на кружковую деятельность;

Направленность кружка определяется в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) и интересов детей;

Занятия в кружке проводятся один раз в неделю;

Кружковая работа предполагает разнообразные формы и методы проведения занятий;

Итогом деятельности кружка является итоговое занятие, фотовыставка;

Расписание кружка включается в режим группы.

ПОРЯДОК НАБОРА В КРУЖОК

В кружок принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей).

КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРУЖКА

Кружковая работа является одним из звеньев дополнительного образования, предоставляемого воспитанникам ДОУ;

Контроль за деятельностью кружка осуществляет старший воспитатель;

По итогам учебного года руководитель кружка предоставляет отчёт о прохождении программы детьми, тематических планов;

В конце учебного года руководитель кружка предоставляет результаты диагностики освоения программы детьми;

Старший воспитатель имеет право:

посещать занятия кружка с заблаговременной информацией об этом руководителя кружка.

Дидактический материал:

Палочки Х. Кюизинера.

Полоски, ленты разной длины и ширины.

Цифры от 1 до 9.

Фланелеграф, мольберт.

Блоки Дьенеша.

Счётные палочки.

Пособия Воскобовича

Конспекты

Учебный план

наименование

Количество занятий

неделя

месяц

год

Блоки Дьениша

1

1

9

Палочки Кьюзенера

1

1

9

Игры Воскобовича

1

2

18

Приложение 1

Блоки Дьенеша.

месяц

конспект

литература

Сентябрь

Детям предлагаются наборы геометрических фигур и карточки с зашифрованным изображением этих фигур. Необходимо классифицировать фигуры по цвету, форме, толщине, размеру. Рассказать обозначение в карточках-схемах.

Приложение к набору блоков Дьенеша

Октябрь

«Рассели жильцов»

– В группе детского сада жили-были блоки. И домом для них была общая коробка, в которой блокам было тесно и темно. И дети вместе с воспитателем решили поселить их в уютном многоэтажном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, ребенок берет фигуру:

- Круг красного цвета поселим на четвертом этаже в квартире № 3. Треугольник синего цвета – на втором этаже в квартире № 1 и т.д. (приложение 1)

Дидактические игры в ДОУ

Е.Н. Панова

Ноябрь

Составить фигуры по схеме, изображенной на карточке (приложение 2)

Дидактические игры в ДОУ

Е.Н. Панова

Декабрь

Работа по альбому «Лепим нелепицы»

Ребенку читается нелепое стихотворение. Используя карточки, ребенок подбирает нужный блок.

Январь

Работа по альбому «Спасатели приходят на помощь»

Детям читается стихотворение. Смотря на картинку, ребенок подбирает необходимые блоки и «спасает» закодированное животное.

Февраль

Работа по альбому «Спасатели приходят на помощь»

Детям читается стихотворение. Смотря на картинку, ребенок подбирает необходимые блоки и «спасает» закодированное животное.

Март

«Построй дом» (приложение 3 табл. а)

В игре принимают участие пять человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка- домик и прямоугольники –кирпичи. Задача строителей – построить дом.

Ведущий по очереди вынимает из мешочка фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на карточке, закрывает его прямоугольником – «кирпичиком». Тот, кто первый правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом), становится ведущим.

Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер)

«Построй дом» (приложение 3 табл. б)

Используются карточки, которые требуют выделения двух свойств.

Ведущий. Вынимая фигуры из мешочка, называет их цвет и форму. Целесообразно сделать такие варианты карточек, играя с которыми детям необходимо ориентироваться на другие свойства (цвет и размер или форму и размер)

Апрель

Работа по альбому «Поиск затонувшего клада»

Детям предлагается альбом с заданием. Чтобы найти драгоценный камень необходимо решить пример и по ответу на карточке найти нужный признак этого камня. Решив все примеры из сундука, находим необходимый блок.

Май

Работа по альбому «Поиск затонувшего клада»

Детям предлагается альбом с заданием. Чтобы найти драгоценный камень необходимо решить пример и по ответу на карточке найти нужный признак этого камня. Решив все примеры из сундука, находим необходимый блок.

Палочки Кюизенера.

месяц

конспект

литература

Сентябрь

Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.

Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).

Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.

Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови

Задание на закрепление эталона цвета.

Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019